Применение авиации во Второй мировой войне
- 1 year ago
- 0
- 0
Греческий торговый флот ( греч. Ελληνικός Εμπορικός Στόλος ) был участником Второй мировой войны, наряду с ВМФ Греции. Торговый флот стал участником войны примерно за год до вступления Греции в войну и продолжил своё участие в войне после освобождения Греции (октябрь 1944) на протяжении ещё 11 месяцев.
Профессор истории Илиас Илиопулос отмечает, что участие греческого торгового флота в войне отвечает тезису американского военно-морского теоретика, контр-адмирала Альфреда Мэхэна , что морская мощь нации является суммой военно-морского и торгового флотов. Илиопулос отмечает, что и в древности «великое государство моря» Афин ( Фукидид ) являлось суммой потенциалов афинского военного и торгового флота и что Афины располагали тогда около 600 торговыми судами .
Несмотря на то, что в Первую мировую войну греческие судовладельцы потеряли 2/3 своих судов и невзирая на экономический кризис в 1930-е годы, греческий торговый флот переживал ещё один период своего расцвета и находился в десятке крупнейших торговых флотов мира .
По самой скромной оценке, накануне Второй мировой войны греческий торговый флот был девятым в мире по тоннажу и насчитывал 577 пароходов. Учитывая тот факт, что в десятке были страны оси — Германия, Италия и Япония — а также флот оккупированной Франции (смотри Режим Виши ), значение греческого торгового флота для антифашисткой коалиции было более чем существенным . Профессор И. Илиопулос пишет, что греческий торговый флот располагал 541 пароходами под греческим флагом, общей вместимостью в 1 666 859 БРТ и 124 пароходами под иностранными флагами, вместимостью в 454 318 БРТ. Согласно Илиопулосу, греческий торговый флот находился на четвёртом месте в мире, а греческий сухогрузный флот на втором .
Исследователь Димитрис Галон, основываясь на немецких источниках, пишет что в 1938 году, за год до начала Второй мировой войны, греческий торговый флот находился на третьем месте в мире, после Англии и Норвегии, располагая 638 судами, общей вместимостью 1,9 миллионов БРТ. 96 % всех судов греческого торгового флота были сухогрузами .
По оценке контр-адмирала Сотириоса Григориадиса, греческий торговый флот располагал до войны 600 океанскими пароходами и 700 моторными средиземноморскими судами. 90 % океанских пароходов были сухогрузами. Григориадис подтверждает, что греческий довоенный флот был впереди флотов Швеции, Советского Союза, Канады Дании и Испании, но отмечает что греческий флот не превышал 3 % от мирового флота, в то время как первый тогда флот в мире, британский, в 1939 году располагал 26,11 % тоннажа мирового флота. Однако за несколько месяцев войны обстановка на море для Британии резко обострилась. К середине 1940 года ВМФ Британии располагал топливом только на 2 месяца. Уже к сентябрю 1941 года торговый флот Британии потерял 25 % своих судов. В этой связи, греческий торговый флот приобрёл для союзников, и в особенности для Британии, огромное значение .
Подписанное в январе 1940 года с правительством нейтральной тогда Греции Военного торгового соглашения ( ), при поддержке греческих судовладельцев и профсоюза греческих моряков, по сути передавало один из крупнейших флотов мира в распоряжение британского правительства и исключало перевозку греческими судами грузов стран Оси .
С самого начала гражданской войны в Испании , в мае 1937 года, находящаяся в подполье компартия Греции обратилась с воззванием о солидарности к республиканской Испании и о недопущении снабжения Франко через греческие порты :187 . В короткий промежуток 17 дней между переворотом Франко 18 июля 1936 года и установлением в Греции диктатуры генерала Метаксаса 4 августа 1936 года, 2000 человек изъявили желание отправиться в Испанию. Одновременно, когда экипаж парохода «Кимон», с боеприпасами для республиканской Испании, бросил свой корабль в порту Суда , остров Крит , местная организация КПГ сумела подобрать экипаж добровольцев и доставить боеприпасы по назначению. В знак признания республиканская Испания наградила местную организацию КПГ орденом :188 . Метаксас официально придерживался нейтралитета, но свои симпатии к Франко не скрывал :168 . В результате этого, возможности отправиться в Испанию из Греции были ограничены :190 .
Как следствие, греческие добровольцы в Испании принадлежали в основном к 3 группам: морякам греческого торгового флота — грекам проживающим в эмиграции — грекам острова Кипр , находившимся под британским контролем. Греческие торговые моряки составили значительную часть состава Греческой роты интербригад имени Ригаса Фереоса .
