Interested Article - Золотая часовня

Интерьер Золотой часовни
Памятник Мешко I и Болеславу Храброму
Купол Золотой часовни

Золотая часовня или Усыпальница польских королей ( польск . Złota Kaplica, Kaplica Królów Polskich ) — часовня находится в кафедральном соборе в Познани , на Тумском острове . Мавзолей был построен в XIX веке по инициативе епископа и графа Эдварда Рачинского . Золотая часовня входит в число памятников и достопримечательностей познанского Королевско-императорского маршрута .

История

После проигранных воин Наполеоном Бонапартом , после третьего раздела Польши (1795), в 1815 году состоялся Венский конгресс , на котором был подписан договор о создании Великого княжества Познанского в составе Пруссии . Началась постепенная германизация польских земель. На фоне такой культурной политики епископ Теофил Волицкий стал инициатором строительства мавзолея первых Пястов в познанском кафедральном соборе. В 1815 году, был объявлен всеобщий сбор средств на строительство будущей Золотой часовни, в том месте, где предположительно были похоронены первые польские правители: Мешко I и его сын Болеслав Храбрый . К организации сбора пожертвований, в котором мог принять участие каждый житель Познани, присоединился граф Едвард Рачинский .

Автором проекта часовни был берлинский архитектор Карл Фрифрих Шинкель . Памятник Мешко I и Болеслава Храброго, был выполнен на заказ берлинским скульптором Кристианом Даниэлем Раухом .

После смерти архиепископа Теофила Волицкого в 1829 году, Эдвард Рачинский взял на себя инициативу вести дальнейшие переговоры по строительству часовни с прусскими властями, представителями церкви и архитекторами. Рачинский хотел, чтобы архитектурная форма часовни и её убранство соответствовали временам первых польских правителей, в связи с этим было принято решение построить часовню в византийском стиле .

Работы по строительству часовни велись долгие годы. Средства, собранные ранее, закончились и граф Рачинский решил сам профинансировать создание памятника с двумя фигурами Мешко I и Болеслава Храброго, который затем был установлен внутри часовни. На цоколе памятника были выгравированы имя и фамилия графа. Такой поступок вызвал волну негодования людей, которые пожертвовали финансовые средства на строительство часовни. Надпись на цоколе памятника была расценена, как присвоение графом себе строительства всей часовни. Возмущённый критикой в свой адрес, Эдвард Рачинский приказал убрать надпись. Вскоре, после данного события, граф покончил жизнь самоубийством. Известным фактом является то, что к этому действию подтолкнул его именно этот случай .

Архитектура и интерьер

Часовня построена на плане круга на главной оси кафедрального собора, пройти к ней можно через полукруглую обходную галерею вокруг главного алтаря.

На позолоченном куполе часовни находится изображение Бога-Отца в окружении херувимов и восемнадцати польских святых. Напротив входа расположен алтарь с изображением сцены Вознесения Девы Марии (фрагмент заимствован с картины Тициана « Вознесение Богородицы »), выполненным художником Либорио Саландри, по личному заказу .

С правой стороны находится памятник Мешко I и Болеславу Храброму, с левой установлен неоготический саркофаг .

Примечания

  1. (польск.) . Trakt Królewsko-Cesarski . Дата обращения: 25 января 2021. Архивировано из 28 января 2021 года.
  2. (польск.) . www.wbc.poznan.pl . Дата обращения: 25 января 2021. 1 февраля 2021 года.
  3. . powiatsredzki.pl . Дата обращения: 27 января 2021. 2 февраля 2021 года.
  4. (польск.) . CYRYL - Cyfrowe Repozytorium Lokalne . Дата обращения: 26 января 2021.

Литература

  • Janusz Kębłowski, Dzieje sztuki polskiej , Arkady, 1987.
  • Szczęsny Skibiński, W kręgu katedry , Kronika Miasta Poznania, 2003 nr 1.

Ссылки

Источник —

Same as Золотая часовня