Interested Article - Тысяча плато

Тысяча плато: Капитализм и шизофрения ( фр. Mille plateaux , 1980) — книга французских философа Жиля Делёза и психоаналитика Феликса Гваттари . Является вторым и последним томом их совместной работы « ». В то время как первый том « Анти-Эдип » (1972) стремился, в числе прочего, проанализировать генеалогию современной субъективности и был направлен на ревизию психоанализа , «Тысяча плато» скорее манифестируется как некая позитивная часть дилогии, практикуя номадологию и ризоматическую философию .

Книга продолжает многие темы «Анти-Эдипа», но усложняет его концептуальную структуру, используя такие термины и метафоры, как «линии», «планы» и « страты ». «Тысяча плато» считается одним из основных образчиков постструктуралистской философии и философии постмодерна , особенно начиная с конца XX века. Книга была издана во Франции в 1980-ом году (спустя 8 лет после «Анти-Эдипа»), и была встречена читателями и философским сообществом прохладнее, чем первый том.

Содержание

«Тысяча Плато» представляет собой не только продолжение «Анти-Эдипа». Книга сама является тем, о чём повествует — то есть ризомой , сетью разнообразных, друг с другом перекликающихся плато , каждая точка которых потенциально связана с любой другой. «Тысяча плато» не просто провозглашает множественность, но и является новым типом философствования, всегда начинаясь с середины, постоянно разгоняясь и нарушая внешнее. Главы книги (плато) можно читать практически в любой последовательности, так как Делёз и Гваттари пытаются разрушить догматическую западноевропейскую линейность и движение «с лево направо», они это демонстрируют и тем, как книга написана.

Книга менее направлена на полемику и менее политически ангажирована , чем первый том. Делёз и Гваттари поднимают в «Тысяче плато» такие концепты как ризома , в языке, гладкое и ребристое пространство, молярность и молекулярность , Государство , как система для репрезентации аппаратов капитализма и централизации, тело без органов , древовидность, детерриториализация и реттериториализация, сборка (понятие в какой-то мере пришедшее на смену «машине желаний»), знак - означающее - означаемое , а также многие другие термины, связанные со структурной лингвистикой и экологической философией .

Книга начинается с введения под названием « Ризома », которое объясняет философию ризоматики (обращаясь не только к самой книге, но ко всем книгам как к ризомам), и заканчивается выводом «Конкретные правила и абстрактные машины», который проясняет оппозицию конкретное - абстрактное . Между этими частями тринадцать глав или плато, каждая из которых датирована нелинейно, иногда конкретно («20 ноября 1923 г .: Постулаты лингвистики»), иногда примерно («10 000 г. до н. э. .: Геология морали»).

Ризома

Ризома (фр. « корневище ») есть децентрированная сеть, аналог корневища: в отличие от дерева, у неё нет корней, ствола или листьев, конкретной формы или территории. Ризома есть серия нейтральных плато, занимающих срединное место между мышлением, материальной реальностью, культурой и обществом. Ризома имеет следующие характеристики: соединение и гетерогенность — любая точка ризомы может соединяться с другой, нет последовательности элементов; множественность — нет субъекта и объекта, как и терминологии Единого и Многого; а-означающий разрыв — разрушение какой-либо точки ведёт не к разрыву, а к возобновлению ризомы в той или иной точке; картография и декалькомания — нет скрытой структуры и генезиса. Множественность ризомы есть альтернатива логике репрезентации, бинарной субъект - объектной структуре западного мышления. Делёз и Гваттари выделяют два вида множеств: экстенсивный (молярный) и интенсивный (молекулярный). Экстенсивные множества делимы, их можно упорядочить и объединить; интенсивные множества не могут быть разделены или завершены без изменения своей природы. Это разделение соотносится с различием между ризомой и деревом, горизонтированием и иерархией, микроуровнем и макроуровнем политического или социологического анализа, ризоматическими и древесными множествами, двумя типами многообразий Римана. Множества не противопоставляются, а сосуществуют: у дерева есть ризомы, а ризома имеет древесные корни . Ризома имманентна, а не трансцендентна; у ризоматического процесса нет свойств, структуры или причин.