Кроме отправки добровольцев, основной задачей Профсоюза моряков Греции, с центром в Марселе, во главе с Камбуроглу, расстрелянного позже немцами во Франции, стало бесперебойное снабжение республиканцев. Из-за угрозы подводных лодок, грузы чаще доставлялись в порты Алжира , откуда доставлялись на каиках в Испанию. На последнем плече большинство греческих моряков были вооружены :191 . Многие моряки вступали добровольцами в республиканскую армию сразу по прибытии в Испанию. Другие, такие как офицеры Папазоглу и Гомер Серафимидис, вступали в республиканский военно-морской флот :210 .
Значительным вкладом греческих моряков был отказ работать на судах перевозящих грузы для Франко, в отличие от судов перевозящих грузы из СССР, несмотря на то что последние находились постоянно под угрозой итальянских подлодок и немецкой и итальянской авиации :219 .
С началом Мировой войны, находившийся в Марселе прокоммунистический Союз моряков Греции (ΝΕΕ, в 1943 году был реорганизован в Федерацию греческих организаций моряков, ΟΕΝΟ), не забывая о «классовой борьбе», дал установку «Держать корабли на ходу» .
После капитуляции Франции, руководство профсоюза греческих моряков перебралось в Нью-Йорк .
В этот период многие греческие торговые суда, зафрахтованные союзниками, были потоплены в Атлантике, в основном немецкими подводными лодками. Некоторые греческие суда были конфискованы в портах, находившихся под контролем сил Оси и их союзников. Общие потери греческого торгового флота в этот, первый, период войны достигли 368 621 БРТ .
Уже в первый месяц войны, командиры немецких подводных лодок получили 30 сентября 1939 года следующее указание: «…поскольку греки продали или отдали во фрахт англичанам большое количество (торговых) судов, греческие суда должны считаться вражескими…. При атаке подлодки должны оставаться невидимыми….» . Однако в тот период некоторые командиры немецких подводных лодок ещё соблюдали морскую этику.
3 октября 1939 года , греческое грузовое судно «Диамантис» (4990 БРТ — капитан Панагос Патерас) было остановлено немецкой подлодкой U-35 , под командованием Вернера Лотта , в 40 милях к западу от островов Силли . «Диамантис» шёл из Сьерра-Леоне в Англию, с грузом 7700 тонн марганцевой руды. Греция тогда была ещё нейтральной страной, но груз был для Британии, и следовательно судно было «законной целью». «Диамантис» стал первым греческим судном, потопленным немецкой подлодкой, но Лотт принял греческих моряков на борт своей подлодки и высадил их в бухте рыбацкой деревушки Вентри , Керри (графство) , нейтральной Ирландии .
Греческий пароход «Иоанна» (950 БРТ) был остановлен 1 июня 1940 года немецкой подлодкой U-37 , в 180 милях от испанского порта Виго . Экипажу было приказано покинуть пароход, который затем был потоплен . Капитан Василиос Ласкос , сам бывший подводник и погибший в 1942 году командуя греческой подлодкой « Кацонис (Υ-1) », вместе со своим экипажем, 3 дня шёл на шлюпках в штормовом море, пока не был подобран рыбаками. Ласкос и его экипаж направились в Лиссабон , где уже образовалась колония 500 греческих торговых моряков, чьи суда были потоплены немецкими подводными лодками. Все они были посажены на греческий торговый пароход «Аттика» и доставлены в Грецию.
Аналогичный случай описывает в своей книге старший механик греческого парохода «Адамастос», Константин Домврос. Пароход был остановлен 1 июля 1940 года в Северной Атлантике немецкой подлодкой . Пароход был потоплен. Экипаж был оставлен в шлюпках в 500 милях от суши, но не был расстрелян .
Со временем подобных случаев становилось всё меньше и потопление греческих торговых судов сопровождалось гибелью их экипажей.
Этот период отмечен также участием греческих торговых судов в Дюнкеркской эвакуации . Одной из греческих потерь в ходе эвакуации, стал пароход «Галаксиас» (4393 БРТ), потопленный немецкой авиацией во французском порту Дьеп в начале операции . Участие греческих торговых судов в Дюнкерской эвакуации нашло своё место в мемуарах Черчилля .
