Interested Article - Озе, Яков Фридрихович

Я́ков Фри́дрихович О́зе ( нем. Jakob Ohse , латыш. Jēkabs Osis ; 9 (21) июля 1860 , , Гольдингенский уезд , Курляндская губерния , Российская империя — 24 марта 1919 , Воронеж , РСФСР ) — русский философ , ученик Густава Тейхмюллера , представитель Юрьевской философской школы , создатель доктрины «критического персонализма ». Озе стоял у истоков создания Рижского и Воронежского университетов . В Латвии считается первым академически образованным латышским философом .

Биография

Яков Озе, или Екабс Осис, родился в Курляндской губернии в семье латышского происхождения, обучался в Гольдингенской гимназии. В 1877 он поступил на богословский факультет Дерптского университета , где учился у Густава Тейхмюллера. В 1882 году , по окончании университета, получил степень кандидата богословия. В 1884—1888 годах Озе преподавал в Лифляндской дворянской гимназии в Феллине ; в 1886 году сдал экзамен на степень кандидата философии, а в 1888 году получил степень магистра философии за сочинение «Исследование о понятии субстанции у Лейбница».

В 1889 году , после смерти Тейхмюллера, Озе был назначен профессором философии и педагогики в Дерптском университете. В 1897 году в Московском университете он был удостоен степени доктора философии за диссертацию «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце». С 1893 года был деканом историко-филологического факультета в Юрьевском (бывшем Дерптском) университете, неоднократно избирался и. о. ректора; после Февральской революции 1917 года выступил с инициативой создания Латвийского университета . В 1918 году , в ходе эвакуации Юрьевского университета, вызванной событиями Первой мировой войны , вместе со своими учениками переехал в Воронеж , где и скончался от сыпного тифа в 1919 году.

Его усилиями были систематизированы и опубликованы последние, наиболее важные труды Г. Тейхмюллера. В своих собственных сочинениях вслед за Тейхмюллером предпринял попытку рассмотрения истории философии как истории понятий, а не истории философов и их систем .

По воспоминаниям Л. Л. Спасского, Озе начал преподавательскую деятельность на немецком языке; после русификации университета он имел возможность продолжить преподавание на немецком, однако сумел уже в зрелом возрасте овладеть русским языком и читал на нём лекции не хуже русских профессоров .

Учение

По своим философским взглядам Озе был последователем Г. Тейхмюллера, а усвоенное от него учение называл критическим персонализмом . Взгляды Озе изложены главным образом в его сочинениях «Персонализм и проективизм в метафизике Лотце» и «Гносеология».

В основе философии Озе лежит противопоставление двух мировоззрений, которые он называет персонализмом и проективизмом . Персонализм есть такое мировоззрение, которое видит подлинную реальность в человеческом «я» ; согласно этому учению, наше «я» есть субстанция , находящаяся во взаимодействии с другими субстанциями, а видимый мир есть лишь призрак , порождённый внутренней деятельностью нашего «я» и лишённый собственной сущности. Напротив, проективизм есть мировоззрение, приписывающее подлинную реальность тому миру представлений, который в действительности есть порождение нашего собственного «я». Некритическое мышление, проецируя наружу собственные представления , создаёт из них призрачный мир и рассматривает этот мир как нечто, существующее независимо от нас .

Согласно Озе, существуют три вида проективизма: наивный, идеалистический и физический; первый приписывает подлинную реальность нашим ощущениям , второй — идеям нашего ума, а третий — абстрактным понятиям естественных наук, таким, как вещество , пространство и движение . Первое мировоззрение известно под именем наивного реализма , второе — под именем объективного идеализма , а третье — под именем материализма .

Эти три мировоззрения представляют собой три стадии в развитии философских представлений. Как только наш ум подвергает сомнению истинность наивного реализма, он становится на путь критического мышления ; следствием этого становится выработка критических мировоззрений, отнимающих реальность у чувственного мира и переносящих его обратно внутрь нашего «я». Однако первые шаги критической философии оказываются неудачными, так как они, вместо ощущений, проецируют во внешний мир другие деятельности нашего «я». Так возникают объективный идеализм и материализм, приписывающие независимое бытие продуктам теоретической деятельности нашего ума .

Только в учении персонализма наш ум преодолевает все виды проективизма и возвращает нашему «я» то, что является его собственным созданием. Но и первые учения философов-персоналистов, как видно на примере Лейбница и Лотце , ещё содержат в себе множество неустранённых элементов проективизма. Окончательное устранение этих элементов и создание последовательной системы персоналистической метафизики осуществлено в трудах Густава Тейхмюллера. Только в учении Тейхмюллера дано указание на самосознание нашего «я» как на источник всех наших понятий о бытии и чётко разъяснено происхождение наших представлений о внешнем мире .

Сочинения

  • «Zu Platons Charmides», Феллин, 1886;
  • «Untersuchungen uber den Substanzbegriff bei Leibniz», Дерпт, 1888;
  • от 14 марта 2014 на Wayback Machine , Юрьев, 1896;
  • «Гносеология», Юрьев, 1908;
  • «Курс истории новой философии», Юрьев, 1909—10;
  • «К вопросу постановки преподавания философской пропедевтики в средней школе», Юрьев, 1911.

Примечания

  1. Andris Hiršs. Tērbatas personālisma ietekme uz latviešu filosofiskās vides veidošanos. 20. gadsimta sākumā // LU Raksti 784. Filosofija. 2012.
  2. Спасский Л. Л. от 31 января 2015 на Wayback Machine // Мысль, С.-Петербург, 1922, № 2.
  3. Дата обращения: 15 июля 2013. Архивировано из 31 января 2015 года.
  4. Озе Я. Ф. Персонализм и проективизм в метафизике Лотце. — Юрьев, 1896. — 476 с.

Источники

Источник —

Same as Озе, Яков Фридрихович