Mcowkin
- 1 year ago
- 0
- 0
Епи́скоп Михаи́л (в миру Михаи́л Миха́йлович Гриба́новский ; 2 (14) ноября 1856 , Елатьма , Тамбовская губерния — 19 (31) августа 1898 , Симферополь ) — епископ Православной российской церкви ; с 19 января 1897 года Таврический и Симферопольский . Богослов.
Став первым за 20 лет в преподавательской корпорации Петербургской духовной академии , кто принял монашество, был неформальным возглавителем «монашеской дружины» — нескольких будущих иерархов Российской Церкви, последовавших его примеру .
Родился 2 ( 14 ) ноября 1856 года в семье потомственного священника, благочинного городских церквей Елатьмы . Мать — дочь священника. В семье было одиннадцать детей, шестеро из которых умерли в возрасте от одного до двенадцати лет. В детстве и юности Михаил много болел. По воспоминаниям современников,
для того, чтобы победить нежелательную сонливость, он ложится спать на сруб колодца; голова — на одной стенке, ноги — на другой. Чтобы выучить не дававшийся ему греческий язык , Михаил, сказавшись больным, на месяц запирается в квартире и затем отлично отвечает в классе.
Рассказ Антона Чехова « Архиерей » (1902) был навеян образом епископа Михаила, а описание в рассказе судьбы его матери по смерти Преосвященного, видимо, есть точное описание произошедшего с его родительницей .
В 1872 году окончил 2-е Тамбовское духовное училище , позднее — Тамбовскую духовную семинарию и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1884; тема кандидатской работы: «Религиозно-философское мировоззрение философа Гераклита »). Во время учёбы в Санкт-Петербургской духовной академии подружился с будущим митрополитом Антонием (Храповицким) .
14 января 1884 года пострижен в монашество; 29 января рукоположён во иеродиакона ; 8 мая — во иеромонаха .
С 15 августа 1884 года — и. д. доцента по кафедре основного богословия Санкт-Петербургской духовной академии. С 29 апреля 1887 года — и. д. инспектора этой академии.
10 апреля 1888 года возведён в сан архимандрита . В этом же году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Вып. 1: Истина бытия Божия».
С 1 декабря 1888 — инспектор Санкт-Петербургской духовной академии .
С 27 августа 1890 года — настоятель посольской церкви в Афинах (назначен в Грецию после тяжёлого воспаления лёгких, потребовавшего перемены климата).
С 6 августа 1894 года — епископ Прилукский , викарий Полтавской епархии .
С 30 ноября 1895 года — епископ Каширский , викарий Тульской епархии .
С 19 января 1897 года — епископ Таврический и Симферопольский .
Скончался 19 ( 31 ) августа 1898 года.
Епископ Михаил был глубоким знатоком Священного Писания и русской и зарубежной классической литературы (особенно любил труды Ф. М. Достоевского ). Увлекался астрономией. Предметом его научных трудов была философия, в том числе Гераклита и Иммануила Канта . Наиболее известная работа епископа Михаила — «Над Евангелием» — представляет собой сборник эссе на библейские темы, содержащих образные пастырские размышления о смысле жизни, о вере, о «творчестве добра в себе и других». По словам протоиерея Александра Меня , «труд этот написан как свидетельство веры, которая черпает из Писания глаголы жизни вечной. Такой подход автор сознательно противопоставляет „внешнему изучению“ Библии».
Один из современников владыки Михаила, Р. Х. Лепер, писал о нём:
Преосвященный Михаил был доступен для всякого. Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своими кроткими, проницательными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет, а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить. Нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры — любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь.
Будучи архиереем, открывал церковно-приходские школы и вечерние курсы для взрослых, поощрял внебогослужебные собеседования, создавал приходские братства, организовал выпуск журнала « Таврические епархиальные ведомости ». Столь активная деятельность привела к дальнейшему ухудшению состояния здоровья епископа, который скончался от туберкулёза. По воспоминаниям митрополита Антония (Храповицкого) , «он улыбался среди мучительных страданий: задыхаясь, за несколько минут до смерти он шептал друзьям своим свой последний завет о самоотверженном служении Апостольской церкви».
Был похоронен в левом приделе кафедрального Александровского собора в Симферополе . После разрушения храма в 1930 был перезахоронен у храма Всех Святых в этом же городе.