В период Греко-итальянской войны (октябрь 1940 — апрель 1941) греческие торговые суда, под защитой кораблей ВМФ Греции, доставили в близлежащие к фронту порты около 80 % всего снабжения армии. При этом, было задействовано 140 грузовых и 47 пассажирских судов, а также 56 буксиров .
Из 47 мобилизованных пассажирских судов, 3 были переоборудованы в плавучие госпитали («Аттика», «Эллинис» и «Сократис»). Как госпитали использовались также грузопассажирские «Поликос», «Андрос», «Иония» и «Мосханти» (последние 2 без опознавательных знаков Красного креста ).
В этот период потери греческого торгового флота, в основном, были результатом деятельности ВМФ Италии (Regia Marina Italiana). Это были грузовые пароходы и моторные суда, мобилизованные греческим правительством и использовавшиеся в качестве транспортов. В число потерь также вошли греческие суда, конфискованные в итальянских портах, сразу после отклонения греческим правительством итальянского ультиматума и начала войны. Общие потери этого периода, включая и продолжающиеся потери греческого торгового флота в Атлантике, достигли 135 162 БРТ .
В октябре 1940 года греческая армия отразила нападение Италии и перенесла военные действия на территорию Албании. Это была первая победа стран антифашистской коалиции против сил Оси. Итальянское весеннее наступление 9 — 15 марта 1941 года в Албании показало, что итальянская армия не могла изменить ход событий, что делало вмешательство Германии для спасения своего союзника неизбежным.
По просьбе греческого правительства, до конца марта 1941 года, Великобритания послала в Грецию 40 тысяч своих солдат. При этом англичане заняли вторую линию обороны по реке Алиакмон, вдали от линии фронта в Албании и потенциального театра военных действий на греко-болгарской границе .
Немецкое вторжение, из союзной немцам Болгарии, началось 6 апреля 1941 года. Немцы не смогли сходу прорвать линию греческой обороны на греко-болгарской границе, но прошли к македонской столице, городу Фессалоники , через территорию Югославии. Группа дивизий Восточной Македонии была отсечена от основных сил греческой армии, сражавшихся против итальянцев в Албании. Немецкие войска вышли в тыл греческой армии в Албании. Дорога на Афины была открытой для немецких дивизий.
Наряду с потерями ВМФ Греции, потерявшего в этот период 25 кораблей, потери греческого торгового флота, в течение месяца, достигли 220 581 БРТ, что составляло 18 % его потенциала . Все потери, как ВМФ Греции, так и греческого торгового флота, были результатом деятельности Люфтваффе .
Среди прочих судов, самолёты Люфтваффе потопили плавучие госпитали, невзирая на знаки Красного креста и их полное освещение ночью («Аттика» 11 апреля 1941 года, «Эсперос» 21 апреля, «Эллинис» 21 апреля, «Сократис» 21 апреля , «Поликос» 25 апреля и «Андрос» 25 апреля .
Основной целью немецких самолётов был Пирей (9 потопленных судов), другие греческие порты, но и вся акватория Эгейского моря (88 потопленных судов) была зоной непрестанных атак немецких самолётов на военные корабли и торговые суда.
Потери греческого торгового флота связанные с сражением за Крит (17 потопленных судов) достигли 39 700 БРТ .
Большое число греческих торговых судов, с греческими воинскими частями и беженцами, а также английскими, австралийскими и ново-зеландскими частями, последовало за кораблями греческого ВМФ в Египет и Палестину .
В этот период греческий торговый флот потерял бόльшую часть своего потенциала. Греческие торговые суда были потоплены силами Оси на всех широтах и долготах земного шара. Большое число греческих судов, конфискованных немцами и итальянцами, были потоплены союзниками. В число потерь этого периода включаются также греческие суда, конфискованные японцами в портах Японии и Китая. Общие потери греческого торгового флота в этот период составили 535 280 БРТ .
Среди многочисленных героических актов греческих торговых моряков этого периода два отмечены в ходе поддержки британских войск в Северной Африке.
2 Февраля 1943 года греческое торговое судно «Николаос Г Кулукундис» (капитан Г. Паноргиос), невзирая на обстрел итальянских и германских самолётов и кораблей, сумело доставить в Ливию груз бензина для 8-й британской армии. Британский премьер-министр Черчилль посетил борт судна 4 февраля, чтобы лично выразить свою признательность экипажу.
Аналогичный акт греческого судна «Элпис» (капитан Н. Кувалиас) получил официальную признательность короля Англии .
В этот период греческие торговые суда принимали участие в конвоях на Англию и Мурманск , что отражено в мемуарах Черчилля .
