Мейерхольд, Ирина Всеволодовна
- 1 year ago
- 0
- 0
Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд ; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold , впоследствии Мейерхольд-Райх ; 28 января [ 9 февраля ] 1874 , Пенза — 2 февраля 1940 , Москва ) — русский и советский театральный режиссёр , актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска , автор программы « Театральный Октябрь » и создатель актёрской системы, получившей название « биомеханика ». Народный артист Республики (1923).
Карл Казимир Теодор Мейерхольд был восьмым ребёнком в лютеранской семье винозаводчика Эмилия Фёдоровича Мейерхольда (ум. 1892), выходца из старинного рода немецкого происхождения Мейерхольд фон Риттерхольм , и его жены, балтийской немки Альвины Даниловны (урождённой Неезе).
В 1895 году окончил Пензенскую 2-ю мужскую гимназию, в которой позже учился актёр немого кино Иван Мозжухин (здание гимназии по ул. Володарского , 5 сохранилось, сейчас в памятнике истории и культуры федерального значения располагается управление образования Пензы).
После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета . В том же году, по достижении совершеннолетия (21), принял православие и изменил имя на Всеволод — в честь любимого писателя Всеволода Гаршина .
В 1896 году перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Владимира Немировича-Данченко .
В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками, в том числе Ольгой Книппер и Иваном Москвиным , вступил в труппу создаваемого Художественно-общедоступного театра . В спектакле « Царь Фёдор Иоаннович », которым 14 (26) октября 1898 года открылся театр, играл Василия Шуйского .
В постановке чеховской « Чайки » Мейерхольд играл Треплева, а в 1901 году стал первым на русской сцене исполнителем роли Тузенбаха в « Трёх сёстрах ». Среди ролей, сыгранных на сцене Художественного театра — принц Арагонский в « Венецианском купце » Шекспира (1898), Иоанн Грозный в трагедии А. К. Толстого « Смерть Иоанна Грозного », Иоганнес в «Одиноких» Гауптмана .
В 1902 году с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с Александром Кошеверовым труппу в Херсоне . Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Новая драма (Товарищество новой драмы)» .
В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей, гастрольные выступления проходили на подмостках Тбилиси, Севастополя, Николаева.
В мае 1905 года Константин Станиславский предложил Мейерхольду подготовить спектакли «Смерть Тентажиля» Мориса Метерлинка , «Комедия любви» Генрика Ибсена и «Шлюк и Яу» Герхарта Гауптмана для Театра-студии , который он задумал открыть на Поварской улице в Москве .
Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение . Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику .
Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи. Но при отсутствии артистической техники у актёров он смог только демонстрировать свои идеи, принципы, искания, осуществлять же их было нечем, не с кем, и потому интересные замыслы студии превратились в отвлечённую теорию, в научную формулу» . В октябре 1905 года Студию закрыли, Мейерхольд вернулся в провинцию .
В 1906 году Вера Комиссаржевская пригласила его в Петербург — стать главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице. За сезон Мейерхольд выпустил 13 спектаклей, в том числе: « Гедду Габлер » Генрика Ибсена , «Сестру Беатрису» Мориса Метерлинка , «Жизнь человека» Леонида Андреева .
В 1907 году ставит «Балаганчик» Александра Блока , идёт от текста. Спектакль стал началом «театра условности» в России. Сотрудничество с Комиссаржевской оказалось кратким. При Мейерхольде в театр перестали ходить, труппа оказалась на грани разорения. Вера Фёдоровна уволила Всеволода Эмильевича. Оскорбившись, он дважды подавал в суд, однако его претензии сочли необоснованными .
В 1912 году в Териоках Мейерхольд поставил спектакль по пьесе испанского драматурга XVII века Кальдерона «Поклонение кресту» (двумя годами ранее он ставил эту пьесу на «Башне» у Вяч. Иванова с В. Шварсалон с роли Эусебио). Режиссёр и актёры долго искали подходящее место на природе. В имении писательницы Марии Крестовской в Молодёжном ( фин. Metsäkylä ) нашли прекрасный сад: от дачи к Финскому заливу спускалась большая лестница — сценическая площадка.
Спектакль, по замыслу, должен был идти ночью, «при свете горящих факелов, с огромной толпой всего окрестного населения». Затею не воплотили по техническим причинам, спектакль поставили в помещении. Но с тех пор идея театра на открытом воздухе («походного театра») занимала Мейерхольда [ нет в источнике ] .
В Александринском театре Мейерхольд поставил пьесы «У царских врат» Кнута Гамсуна (1908), «Шут Тантрис» Эрнста Харта, «Дон Жуан» Мольера (1910), «На полпути» Артура Пинеро (1914), «Зелёное кольцо» Зинаиды Гиппиус , «Стойкий принц» Кальдерона (1915), « Гроза » Островского (1916), « Маскарад » Лермонтова (1917). В 1911 году поставил в Мариинском театре оперу Глюка « Орфей и Эвридика » (художник — А. Я. Головин , балетмейстер — М. М. Фокин ).
Мейерхольд с радостью принял революцию и в 1918 году вступил в РКП(б) .
Поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » Маяковского ( 1918 год ). В марте 1918 года в кафе «Красный петух», открытом в бывшем Пассаже Сан-Галли , поставил пьесу Блока «Незнакомка» .
С мая 1919 по август 1920 года жил в Крыму и на Кавказе. Пережил несколько смен власти, его арестовывала белая контрразведка.
