Техника в культуре и искусстве
- 1 year ago
- 0
- 0
Мари́я I Тюдо́р — первая коронованная королева Англии (1553—1558), королева Ирландии (1553—1558), королева Испании (1556—1558). В истории Великобритании воспринимается в основном негативно, она получила прозвище Мария Кровавая из-за многочисленных казней и Мария Католичка из-за попыток восстановить влияние католической церкви. Несмотря на недолгий период правления, Мария Тюдор стала ярким историческим персонажем, что нашло отражение в различных сферах культуры и искусства.
В молодости Марию Тюдор изображали Ганс Гольбейн-младший и «Мастер Джон» , в 1550 году , в период её правления — Ганс Эворт , написавший три разных портрета, и Антонис Мор . В отличие от многочисленных , выполненных в броском национальном английском стиле, портреты Эворта и Мора в той или иное мере воспроизводят манеру Тициана и принадлежат не новому времени , но уже завершающейся эпохе Возрождения .
Самый ранний из надёжно атрибутированных портретов Марии написал в 1544 году «мастер Джон». На этом портрете 28-летняя Мария всё ещё красива, но её лучшие годы уже позади. Невыразительные глаза, опущенные вниз уголки рта — признаки душевных страданий, перенесённых в 1530-е годы . Эти же черты, запечатленные на позднейших портретах, определили восприятие образа Марии историками. Джеффри Элтон считал, что на них изображена «желчная и ограниченная» женщина, полная противоположность своим отцу , брату и сестре . Пенри Уильямс писал, что Мария Эворта и Мора — «хмурая, блёклая и подавленная [женщина], лишённая искры образа Божия » и королевского величия ; это «обыкновенная женщина, способная завоевать наши симпатии, но не внушающая почтения» .
Самым выразительным из прижизненных изображений королевы является портрет в технике кьяроскуро , написанный Антонисом Мором по заказу Карла V в 1554 году, вскоре после бракосочетания с Филиппом (в 1557 году этот портрет был массово воспроизведён в анонимном парном изображении Филиппа и Марии ). Мор, придворный живописец Карла и Филиппа, не был ничем связан с английским обществом и не был заинтересован в лакировке образа Марии; вероятно, что натурализм его картины была продиктован самим заказчиком . На портрете Мора Мария, уже немолодая женщина, сидит в естественной позе, её лицо ярко освещено, черты лица — неправильные . Брошь на шее Марии, украшенная легендарной жемчужиной — свадебный подарок Габсбургов, роза в её правой руке — эмблема дома Тюдоров и одновременно эмблема девы Марии , а потому, возможно, и намёк на ожидаемую беременность королевы . Если это предположение верно, то Мария на этом портрете — не самостоятельный правитель, а лишь супруга короля из дома Габсбургов .
В правление Марии ходили лубочные карикатуры, изображавшие «кровавую» королеву в образе самки со множеством сосков, выкармливающих епископов, попов и испанцев . Историк XVIII века Томас Карт писал, что в дома вельмож и самой королевы тайно подбрасывали прокламации, на которой Мария была изображена «голой, тощей, морщинистой и усохшей, с дряблыми и невероятно отвисшими грудями…» . Анонимные авторы поясняли читателю, что королева выглядит так потому, что толпящиеся у трона испанцы обобрали её, оставив лишь кожу да кости .
Прижизненные скульптурные портреты Марии в профиль выполнил придворный медальер Габсбургов ( исп. Jacome da Trezzo, Jacometrezzo ), приезжавший в Лондон в 1554 году . Дошла до наших дней и погребальная эффигия Марии . Деревянная голова этой эффигии выставлена в постоянной экспозиции Вестминстерского аббатства .
Самое известное литературное произведение о королеве Марии — романтическая драма «Мария Тюдор» Виктора Гюго фр. Marie Tudor , начатая писателем перед Июльской революцией 1830 года и поставленная в 1833 году .
Действие пьесы происходит в Лондоне, незадолго до приезда Филиппа . Сюжет пьесы полностью вымышлен : трое из четырёх главных действующих лиц не имеют исторических прототипов, но имена двух из них (Джейн и её жениха Гилберта) открыто перекликаются с реальными Джейн Грей и Гилфордом Дадли . По сюжету, Мария состоит в интимной связи с итальянцем Фабиано Фабиани . Всесильный фаворит Фабиани, которого опасаются и имперский посол , и лорд-адмирал Клинтон , соблазняет сироту Джейн, чтобы завладеть её наследством. В приступе ревности Мария предлагает Гилберту союз против бывшего любовника . После того, как Фабиани и Гилберт оказываются в застенках Тауэра , Мария пытается спасти Фабиани, а Джейн — Гилберта . «Мария Тюдор» — единственная пьеса Гюго со счастливой развязкой : Гилберт возвращается к Джейн, Фабиани гибнет на эшафоте по воле Ренара:
Королева: А Фабиано?