Наряду с греческими корветами « Томбазис » и « Криезис » , в союзной высадке в Нормандии приняли и суда греческого торгового флота. Пароходы «Агиос Спиридон» (капитан Г. Самотракис) и «Георгиос П.» (капитан Д. Парисис) были затоплены экипажами на мелководье, для создания волнолома. Пароходы «Америка» (капитан С. Феофилатос) и «Эллас» (капитан Г. Триливас) продолжали доставлять войска и грузы на побережье Нормандии.
Экипажи на суда подлежащие затоплению были набраны из добровольцев, после обращения к двум секретарям профсоюза греческих моряков, одним из которых был коммунист Антонис Абатиелос .
Одной из потерь последних лет войны был пароход « Пилевс » (4965 БРТ), торпедированный немецкой подлодкой U-852 13 марта 1944 года у берегов Западной Африки. За убийство после торпедирования греческих моряков, экипаж U-852, после войны, предстал перед судом .
К концу войны число греческих торговых судов потопленных немецкими подводными лодками достигло 124 .
В общей сложности, за годы войны греческий торговый флот потерял 486 судов, суммарной вместимости 1 400 000 БРТ, что составляло 72 % его потенциала. Около половины этих потерь приходились на первые 2 года войны. Для сравнения, британский флот потерял 63 % своего потенциала. На фоне общих союзных потерь достигших 4834 судов и суммарных 19 700 000 БРТ, греческие потери выглядят особенно высокими. Из 19 000 греческих торговых моряков, служивших на торговых судах в годы войны, 4000 моряков погибли, в основном в результате торпедирования их судов. 2500 моряков остались инвалидами. 200 моряков, переживших потопление своих судов или плен, получили серьёзный или непоправимый ущерб их психическому здоровью .
Ещё в ходе войны (1944) и по запросу эмиграционного греческого правительства, правительство США предоставило 15 судов типа «Либерти» греческим судовладельцам М. Кулукундису К. Лемосу и Н. Ретимнису .
В знак признания огромного вклада греческого торгового флота в победу союзников и понесённых им потерь, по окончании войны, правительство США предоставило греческим судовладельцам, потерявшим свои суда в Атлантике, 100 «Либерти» на льготных условиях. Каждое из этих 100 судов было предложено за 650 000 $, с 25 % предоплатой и 17-летним кредитом с процентами, под гарантии Греческого правительства. В последующие годы, но уже на текущих коммерческих условиях, греческими судовладельцами были приобретены ещё 700 «Либерти».
Если по изначальной идее «Либерти» строились как «суда на пять лет» и их массовый слом пришёлся на 1960-е годы , то греческие судовладельцы эксплуатировали эти суда ещё два десятилетия. Последнее «Либерти» греческих судовладельцев было списано в 1985 году. В определённой степени «Либерти» послужили отправной точкой послевоенного взлёта греческого торгового флота (под греческим и другими флагами), прочно «удерживающего свою лидирующую позицию в мировом торговом флоте» по сегодняшний день .
В знак признания вклада «Либерти» во взлёте греческого торгового флота, в 2009 году, одно из последних в мире «Либерти» было переоборудовано в судно музей « Hellas Liberty » и поставлено к месту постоянной стоянки в греческом порту Пирей .
После Декабрьских событий 1944 года, вернувшиеся в Грецию моряки торгового флота, состоявшие в прокоммунистическом профсоюзе моряков (ΟΕΝΟ), преследовались также как и участники Сопротивления .
С началом Гражданской войны (1946—1949), многие торговые моряки оставили свои суда и вступили в Демократическую армию .
С поражением Демократической армии, многие торговые моряки оказались в эмиграции в странах Восточной Европы и в СССР. Антонис Абатиелос , один из двух секретарей профсоюза отмеченный историографией в высадке в Нормандии, был осуждён в 1947 году к смерти, за организацию забастовки в военное время. Исполнение приговора было отменено, благодаря известности Абатиелоса в всемирном профсоюзном движении и усилиями его жены, англичанки леди . Абатиелос был освобождён только через 16 лет, в 1963 году .
Один из самых известных офицеров торгового флота, Димитрис Татакис , был замучен в январе 1949 года в концлагере на острове Макронисос .
Ветераны греческого торгового флота отмечают, что «первый флот в мире» обязан своему взлёту не только и не столько греческим судовладельцам, сколько труду и жертвам греческих моряков, как в годы войны, так и в послевоенные годы .