Interested Article - Равессон, Жан Гаспар Феликс

Жан Гаспа́р Фели́кс Лаше́ Равессо́н-Молье́н ( фр. Jean Gaspard Félix Ravaisson-Mollien , 23 октября 1813 , Намюр 18 мая 1900 , Париж ) — французский философ , археолог и историк искусства, представитель французского спиритуализма , последователь Мен де Бирана и Шеллинга , учитель Ж. Лашелье и Э. Бутру .

Биография

Феликс Равессон родился в 1813 году в Намюре , после смерти отца воспитывался своим дядей Г. Т. Мольеном, от которого получил вторую фамилию. Учился в коллеже Роллен у Эктора Поре, где в 1832 получил почётную премию за сочинение «Метод в философии». В 1834 году удостоился первой премии Академии моральных и политических наук за конкурсное сочинение о «Метафизике» Аристотеля . В 1837 году опубликовал первый том переработанного «Опыта о „Метафизике“ Аристотеля». В 1838 , защитив диссертацию «О привычке», получил должность профессора философии в Ренне . В 1839 посетил Мюнхен , где слушал лекции Шеллинга, с которым состоял в длительной переписке. В 1840 за диссертацию «О привычке» получил степень доктора словесности. С 1839 по 1853 служил генеральным инспектором публичных библиотек, с 1853 по 1880 — генеральным инспектором системы высшего образования. С 1880 — член Академии моральных и политических наук, с 1870 — куратор классических древностей в Лувре . Кавалер ордена Почётного легиона . Умер в Париже 18 мая 1900 года.

Учение

На формирование взглядов Равессона оказали влияние учения Аристотеля, Платона , Лейбница , Шеллинга и Мен де Бирана. Собственное учение философ назвал «спиритуалистическим реализмом», стремясь соединить психологические идеи Мен де Бирана с натурфилософией Шеллинга. Подобно Бирану, Равессон видел главный метод познания в самонаблюдении , открывающем факты внутреннего опыта , и рассматривал индивидуальный опыт как основу постижения всякой реальности. Главную заслугу Бирана он видел в указании на факт волевой активности, в котором нам непосредственно открывается существо нашего духа . В своей философии Равессон углубил волюнтаристический мотив бирановской философии, придав свободной воле статус наиболее существенного, творческого элемента действительности . Целью философии, полагал Равессон, является постижение духа как абсолютной реальности и подлинной основы мира.

Особый интерес представляет сочинение Равессона «О привычке», в котором философ развил целое учение о природе . Привычка, по мнению Равессона, является своего рода границей, разделяющей волю и природу. В жизни человека привычка демонстрирует возврат от свободного самоопределения к природному автоматизму . Сознание предполагает разрыв между целью и её реализацией, заполняемый рефлексией ; в привычке этот разрыв сокращается, а потом и вовсе исчезает; привычка — акт разумный, но неосознаваемый. В этом философ усмотрел ключ к разгадке природы: природа не есть слепая механическая сила, она есть угасшее сознание и застывшая воля. Между природой и духом нет разрыва: во всей реальности действует универсальная спонтанность, источником которой является Бог ; автоматизм законов природы есть лишь своего рода окаменевший остаток духовной активности. Эти мысли, развитые в «Докладе о французской философии», высоко оценил Анри Бергсон .

Сочинения

  • Опыт о метафизике Аристотеля ( Essai sur la métaphysique d'Aristote , 1837—1846)
  • О привычке ( De l'habitude , 1838)
  • Доклад о стоицизме ( Rapport sur le stoïcisme , 1851)
  • Венера Милосская ( La Vénus de Milo , 1862)
  • Философия во Франции в 19 веке ( La philosophie en France au XIX-e siècle , 1868)
  • Мораль и метафизика ( Morale et métaphysique , 1893)

Примечания

  1. Блауберг И. И. от 23 сентября 2020 на Wayback Machine . — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 672 с.

Ссылки

  • Блауберг И. И. . — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 672 с.
  • Блауберг И. И. . — Энциклопедия Кругосвет.
Источник —

Same as Равессон, Жан Гаспар Феликс