Симон Ренар: Казнён.
Королева: Казнен?.. Казнен! Кто осмелился?
Симон Ренар: Я. Я спас королеву и Англию.
Перевод М. Замаховской
«Мария Тюдор», одна из самых сценических пьес Гюго , послужила основой для двух опер и двух кинофильмов. Первая опера, , была написана Джованни Пачини на либретто Леопольдо Тарантини, весьма вольно переложившего оригинал Гюго. Опера Пачини стала последней в череде «королевских» опер итальянских композиторов на средневековые английские сюжеты (« Мария Стюарт », « Анна Болейн » и т. п.) . После успешной премьеры в Палермо в 1843 году «Мария, королева Англии» исполнялась около десяти лет, а затем была забыта. Попытки восстановить оперу предпринимались в 1983 году в Англии и в 2012 году в Германии. Вторая опера, , была написана бразильцем Антониу Гомесом и впервые поставлена в « Ла Скала » в 1879 году. Миланская премьера провалилась, опера Гомеса больше никогда не ставилась в Европе, но с успехом шла на бразильской сцене.
Бельгийский писатель Шарль де Костер в своем многоплановом романе Легенда о Тиле Уленшпигеле (1867), рисующем картины жизни Фландрии во времена борьбы ее народа против испанского господства, описывает Марию Тюдор как бесплодную похотливую женщину, которая пытается пробудить ответные чувства у своего супруга-консорта Филиппа , будущего короля Испании . В одной из глав романа воспроизводится переписка Филиппа со своим отцом Карлом V , в которой обсуждается королева, ее поступки и мотивации .
В истории кинематографа было несколько волн интереса к эпохе Тюдоров , прежде всего к историям Елизаветы, Марии Стюарт и Генриха VIII. Первая из этих волн эпохи звукового кино началась в 1935 году и иссякла с началом Второй Мировой войны , вторая началась в 1953 году и продолжалась почти двадцать лет . Затем, после долгого перерыва, в 1998 году вышла « Елизавета » с Кэти Бёрк в роли Марии — так началась очередная волна, продолжающаяся в 2010-е годы. Мария Тюдор появляется во множестве исторических фильмов и телесериалов, но по данным составителей справочника «Тюдоры в кино и на телеэкране» (2013) лишь в трёх постановках её персонаж стал главным: это французский немой фильм 1912 года Marie Tudor с в главной роли, одноимённый французский телефильм 1966 года c Франсуазой Кристоф (оба по пьесе Гюго) и британский телефильм 2008 года The Twisted Tale of Bloody Mary («Тёмная история Кровавой Мэри») с Мирандой Френч .
Все остальные художественные постановки делятся на две группы. В фильмах, действие которых происходит в эпоху Генриха VIII , молодая принцесса Мария обычно является положительным персонажем второго плана. Это, например, кинофильмы « Тысяча дней Анны » (1969), « Ещё одна из рода Болейн » (2008) и сериалы «Шесть жён Генриха VIII» ( BBC , 1970), « Генрих VIII » (2003), «Роза Тюдоров» (2008) и « Тюдоры » (2007—2010) . В фильмах о Елизавете и елизаветинской эпохе королева Мария — важный, но вспомогательный персонаж. Фильмы, вводящие «кровавую Марию» в завязку истории Елизаветы — «Королева-девственница» (1923) и одноимённый сериал 2006 года , « » (1936), « Жемчужины короны » (1937), « Елизавета » (1998) и многие другие вплоть до сериала 2022 года « Становление Елизаветы ». В экранизациях « Принца и нищего » Марка Твена (действие романа происходит в 1547 году, непосредственно перед и после смерти Генриха VIII) Мария по воле режиссёров выступает в обеих ролях — и «доброй принцессы», и будущей «кровавой Мэри» .
Взаимоотношения Марии и её супруга Филиппа Испанского подробно описываются в заключительных сериях испанского телесериала « Карлос, король и император ».
В документальных фильмах Мария Тюдор обычно предстаёт в упрощённом викторианском образе мстительного и ненавидимого народом тирана. Например, в 25-минутном фильме, вышедшем в 2002 году на канале Discovery в серии «Худшие люди в истории» ( The Most Evil Men and Women in History ) участвуют современные историки, давшие личности Марии взвешенные оценки, — Джон Купер, Стивен Ганн, Дэвид Лодс и Дэрмейд Маккалок. Однако мелодраматический сценарий фильма ставит Марию в один ряд с современными тиранами, а его ведущий делает «выводы», противоречащие мнению историков: о том, что «нация объединилась против королевы» и так далее .