Interested Article - Церковь Бориса и Глеба (Новгородский детинец)

Церковь Бориса и Глеба во граде ( Церковь Бориса и Глеба в кремле, в Околотке ) — несохранившийся православный храм Новгородского детинца .

Церковь Бориса и Глеба во граде (в кремле) или над Волховом , на конце Пискупли улицы , в Околотке , в Детинце впервые известна как деревянная церковь 1146 года . Каменная же церковь взамен деревянной заложена Садко Сытинычем ( Съдко Сытиниць ) в 1167 году , Садко Сытиныч стал, вероятно, прототипом героя былин — Садко . Церковь была освящена архиепископом Иоанном в 1173 году . Согласно данным начала 1620-х — церковь Бориса и Глеба была ружной .

Археологическое изучение

Бытовало мнение, что на её месте — на конце Пискупли улицы , стояла первая тринадцатиглавая деревянная церковь Софии Премудрости Божией , предшественница каменного Софийского собора , но по результатам археологических раскопок это предположение было опровергнуто. Фундаменты церкви были раскрыты в 1940 году во время раскопок под руководством , при этом в западной части фундамента была найдена резная известняковая капитель с орнаментом, большое количества каменных крестов и др., были обнаружены погребения под полом церкви, причём в пяти из них сохранились фрагменты диадем . По результатам реконструкции это монументальное здание не имело аналогов в новгородском зодчестве XII века как по своим размерам, так и по использованию резных украшений.

Церковь Андрея Стратилата и церковь Бориса и Глеба

Церковь Андрея Стратилата

Церковь Андрея Стратилата , ныне стоящая в детинце близ того места (южнее), где была церковь Бориса и Глеба, называется в росписях 1577—1589 годов (росписи ружных церквей ) и 1615 года придельной , но по Семисоборной росписи и росписи 1617 года в церкви Бориса и Глеба не было придела . В 1969 году в нижней части церкви Андрея Стратилата Михаил Каргер и Григорий Штендер обнаружили и изучили остатки лестничной башни церкви Бориса и Глеба.

История

В 1262 году церковь сгорела от попадания молнии , после чего была восстановлена, но в самом начале XIV века — рухнула. В 1305 году новая каменная церковь была вновь освящена архиепископом Феоктистом , после завершения строительства, начатого в 1302 году , причём Феоктист в 1300 году в ещё несгоревшей церкви Бориса и Глеба был знаменован на владычную кафедру .

Храм был поновлён в середине XIV века за счёт серебра, полученного от похода на Ореховец . В 1405 году из-за пожара, охватившего Людин конец , церковь опять сгорела и только в 1441 году по указанию архиепископа Евфимия была отстроена вновь , а в 1442 году к храму была добавлена новая глава после явления чуда мироточения иконы Богоматери во время литургии .

В 1652 году церковь рухнула и с тех пор более не восстанавливалась.

Историческое значение

Предания также связывают эту церковь с хранившимися в ней «палицами Перуна » , которые новгородцы использовали во время междусобиц. По приказу митрополита Никона в 1652 году эти палицы были сожжены:

и тако преста бесовское то тризнище отоле со оловянными наконечниками тяжкими

По мнению академика В. Л. Янина , эти сведения о палицах, « связующие языческие и христианские реалии », делают церковь Бориса и Глеба во граде хранительницей древних традиций, что « дополняет характеристику памятника как имеющего особое значение в структуре новгородской и церковной политической организации ».

Церковь Бориса и Глеба во граде — духовный центр Прусской улицы , упоминается в уставе Ярослава Мудрого о мостех (о порядке мощения улиц Торговой стороны и Детинца, а также сооружения Великого моста), как конечный пункт обязанности мощения улицы жителями. Предполагают также, исходя из летописных сведений, что церковь была « вечевым храмом» Людиного конца и Прусской улицы. Церковь Бориса и Глеба во граде изображена на иконе « Видение пономаря Тарасия » и на омофоре патриарха Никона .

Примечания

  1. Великий Новгород. История и культура IX—XVII веков : Энциклопедический словарь. — СПб.: Нестор-История, 2007.
  2. Дата обращения: 22 апреля 2009. 9 декабря 2019 года.
  3. Дата обращения: 22 апреля 2009. 27 ноября 2019 года.
  4. Дата обращения: 22 апреля 2009. 27 ноября 2019 года.
  5. Дата обращения: 22 апреля 2009. 27 ноября 2019 года.
  6. Устоявшееся название, введённое Валентином Яниным , для неозаглавленной рукописи XVI века, см:.
    • Янин В. Л. «Семисоборная роспись» Новгорода / Средневековая Русь. — М., 1976.
    • Андреев В. Ф. Новый список «Семисоборной росписи» Новгорода // Новгородский исторический сборник . — Вып. 3 (13). Л
  7. Опись Новгорода 1617 года / Памятники отечественной истории. — Вып. 3. — М., 1984. — С. 285, 329.
  8. . Дата обращения: 22 апреля 2009. 10 декабря 2019 года.
  9. Дата обращения: 22 апреля 2009. 5 марта 2016 года.
  10. Дата обращения: 22 апреля 2009. 22 декабря 2019 года.
  11. Дата обращения: 22 апреля 2009. 22 декабря 2019 года.
  12. Дата обращения: 22 апреля 2009. 22 декабря 2019 года.
  13. Дата обращения: 22 апреля 2009. 4 декабря 2008 года.
  14. от 20 мая 2011 на Wayback Machine :
    « И приде к Новугороду архиепископ Аким Корсунянин и требища разруши и Перуна посече и повел влещи в Волхово» .
    По преданию, сброшенный в воду Перун поплыл вниз по течению Волхова и, проплывая под мостом, забросил на него свою палицу; с тех пор, у новгородцев появилась традиция биться на Великом мосту.
  15. Петров А. В. О вечевом народовластии в древнем Новгороде (к постановке проблемы) // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. В.В.Пузанов. СПб.-Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2001. С. 57-70

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Церковь Бориса и Глеба (Новгородский детинец)