Interested Article - Вишвакарман
- 2021-02-14
- 1
Вишва́карман ( санскр. विश्वकर्मन् , IAST : viçvakarman , «творец всего») — в индуистской мифологии божественный мастер, творец вселенной.
Впервые Вишвакарман упомянут уже в « Ригведе », где ему посвящено два гимна (РВ Х, 81; Х, 82), автором которых выступает он сам .
Само слово «Вишвакарман» в значении «Творец всего» как эпитет применяется в «Ригведе» по отношению к Индре (РВ VIII, 98, 2) и к Сурье (РВ X, 170, 4) , а позднее и к Праджапати в « ». У Вишвакармана также прослеживаются связи с Тваштаром . В « Атхарва-веде » и « Шатапатха-брахмане » иногда отождествляется с Праджапати . Сам Вишвакарман со времён Вед именуется также как Бхаувана, то есть сын Бхуваны.
Вишвакарман охватывает всё своим взглядом, именуется «отцом глаза», так как руководит внутренним видением риши ; у него есть глаза, лицо, руки, ноги, крылья. Он упоминается как риши, хотар , «отец наш», родитель, повелитель речи, щедрый покровитель, быстрый как мысль, очень мудрый и сильный, наделитель и учредитель. Вишвакарман всем дарит блага, помогает людям, дает имена богам, знает все состояния и всех существ. Он выступает как плотник, когда вытёсывает небо и землю, или как кузнец, сплавляя всё вместе. Вишвакарман породил землю и открыл небо; совершая сей космогонический акт, он выступает как жертвователь, принося в жертву мироздание, и как сама жертва, так как жертвует своим собственным телом . В «Атхарва-веде» именно он протягивает в заклинании жертву, на которую потом сходят боги . « » рассказывает, что Кашьяпа проводил посвящение Вишвакармана, а как дар мудрецу тот отдал Землю, но та не согласилась пойти на это .
Сюжеты с участием Вишвакармана начинают проявляться в эпосе и пуранах , при этом его космогоническая роль демиурга низводится до звания искусного зодчего и божественного ремесленника. Он наследует функции ведийского Тваштара, а имя последнего часто используется как обозначение именно Вишвакармана.
Среди созданных им творений находятся город Ланка , построенный в « Рамаяне » для ракшасов , дворцы для Куберы , Варуны , Гаруды и Агастьи , колесница Пушпака для того же Куберы, колесница Сомы , которую заполучил Арджуна , лук Виджая для Индры , многочисленное оружие для богов, но наиболее известное его творении это лук Шарнга для Вишну . Также Вишвакарман создал апсару Тилоттаму. Он открыл людям , науку архитектуры и механики.
Вишвакармана в послеведийский период считают сыном Прабхасы и Варастри (Йогасиддхи), сестры Брихаспати . Его сын Нала является обезьяним строителем, а дочь Санджна замужем за Сурьей. Когда Вишвакарман узнал, что его дочь не в силах вынести сияние своего мужа, он поместил солнце на свою наковальню и удалил восьмую часть блеска Сурьи. Фрагменты от этой восьмой части сияния упали на землю, и Вишвакарман сделал из них диск Вишну , трезубец для Шивы , оружие для Куберы, копьё для Сканды . Другие дочери Вишвакармана это Читрангада (от Гхритачи), Сурупа и Бархишмати .
Примечания
- Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука , 1999. — С. 480.
- Ригведа . Мандалы V—VIII. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука , 1999. — С. 499.
- Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука , 1999. — С. 314.
- Мифы народов мира / Ред. С. А. Токарев . — М.: Советская энциклопедия , 1991. — Т. 1, с. 237.
- Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука , 1999. — С. 481.
- Ригведа. Мандалы IX—X. / Подг. изд. Т. Я. Елизаренкова . — М.: Наука , 1999. — С. 216—218.
- Атхарваведа: Избранное: Пер., коммент. и вступит. статья Т. Я. Елизаренкова . — М: Наука , 1989. — С. 202.
- Keith A. B. , Macdonell A. A. — Vedic Index of Names and Subjects. Vol. II. — London, 1912. — P. 309.
- Hopkins E. W. Epic mythology. — Strassburg : K. J. Trubner, 1915. — P. 201. — ISBN 0-54-871855-5 .
- Dowson J. A Classical Dictionary of Hindu Mythology and Religion, Geography, History and Literature. — London, 1928. — P. 364.
- Mani, Vettam. Puranic Encyclopedia. — New Delhi: Motilal Banarsidass , 1975. — P. 870. — ISBN 0-8426-0822-2
- 2021-02-14
- 1