Памятник Ивану Шувалову (Москва)
- 1 year ago
- 0
- 0
Памятник Ивану Федорову ( укр. Пам’ятник Іванові Федорову ) во Львове расположен на , у дома № 13. Монумент в честь первопечатника Ивана Федорова во Львове был установлен 26 ноября 1977 года в ознаменование «400-летия книгопечатания на украинских землях». Площадь вокруг этого памятника представляет собой крупнейший букинистический рынок Львова.
Памятник Ивану Фёдорову расположен неподалеку от места, где в XVI веке работала типография Львовского ставропигиального братства. Монумент находится на площадке, образовавшейся после благоустройства сквера у башни Корнякта , между входами в Успенскую церковь и Государственный архив Львовской области , а также улицами Подвальной и Русской . Памятник был установлен на фоне одного из самых известных сакральных зданий Львова — бывшего Доминиканского собора , где в советский период размещался Музей истории религии и атеизма (нынешний Музей истории религии ).
Иван Фёдоров в одной руке держит книгу, а другой рукой сеет зёрна знаний на львовскую брусчатку. В ходе работ по сооружению памятника были обнаружены руины двух расположенных параллельно друг к другу оборонительных стен, что повлияло на конечное расположение памятника и его композиционное решение .
В 1964 году отмечалось 400-летие со времени издания первой книги, напечатанной Иваном Федоровым в Москве . В рамках этих празднований в сквере между улицами Подвальной и Ивана Фёдорова была установлена мемориальная плита с намерением сооружения во Львове в течение следующего десятилетия памятника первопечатнику.
В 1977 году львовские скульпторы получили заказ на памятник из Москвы с условием возвести его в течение двух месяцев. За столь короткий срок сделать это представлялось невозможным, поэтому получила распространение версия, что скульпторы решили эту задачу, взяв макет типичного советского солдата и приделав к нему голову Фёдорова, а в его руки вложив книгу . Доказательствами подобной гипотезы могут служить фартук первопечатника, в котором легко узнаётся шинель, и кирзовые сапоги на его ногах.
Публицист и исследователь архитектуры Павел Шубарт отмечал в идее сооружения этого памятника стремление не столько удовлетворить эстетические потребности, сколько, выдернув из богатой истории Львова отдельные факты, легализовать в глазах галицкой общественности коммунистический режим с ментально чуждой львовянам Москвой в своей основе .