Interested Article - Розенбаум, Жак

Жак Розенбаум ( нем. Jacques Rosenbaum , полное имя — Жак Густав-Адольф Розенбаум-Эренбуш , нем. Jacques Gustav-Adolf Rosenbaum-Ehrenbush ; 1 июля 1878 года, Гапсаль , Российская Империя — 6 января 1944 года, Берлин , Третий Рейх ) эстонский архитектор остзейского происхождения , позднее — деятель нацистской военной промышленности.

Ранняя жизнь

Розенбаум происходил из остзейской буржуазной семьи, и, возможно, имел еврейских предков. Его отец был адвокатом, а дед по отцовской линии — архитектором. Розенбаум вырос в Гапсале и Ревеле.

В 1897 году он женился на Адриенне Керковиус. У супругов было пятеро детей.

В 1896 году Розенбаум начал изучать химию и архитектуру в Рижском политехническом институте . Розенбаум окончил институт в 1904 году.

Основные работы (1907—1919)

Наиболее продуктивным и, возможно, наиболее творческим временем работы Розенбаума как архитектора были 1907—1919 годы, когда он работал в Таллине в стиле, который в широком смысле можно назвать модерном . Его первые проекты этого времени (в том числе проект перестройки дома Черноголовых ), которые не были выполнены, черпали много вдохновения из немецкой ренессансной архитектуры.

Дом на улице Пикк, 23/25

В 1908 году Розенбаум завершил проект для Рейнхольда Рейхмана на углу улицы Пикк и улицы Хобусепеа в старом городе Таллина. В этом первом здании Розенбаума заметны его эклектичный стиль и любовь к орнаменту. Здание не легко классифицировать эстетически ни в одном из популярных тогда архитектурных стилей. Она демонстрирует влияние модерна, немецкого неоренессанса и нео- маньеризма , которые выражаются в богатстве орнамента. Среди деталей — комичная скульптура старика, глядящего через улицу сквозь пенсне , породившая множество местных легенд. Этот и другой орнамент был выполнен известным рижским скульптором Августом Фольцем .

Здание на Пикк, 23/25 также отражает идеи Розенбаума по градостроительству, поскольку архитектор пытался оживить городское пространство с помощью угловой башни с закрученным куполом, балконом и другими архитектурными украшениями. Было высказано предположение, что он был вдохновлен работами Камилло Зитте в этом и других его проектах.

Дом на улице Пикк, 8

В 1910 году Розенбаум завершил ещё один проект для Рейнхольда Райхмана, на этот раз на Пикке, 18 — прямо через улицу от более раннего здания. Это здание, возможно, самое известное здание в стиле ар нуво в Таллине. Два больших дракона, вылепленные Августом Вольцем, стоят по бокам единственного большого изогнутого окна на первом этаже. Над ним две суровые египтянки с обнаженными торсами подчеркивают вертикальность фасада. Египетская тема повторяется двумя гермами чуть ниже линии крыши. Как и в архитектуре модерна в целом, так и в современном символистском движении в искусстве, эти орнаменты были предназначены для передачи смысла или послания, отличного от чисто декоративного; однако относительно того, что именно они должны символизировать, по-видимому, нет четкого консенсуса .

Дом на улице Харью, 9

Почти одновременно с работой над прошлым зданием Розенбаум работал над проектом банка на улице Харью , 9 в Таллине. В 1909 году строительство было завершено. Здесь снова Розенбаум начал с относительно строго здания в стиле модерн, но проект был пересмотрен и построен в несколько менее экстравагантном, более традиционном и историцистском стиле. Во время Второй мировой войны здание сильно пострадало, и при последующей реставрации многие скульптурные детали не были воссозданы. Таким образом, здание на Харью- представляет собой более простое известняковое здание, явно выполненное в стиле неоренессанса.

Дом на улице Роосикрантси, 15

В 1911—1912 годах по проекту Розенбаума на улице Роосикрантси, 15 был построен доходный дом для Густава Леппенберга — ремесленника и пианиста. Здесь Розенбаум сочетал формы модерна с нео-барочным влиянием. Симметричный фасад, не характерный для движения в стиле модерн, украшен скульптурными львиными головами. В этом биограф Розенбаума Карин Халлас-Мурула прослеживает влияние как оживленной рижской сцены модерна, так и таких архитекторов, как Михаил Эйзенштейн и Отто Вагнер .

Мыза Лаупа

Здание было спроектировано в 1910 году и завершено в 1913 году . Этот стиль представляет собой эклектичную архитектуру в стиле необарокко с сильным влиянием модерна и неорококо . Мыза считается одним из самых исторически верных зданий Жака Розенбаума. Здание богато украшено пилястрами , полуколоннами , террасами, балюстрадами , лепными гирляндами и морскими раковинами в стиле рококо . Некоторые украшения были изготовлены в знаменитой мастерской скульптора Августа Фольца в Риге . Мыза считается одной из самых удачных художественно выполненных мыз Эстонии.

Дальнейшая жизнь

Дом моряков

В 1919 году Розенбаум переехал с семьей в Грейфсвальд в Германии , но вернулся в Таллинн в 1920 году. В 1921 году он принял эстонское гражданство и стал партнером в архитектурной фирме Roma . Однако его стиль начал выходить из моды, и в новой эстонской республике стали искать новые, более эстонские идеалы в строительстве. Его наиболее заметной работой этого периода является дом моряков на улице Уус-Садама 14/Туукри 13, завершенный в 1926 году.

В 1928 году Розенбаум вернулся в Германию, где в 1932 году вместе с женой вступил в Нацистскую партию . Причины этого противоречивого решения ещё более осложняются возможностью того, что у него самого могли быть еврейские корни. В 1930 годы он работал в люфтваффе , выполняя различные технические задания, а после 1942 года — в Министерстве вооружений и военного производства. В 1943 году он был назначен советником в оккупированной Риге по организации Тодта . Из-за ухудшения здоровья он вернулся в Берлин в 1943 году и умер там 6 января 1944 года.

Стиль

Большая часть работ Розенбаума относится к модерну, хотя в них чувствуется большое влияние классицистической и стиля геймат . Сильное влияние на его стиль оказало движение модерна в Риге в начале 20 века, а также финский национальный романтизм . Стиль Розенбаума часто характеризуется скульптурами и украшениями. Помимо нескольких многоквартирных домов, частных домов и вилл, Розенбаум также проектировал заводы и одну пожарную станцию в течение своих таллиннских лет, отражая тот факт, что в относительно небольшом городе, каким был Таллинн в то время, архитектор должен был выполнять всевозможные работы.

См. также

Примечания

  1. ↑ . — Tallinn: Eesti Arhitektuurimuuseum, 2010. — 127 Seiten с. — ISBN 978-9985-9828-7-7 , 9985-9828-7-8.
  2. (неопр.) . art.nouveau.world . Дата обращения: 28 марта 2021. 26 апреля 2019 года.
  3. (англ.) . Famous Birthdays . Дата обращения: 28 марта 2021. 30 июня 2015 года.
  4. Ivar Sakk. . — Tallinn: Sakk & Sakk, 2004. — 375 pages с. — ISBN 9949-10-117-4 , 978-9949-10-117-7.
  5. . — [Estonia?]: Kunst, 2004. — 248 pages с. — ISBN 9949-407-18-4 , 978-9949-407-18-7.
  6. Прауст Вальдо. Эстония. Красивейшие мызы, замки и крепости. — 2006. — 64 с.
  7. (неопр.) . art.nouveau.world . Дата обращения: 28 марта 2021.

Same as Розенбаум, Жак