Сборка, молярное и молекулярное

Концепт «сборка» заменяет желающие машины . Концепт присутствует во всех главах-плато, поскольку может соединять самые разные элементы; сама книга есть сборка. Это случайное сочетание сил в процессе упорядочивания, организации, установки и сочетания объектов, тел, выражений, качеств и территорий. Сборка допускает любые комбинации — между техникой, животными и людьми, всегда являясь процессом субъективации, индивидуации. Сборки выражают идентичности, создают и уничтожают территории, выбирая элементы из окружающей среды; поэтому комбинация сборки не является полностью случайной. Сборки множественны, два их вида соответствуют двум типам множеств. Всевозможные виды сборок можно представить в двух осях: горизонтальной (машинные сборки тел, действий и аффектов и коллективные сборки высказывания) и вертикальной (конституирование территории и точек детерриторизации — «линий ускользания»). Вертикальная ось определяет движение сборок — процессы детерриторизации и ретерриторизации, формирующие, соответственно, предел каждой сборки и создание новой.

Особый тип сборки — «абстрактная машина», имманентная причина, которая связывает машинные сборки («план содержания») с семиотическими сборками высказывания («план выражения»). Абстрактная машина оперирует только материей, актуализирует конкретные сборки и перекодирует молярные линии стратификации; понятие близко «диспозитивам» Фуко в его анализе дисциплинарных техник власти, в частности паноптикуму . Авторы обращаются к Луи Ельмслеву , который заменил соссюровские означающее и означаемое выражением и содержанием . Для Делёза и Гваттари планы выражения и содержания равнозначны: первый размещает материальные знаки в материи, а не означает внешний мир, как у Соссюра. Неоформленная материя Ельмслева есть тело без органов — неорганизованный, нестратифицированный и нефрагментированный «план консистенции». В нём существует только абстрактная машина, «транс-семиотика», предшествующая выражению и содержанию.

Сборка существует внутри «страт» и состоит из них. «Стратификация» сочетает молярный и молекулярный элементы. Различие между ними качественное, а не количественное; молярное — это организация и иерархия, перекодирование, ретерриторизация и контроль над потоками желания; молекулярное — возможность, желание и становление. Молярное и молекулярное соотносятся с жёстким и гибким, древесным и ризоматическим, централизованным и сегментарным. Молярные линии формируют бинарную древовидную систему сегментов (например, семья — профессия , работа — выходные или школа — армия — завод ); молекулярные — гибкие, но также сегментированные линии. На молекулярном уровне потоки желания не структурированы; на молярном они «уплотняются» в трансцендентальные означающие. В первобытных обществах преобладает молярное, в современных — молекулярное, хотя оба режима «сегментарности» сосуществуют и неотделимы один от другого. Наиболее ярким примером их сочетания является феномен фашизма, который существует и в молярном, и в молекулярном измерении.

Линии ускользания и номадизм

Стратификация молярного и молекулярного подрывается детерриторизующими силами, третьим видом линий — ускользанием, которые добавляют номадическое измерение . Линия ускользания есть способ актуализации виртуальных связей между телами, создающий новые способности. Линии присутствуют и в молярных, и в молекулярных линиях, но, как чистое различие, креативны. Как непредсказуемое развитие детерриторизации, линии начинаются в молекулярном измерении, но могут полностью изменить жёсткую молярную стратификацию. Этот процесс называется становлением. «Тысяча плато» описывает различные варианты становлений — стать-женщиной, стать-интенсивностью, стать-животным, стать-не воспринимаемым. Становление начинается в линии ускользания и конституирует свободу, хотя не предполагает сознательного выбора. Становление относится к инволюции (за рамками эволюции или регресса) и не предполагает возникновения большей дифференциации. Линии ускользания подстерегают ловушки — неудавшаяся линия может привести к саморазрушению и смерти, например в виде микро фашизма.

Концепты оседлости и номадизма выражают два типа социальной организации в истории: государство (все его виды, включая фашистские и современные демократические) и «номадическую машину войны» — способ бытия вне кодификации и репрезентации. Номадическое гладкое (гетерогенное) пространство противопоставляется рифлёному (гомогенному) оседлому; оба пространства постоянно смешиваются и переходят друг в друга. Оседлое государство есть «аппарат захвата», линейная модель возрастания власти; номады же не сводятся к измерению власти, они стремятся не взять власть или стать государством, а разрушить его или убежать. Номады относятся к событиям виртуального становления, к сингулярности; они ретерриторизуются на линиях детерриторизации. Номадические линии ускользания есть линии изменения, субверсии, сопротивления и бегства от хорошо организованных институтов оседлости — репрессивного государственного аппарата.

