Interested Article - Гавит
- 2020-12-07
- 2
Гавит , жаматун (от арм. գավիթ — двор) — нежилое помещение полуцерковного-полугражданского назначения (аналогичное притвору ) в армянской архитектуре , пристраивавшееся в Средние века к церквям, преимущественно с запада . Иногда используется как отдельное здание.
Этимология
Этимология слова неизвестна. Употребляется в армянских текстах уже с V века, причём с разными значениями («хлев», «двор», «прихожая», «церковь», «небесное царство»). Из древних грамматиков впервые слово пытался этимологизировать Григор-Амам , но безуспешно .
Описание
Гавиты служили дополнительным помещением для молящихся, усыпальницей, местом собраний, иногда в них совершались церковные службы. В IX—XI веках гавиты имели форму сводчатого зала; в XII—XIII веках многие гавиты воспроизводили композицию (в частности, перекрытие) народного жилища — глхатуна . Наиболее распространены гавиты в виде 4-столпного зала с арочно-сводчатым перекрытием (в Санаине , 1185; Амазаспа в Ахпате , 1257); встречаются и 6-столпные 3- нефные гавиты (в Санаине, 1211), реже — бесстолпные зальные гавиты с покрытием на перекрещивающихся арках (в Ахпате, 1209; Хоракерте, 1252). Иногда гавиты были уникальны сводами с мозаичными выкладками), можно обнаружить в армянских соборах 1224 года.
История
с 1196 по 1206 годы в Цахкадзоре был сооружён гавит монастыря. Гавит прилегает с запада к главной церкви. Он прямоуголен (14,85х16,5 м) и относился к самому распространённому — центричному, с четырьмя колоннами. В центре перекрытия расположен восьмигранный купол с «ердыком» (световым отверстием).
Церковь Св. Арутюн (1220 г.), здесь представлен самый интересный прилегающий к западному фасаду однонефный сводчатый гавит, общий объём и отдельные детали которого дополняют композицию церкви, образуя вместе с ней единый архитектурный организм. Заслуживает внимания вход гавита: он представляет двуарочный проем с разделяющим арки столбом круглого сечения из монолитного камня.
Строительство средневекового армянского собора Гандзасар было начато хаченским князем Гасан-Джалал Дола в 1216 году и окончено в 1238 году . Освящение Гандзасара проходило в 1240 году . Согласно свидетельству армянского историка Киракоса Гандзакеци , гавит собора построила жена Асана Джалалом Мамкан, постройка церкви была осуществлена приблизительно до 1261 года .
Гавит Гандзасара особенно близок по композиции гавитам национальных памятников Ахпата и Мшкаванка. Вход из гавита в храм обрамлен порталом с полукруглой аркой (считается индивидуально мусульманским элементом), наличник которой украшен мелкой плетёнкой, а тимпан арки заполнен наборными звездами с фигурными (в виде ромбов) промежутками. Такие наборные звезды — также очень характерное явление в армянском монументальном искусстве XII—XIII вв. Пониженность колонн усиливает ощущение высоты перекрещивающихся арок гавита. Прямоугольный наружный массив гавита завершен высокой четырёхскатной кровлей, покрытой каменной черепицей, и увенчан в центре восьмигранной легкой ажурной ротондой.
Гавит Гандзасарского монастыря — одно из прекрасных архитектурных творений, отразивших в себе все творческие достижения армянских зодчих XIII века.
В конце XIV в. с запада к храму Сурб Хач был пристроен гавит. Залы, как и гавит имеют трехчастную, арочно-сводчатую конструкцию с двумя колоннами в центре интерьера.
Одни из знаменитых гавитов Армении были: Хоракерте (1251 г.), в Ахпате (начало XIII в.), Мшкаванке (первая половина XIII в.) и Аратесе (1265 г.).
Литература
- Мнацаканян С. Х., Архитектура армянских притворов, Ереван, 1952.
- Жаматун // Докеры — Железняков. — М. : Советская энциклопедия, 1952. — С. 585-586. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 15).
Примечания
- Р. Ачарян . . — 1971. — Т. 1. — С. 528. 5 марта 2016 года.
Ссылки
- 2020-12-07
- 2