Заведовал Театральным отделом (ТЕО) Наркомпроса по приглашению наркома просвещения Луначарского (сентябрь 1920 — февраль 1921).
В 1920 году начал активно вводить в театр программу « Театральный Октябрь ». Вводит на Курсах мастерства сценических постановок преподавание биомеханики как теории движений, и в 1921 году использует этот термин для занятий сцендвижением . В 1921 году поставил вторую редакцию Мистерии-Буфф в Москве.
Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТиМ) создали в Москве в 1920 . Первоначальное название — Театр РСФСР-I, с 1922 — Театр Актёра и Театр ГИТИСа , с 1923 — Театр им. Мейерхольда (ТиМ); в 1926 театру присвоили статус государственного .
Параллельно Мейерхольд руководит Театром Революции (1922—1924).
В 1928 году ГосТиМ едва не закрыт: режиссёра заподозрили в измене. Отправившись с женой за рубеж для лечения и переговоров о гастролях, Мейерхольд задержался во Франции. В тот же период из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов , возглавлявший МХАТ 2-й , и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский . Мейерхольда заподозрили в желании остаться . Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр .
В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом. Михаил Чехов встречался с Мейерхольдом в Берлине , вспоминал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так (точных слов я не помню): с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь. На вопрос мой — зачем? — он ответил: из честности» .
В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Зинаида Райх , посмотрел Сталин , и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда, его обвиняли в эстетстве. Зинаида Райх написала Сталину письмо, где упрекнула его, что он не разбирается в искусстве.
8 января 1938 года театр закрыли. Приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда» опубликован в газете « Правда » 8 января 1938 года .
В мае 1938 года Константин Станиславский предложил безработному Мейерхольду должность режиссёра в руководимом им оперном театре. После смерти Станиславского Мейерхольд стал главным режиссёром театра. Продолжил работу над оперой « Риголетто ».
Мейерхольд высоко ценил дарование композитора Сергея Прокофьева , неоднократно пытался поставить оперу « Игрок », балет « Стальной скок », однако желание режиссёра не было осуществлено, как и в случае с оперой « Семён Котко ».
20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде ; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск [ нет в источнике ] . В протоколе обыска зафиксирована жалоба его жены 3инаиды Райх , протестовавшей против методов одного из агентов НКВД [ неавторитетный источник ] . Вскоре (15 июля) она была убита неустановленными лицами.
После трёх недель допросов, сопровождавшихся пытками , Мейерхольд подписал нужные следствию показания: его обвиняли по статье 58 Уголовного кодекса РСФСР . В январе 1940 года Мейерхольд писал Молотову :
…Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам […] боль была такая, что казалось, на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток…
Заседание Военной коллегии Верховного суда СССР состоялось 1 февраля 1940 год]а. Коллегия приговорила режиссёра к расстрелу . 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение.
О месте захоронения Мейерхольда пишет журнал «Театрал»: «Внучка Мейерхольда Мария Валентей ещё в 1956 году добилась его политической реабилитации. Но не зная тогда, как и когда погиб её дед, установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник. Ей, актрисе и возлюбленной жене, и ему. На памятнике выгравирован портрет Мейерхольда и надпись: „Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх“».
В 1987 году ей стало известно и подлинное место захоронения Мейерхольда: «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930—1942» на Новом Донском кладбище . По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанному лично Сталиным , тогда расстреляли 346 человек. Их тела кремировали, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых .
В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.
В 1896 году Всеволод Мейерхольд женился на Ольге Михайловне Мунт (1874—1940).
Три дочери:
В 1922 году Мейерхольд женился на актрисе Зинаиде Райх (1894—1939) .
Точная дата гибели Мейерхольда стала известна лишь в феврале 1988 года, когда КГБ СССР позволил внучке режиссёра Марии Алексеевне Валентей (1924—2003) ознакомиться с его «делом». 2 февраля 1990 года впервые был отмечен день смерти Мейерхольда .
Сразу после официальной реабилитации, в 1955 году была сформирована Комиссия по творческому наследию режиссёра. С момента основания по 2003 год бессменным учёным секретарём Комиссии была М. А. Валентей-Мейерхольд; возглавляли Комиссию по наследию в разные годы Павел Марков (1955—1980), Сергей Юткевич (1983—1985), Михаил Царёв (1985—1987), В. Н. Плучек (1987—1988). С 1988 года председателем Комиссии является режиссёр Валерий Фокин .
В конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры в Москве — филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина
С 25 февраля 1989 года в Театре им. М. Н. Ермоловой , который в то время возглавлял Валерий Фокин, проводились вечера памяти Мейерхольда .
В 1991 году по инициативе Комиссии по наследию и при поддержке Союза театральных деятелей России , на базе учреждённого ещё в 1987 году Всероссийского объединения «Творческие мастерские», был основан Центр имени Вс. Мейерхольда (ЦИМ) . Центр занимается научной и образовательной деятельностью; за два с лишним десятилетия своего существования он превратился в традиционное место проведения международных фестивалей и национального фестиваля « Золотая маска », площадку для гастролей лучших европейских и российских спектаклей .
Личный В. Э. Мейерхольда хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства . Фонд насчитывает 3891 единицу хранения за 1870—1992 гг. Основу фонда составляют материалы артистической и режиссёрской деятельности Мейерхольда: режиссёрские экземпляры пьес, разработки, планировки и монтировки спектаклей, эскизы декораций и костюмов, а также дневники, записные книжки, фотографии и др.