Interested Article - Рогачёвско-Жлобинская операция
- 2020-09-09
- 2
Рогачёвско-Жлобинская наступательная операция — фронтовая операция войск правого крыла Белорусского фронта (с 24 февраля 1944 года 1-го Белорусского фронта — командующий генерал армии К. К. Рокоссовский ), проведённая в период с 21 по 26 февраля 1944 года, с целью разгромить основные силы немецкой 9 армии группы армий «Центр» (командующий генерал-фельдмаршал Э. Буш ) в районе: Новый Быхов , Жлобин , Рогачёв и создания благоприятных условий для наступления на Бобруйском направлении. В ходе Рогачёвско-Жлобинской операции советские войска нанесли серьёзное поражение противнику, ликвидировали его плацдарм на левом берегу Днепра (площадью до 400 км²), форсировали Днепр и захватили плацдарм (62 км по фронту и до 30 км в глубину) на его правом берегу, сыгравший большую роль в Бобруйской операции 1944 года.
Подготовка
Немецкие войска (в полосе предстоящей операции оборонялись 6 пехотных дивизий 9-й армии генерала танковых войск Йозефа Харпе ) занимали подготовленную оборону (2 оборонительные полосы). Рогачёв и Жлобин были превращены в сильные узлы сопротивления.
К Рогачёвско-Жлобинской операции привлекались 3-я армия , часть сил 50-й и 48-й армий , 16-я воздушная армия . Главная роль в операции отводилась 3-й армии ( генерал-лейтенант А. В. Горбатов ) в составе двух стрелковых корпусов (41-й и 80-й, объединявших 8 стрелковых дивизий), 4 артиллерийских полков резерва Главного Командования, танкового полка, которая форсировав по льду реку Днепр должна была ударом в обход Рогачёва с севера овладеть городом и в дальнейшем развивать наступление на Бобруйск .
Ход операции
21 февраля в районе Рогачёва войска 3-й армии перешли в наступление. Успех советским войскам обеспечил неожиданный манёвр: атака была начата не после артиллерийской подготовки, а одновременно с ней. Когда был дан сигнал к артподготовке, советские части в темноте преодолели пойму Днепра, подошли к его правому обрывистому берегу и к началу активных боевых действий были уже в так называемом «мёртвом пространстве», недосягаемом огню противника.
К десяти часам утра передний край противника с двумя-тремя траншеями и несколькими населёнными пунктами на берегу реки почти всюду был занят советскими войсками. В некоторых местах они продвинулись на два-три километра. Особенно упорно противник дрался за село Кистени, превращённое в сильный опорный пункт с круговой обороной. За первый день боя был захвачен плацдарм в четырнадцать километров по фронту и до пяти километров в глубину. Но тактическая оборона противника из-за отставания артиллерии ещё не была прорвана.
Сводный отряд лыжников и 8-го отдельного штрафного батальона дошёл до Рогачёва и начал действовать по тылам противника. Юго-восточнее Старого Села лыжники перекрыли все дороги, идущие от Рогачёва на Мадору и Быхов, в том числе и железную дорогу Могилёв — Рогачёв, тем самым лишив немцев путей отхода и подтягивания резервов. Затем в течение пяти дней отряд громил немецкие тылы, уничтожая мелкие гарнизоны, устраивая засады на дорогах, уничтожая колонны войск, после чего соединился с наступавшими частями Красной Армии. За успешные действия отряда приказом командующего армией А. В. Горбатова была досрочно снята судимость со всех участвующих в рейде штрафников, хотя обычно так поступали только в отношении проливших кровь в бою.
На второй день наступления, 22 февраля, советские войска овладели населёнными пунктами Желиховка, Двойчаны, Осиновка, Александровка, Мадоры. У Старого Села 41-му стрелковому корпусу 3-й армии удалось установить связь со сводным лыжным отрядом. 22 февраля начали наступление левофланговые соединения 50-й армии.
На третий день наступления, 23 февраля, советские войска прорвали тактическую оборону противника. Части из состава 50-й армии утром овладели станцией Тощица. и 41-й стрелковые корпуса 3-й армии вышли к реке Друть и на подступы к Рогачёву с северо-востока и юго-востока соответственно. 120-я гвардейская стрелковая дивизия 41-го корпуса завязала бой за город.