Упоминаемые темы и личности

Делёз и Гваттари упоминают психоаналитиков ( Фрейд , Юнг , Лакан — учитель Гваттари, Мелани Кляйн ), композиторов ( Шопен , Дебюсси , Моцарт , Пьер Булез , Оливье Мессиан ), художников ( Клее , Кандинский , Поллок ), философов ( Гуссерль , Фуко , Бергсон , Ницше , Кьеркегор и Симондон ), историков ( Ибн Халдун , Жорж Дюмезил и Фернан Бродель ) и лингвистов ( Хомский , Лабов , Бенвенист , Гийом, Д. Л. Остин , Ельмслев и Волошинов ).

В «Тысяче плато» Делёз и Гваттари продолжаю критику психоанализа , начатую в первом томе. В первом плато авторы много ссылаются на работы Зигмунда Фрейда, особенно клинические случай Человека-волка и случай

Развивая свою собственную литературную теорию, Делёз и Гваттари в «Тысяча плато» также часто ссылаются на литературу. В «1874: Три новеллы» они обсуждают «В клетке» (1898) Генри Джеймса и «Повесть о Бездне и Подзорной трубе» , также они упоминают сборник эссе Ф. Скотта Фицджеральда «The Crack-Up» (1945) (который Делёз ранее обсуждал в « »).

Критика

«Тысячу плато» сразу посчитали слишком трудной и озадачивающей. Лишь через пять лет после публикации тома, Арно Виллани, специалист по делёзианской мысли, опубликовал в журнале Critique развернутый отзыв, признав, что книга «по существу выкладывает пространство для беспрецедентных письма и мысли». В Le Matin Катрин Клеман говорит об «изменении маршрута». Делая акцент на концепте номадизма, пересекающим весь текст, она восхищается множественными фигурами анормальности, пребыванием по ту сторону закона и требованием мыслить иначе.

«Тысяча плато» считается одной из основных работ постструктуралистской и постмодернистской традиций. Марк Постер писал, что работа «содержит многообещающие разработки постмодернистской теории социального и политического». В своем предисловии к американскому изданию Массуми отмечает, что работа «является не столько критикой, сколько практическим упражнением в утверждении номадической мысли, которая взяла свое начало в Анти-эдипе». Массуми противопоставляет « номадизм » «государственной философии… которая характеризовала западную метафизику со времен Платона ».

Влияние

Книга «Тысяча плато» оказала влияние на политических философов и книгу Антонио Негри «Империя» (2000).

Социолог Джон Урри считает, что метафора Делёза и Гваттари о кочевнике «заразила современную общественную мысль».

Философ Мануэль Деланда в « A New Philosophy of Society » (2006) адаптирует теорию «сборки» Делёза, взятую из «Тысячи плато».