Командование группой армий «Центр» подтянуло к городу 5-ю танковую дивизию и часть сил 4-й танковой дивизии , из-под Витебска перебросило 20-ю танковую дивизию и 221-ю охранную дивизию. Войска 3-й армии, отразив контратаки противника, 24 февраля ночным штурмом освободили Рогачёв. 40-й стрелковый корпус захватил небольшой плацдарм за рекой Друть и удержал его. 41-й стрелковый корпус захватил два небольших плацдарма у Рогачёва, но в результате сильных контратак противника вынужден был их оставить. Войска армии южнее Рогачёва ликвидировали вражеский плацдарм на левом берегу Днепра и вышли на подступы к Жлобину.
50-я армия в ходе упорных боёв овладела небольшим плацдармом на своём левом фланге. 80-й стрелковый корпус вышел к Новому Быхову на западном берегу Днепра и, соединившись там с дивизией 50-й армии, вышел на рубеж Истопки, Горох, Долгий Лог, Красный Берег, повёл бой за Хомичи.
В тот же день в Москве был произведён салют в честь советских войск, освободивших город Рогачёв.
25 февраля, несмотря на решительные действия советских соединений, они понесли значительные потери, и не только не имели успеха, но и оставили южную окраину села Озераны. Сопротивление противника усилилось. И командующий армией, вечером на собранном совещании, после докладов начальников разведывательного и оперативного отделов и выводов начальника штаба принял решение перейти к прочной обороне на всём фронте. Но с этим решением не был согласен командующий фронтом К. К. Рокоссовский, который категорически требовал продолжать наступление на Бобруйск. Ставка согласилась с решением командующего 3-й армией, подтвердив его 26 февраля. Советские войска прекратили наступление и перешли к обороне.
Итоги операции
Таким образом завершилась Рогачёвско-Жлобинская операция, проходившая с 21 по 26 февраля 1944 года. Советские войска форсировали Днепр, прорвали сильно укреплённую оборонительную полосу противника, захватили выгодный в оперативном отношении плацдарм размером 62 километра по фронту и до 30 километров в глубину. Советские войска очистили от противника плацдарм на восточном берегу Днепра (площадью до 400 км²). Освободили город Рогачёв, перерезали рокадную железнодорожную линию Жлобин — Могилёв , захватили плацдарм на реке Друть . Достигнутые успехи сыграли большую роль четыре месяца спустя, в ходе Бобруйской операции в июне 1944 года. В ходе боёв уничтожено свыше 8 000 вражеских солдат и офицеров, большое количество техники.
Численность войск Белорусского фронта к началу операции — 232 000 человек. Людские потери в операции: безвозвратные — 7164 человек (3,1 %), санитарные — 24 113 человек, всего — 31 277 человек, среднесуточные — 5213 человек. . За боевые отличия 13 соединений и частей получили почётные наименования «Рогачёвские».
Необходимо отметить, что планы советского командования были рассчитаны на больший успех, Рокоссовский планировал продвижение до 75 километров и выход на ближние подступы к Бобруйску . Причина их невыполнения заключалась в недостатке боеприпасов (действия фронта тогда рассматривались как второстепенные, основные усилия Ставка прилагала для обеспечения войск, наступавших на Правобережной Украине ), в сложных погодных условиях и тяжёлом для наступления рельефе местности, в отсутствии резервов для развития первоначального успеха).
Примечания
- 267-я, 31-я, 707-я, 296-я, 6-я и 383-я пехотные дивизии.
- [militera.lib.ru/memo/russian/gorbatov/ Горбатов А. В. Годы и войны. — М.: Воениздат, 1989. — С. 257.]
- Пыльцын А. В. Штрафной удар, или Как офицерский штрафбат дошел до Берлина. — СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2003. — 295 с. — ISBN 5-7320-0714-8 . — С.31-44.
- от 29 августа 2021 на Wayback Machine .
- Дата обращения: 14 июня 2013. Архивировано из 14 июля 2007 года.
- Рогачёвско-Жлобинская операция 1944. // Военная энциклопедия в 8 томах . Том 7: Продовольственная служба — Таджикистан. / Гл. ред. комиссии С. Б. Иванов . — М.: Воениздат, 2003. — 735 с. — ISBN 5-203-01874-X . — С.249-250.
Литература
- Горбатов А. В. Наступление войск 3-й армии на рогачевском направлении. // Военно-исторический журнал . — 1961. — № 1. — С.18-30.
- Грылев А. Н. Днепр-Карпаты-Крым. Освобождение Правобережной Украины и Крыма в 1944 году. — М.: Наука, 1970. — С.215-217.
- 2020-09-09
- 2