См. также

Примечания

  1. Frank Ruda. // Contemporary Political Theory. — 2019-10-01. — ISSN . — doi : .
  2. Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Тысяча Плато: Капитализм и шизофрения / В.Ю. Кузнецов. — 1. — Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. — С. 879. — 2 с. — ISBN ISBN 978-5-9757-0526-6 .
  3. Charles J. Stivale. // SubStance. — 1984. — Т. 13 , вып. 3/4 . — С. 20 . — doi : . 15 июня 2020 года.
  4. Deleuze, Gilles, 1925-1995. . — Minneapolis: University of Minnesota Press, 1987. — xix, 610 pages с. — ISBN 0-8166-1401-6 , 978-0-8166-1401-1, 0-8166-1402-4, 978-0-8166-1402-8. 16 ноября 2009 года.
  5. May, Todd, 1955-. . — Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2005. — 1 online resource (ix, 184 pages) с. — ISBN 0-511-08049-2 , 978-0-511-08049-4, 0-511-07973-7, 978-0-511-07973-3.
  6. Due, Reidar. . — Cambridge, UK: Polity, 2007. — 188 pages с. — ISBN 0-7456-3034-0 , 978-0-7456-3034-2, 0-7456-3035-9, 978-0-7456-3035-9. 15 июня 2020 года.
  7. Stuart Hannabuss. // Reference Reviews. — 2011-10-25. — Т. 25 , вып. 8 . — С. 11–12 . — ISSN . — doi : .
  8. Дьяков А.В. Жиль Делёз. Философия Различия. — СПб. , 2015. — 189-190 с. — ISBN ISBN 978-5-91419-749-7 .
  9. Bogue, Ronald, 1948-. . — London: Routledge, 1989. — 1 online resource (xiii, 196 pages) с. — ISBN 978-0-203-18181-2 , 0-203-18181-6, 978-0-415-02017-6, 0-415-02017-4, 978-0-415-02443-3, 0-415-02443-9, 1-134-97479-5, 978-1-134-97479-5, 1-281-19023-3, 978-1-281-19023-9, 9786611190231, 6611190236. 15 июня 2020 года.
  10. Patton, Paul. . — London: Routledge, 2000. — 1 online resource (viii, 166 pages) с. — ISBN 0-203-30145-5 , 978-0-203-30145-6, 0-203-42448-4, 978-0-203-42448-3, 0-203-73272-3, 978-0-203-73272-4, 978-0-415-10063-2, 0-415-10063-1, 978-0-415-10064-9, 0-415-10064-X, 9786610543540, 6610543542.
  11. Dosse, François, 1950-. . — New York: Columbia University Press, 2010. — 1 online resource (ix, 651 pages, 18 unnumbered pages of plates) с. — ISBN 978-0-231-51867-3 , 0-231-51867-6. 26 июня 2020 года.
  12. Marks, John, 1964-. . — London. — 1 online resource (viii, 204 pages) с. — ISBN 978-1-78371-880-1 , 1-78371-880-3. 15 июня 2020 года.
  13. Bogue, Ronald, 1948-. . — London: Routledge, 1989. — С. 124. — 1 online resource (xiii, 196 pages) с. — ISBN 978-0-203-18181-2 , 0-203-18181-6, 978-0-415-02017-6, 0-415-02017-4, 978-0-415-02443-3, 0-415-02443-9, 1-134-97479-5, 978-1-134-97479-5, 1-281-19023-3, 978-1-281-19023-9, 9786611190231, 6611190236. 15 июня 2020 года.
  14. Grit︠s︡anov, A. A. (Aleksandr Alekseevich), Грицанов, А. А. (Александр Алексеевич). . — Minsk: Knizhnyĭ Dom, 2008. — 319 pages с. — ISBN 978-985-489-774-5 , 985-489-774-5. 15 июня 2020 года.
  15. Constantin V. Boundas. // Deleuze and Philosophy. — Edinburgh University Press, 2006-07-18. — С. 2–27 . — ISBN 978-0-7486-2479-9 .
  16. Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Тысяча Плато: Капитализм и шизофрения / В.Ю.Кузнецов. — 1. — Екатеринбург: У-Фактория, Астрель, 2010. — С. 879. — 895 с. — ISBN ISBN 978-5-9757-0526-6 .
  17. Steven Best, Douglas Kellner. // Postmodern Theory. — London: Macmillan Education UK, 1991. — С. 76–110 . — ISBN 978-0-333-48845-4 , 978-1-349-21718-2 .
  18. Poster, Mark. . — Chicago: University of Chicago Press, 1990. — 179 pages с. — ISBN 0-226-67595-5 , 978-0-226-67595-4, 0-226-67596-3, 978-0-226-67596-1. 15 июня 2020 года.
  19. Hardt, Michael, 1960-. . — Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2000. — xvii, 478 pages с. — ISBN 0-674-25121-0 , 978-0-674-25121-2, 0-674-00671-2, 978-0-674-00671-3. 15 июня 2020 года.
  20. Urry, John. . — London: Routledge, 2000. — 1 online resource (255 pages) с. — ISBN 0-203-19071-8 , 978-0-203-19071-5, 0-203-02161-4, 978-0-203-02161-3, 9786610354269, 661035426X, 978-0-415-19088-6, 0-415-19088-6, 978-0-415-19089-3, 0-415-19089-4, 0-203-18426-2, 978-0-203-18426-4. 15 июня 2020 года.
  21. De Landa, Manuel. . — London: Continuum, 2006. — 1 online resource (v, 142 pages) с. — ISBN 978-1-4411-5174-2 , 1-4411-5174-5, 1-283-12277-4, 978-1-283-12277-1. 26 июня 2020 года.
Источник —

Same as Тысяча плато