Interested Article - Постистория

Постистория ( лат. post — после и история) — философское понятие, свойственное постмодернистским философским течениям .

Принято считать, что термин был введен уже в рамках Арнольдом Геленом в 1952 году. Однако Дитмар Кампер в статье «Государство в голове, неистовство в сердце» о понимании времени у Эрнста Юнгера пишет, что первым, кто употребил термин «постистория», был французский экономист, философ и математик Антуан Огюст Курно . В статье 1861 (по некоторым данным − 1871) «Трактат о развитии фундаментальных идей в естественных науках и в истории» (Traité de l’enchaînement des idées fondamentales dans les sciences et dans l’histoire) Курно говорит о конце буржуазного общества, остановку исторической динамики на основе достигнутой цели, «исчерпанную революцию». Далее, по мнению Кампера, термин использует Селестен Бугле (1870—1940) в 1901 году. Также Кампер упоминает Хендрика де Мана и его работу 1951 года «Искажение и гибель культуры», в которой он использует термин постистория с отсылкой на Курно.

Юрген Хабермас в «Философском дискурсе о модерне» пишет о Гелене: «Так как „история идей завершилась“, Гелен может со вздохом констатировать, „что мы вошли в постисторию“. Из этого текста, — как пишет Хабермас, — я делаю вывод, что Гелен мог позаимствовать термин „постистория“ у своего единомышленника Хендрика де Мана».

Жан Бодрийяр , применяет термин постистория для описания качества истории в постиндустриальном обществе . Понимание истории как линейного разворачивания событийности из прошлого в будущее сменяются установкой на интерпретационную плюральность нарративной истории: как пишет Бодрийяр, «история была могучим мифом… который поддерживал одновременно возможность „объективной“ связности причин и событий и возможность нарративной связности дискурса», — не случайно «век истории — это также и век романа». Бодрийяр говорит, что «история — это наш утраченный референт, то есть наш миф».

Постистория получила некоторые постулаты, которые выражаются в:

  1. отказе философии от линейной концепции времени;
  2. отказе от линейного видения социальной динамики;
  3. отказе от логоцентризма ;
  4. отказе от презумпции трансцендентального означаемого — невозможна интерпретация текста в классическом её понимании: как взгляд извне (Сознание может лишь «центрировать» текст, организовав его вокруг тех или иных внутритекстовых семантических узлов, текст нужно подвергнуть «деструкцией» текста, восприятием его в контексте «метафизики отсутствия» референта: самотождественность и семантическое единство текста не гарантируются якобы выраженным в нем внетекстовым содержанием)
  5. общей презумпции того, что настоящее лишено возможности новизны.

Примечания

Литература

  • Oswald Spengler : Der Untergang des Abendlandes . Albatros / Bibliographisches Institut Mannheim 2011, ISBN 978-3-411-14503-4 .
  • Arnold Gehlen : Über kulturelle Kristallisation . In: Wolfgang Welsch (Hrsg.): Wege aus der Moderne. Schlüsseltexte der Postmoderne-Diskussion. Weinheim 1988, S. 133-143.
  • Hans von Fabeck: Jenseits der Geschichte: Zur Dialektik des Posthistoire , Fink, Paderborn / München 2007, ISBN 978-3-770-54444-8 .
  • Vilém Flusser : Vom Ende der Geschichte . In: Nachgeschichte. Eine korrigierte Geschichtsschreibung. , Bensheim, 1993, S. 282–290. ISBN 3-927-90137-7
  • Dietmar Kamper : Nach der Moderne. Umrisse einer Ästhetik des Posthistoire . In: Wolfgang Welsch (Hrsg.): Wege aus der Moderne. Weinheim 1988, S. 163–174
  • Jean-Francois Lyotard : Sendschreiben zu einer allgemeinen Geschichte . In: Postmoderne für Kinder. Wien 1987, S. 38-56
  • Francis Fukuyama : Das Ende der Geschichte. Wo stehen wir? München 1992.
  • (нем.) : Ende der Geschichte? . München 1993.
  • (нем.) : Posthistoire. Ist die Geschichte zu Ende? Reinbek bei Hamburg 1989. ISBN 3-499-55504-2
  • Wolfgang Welsch : Unsere postmoderne Moderne. Berlin 2002, S. 17f.
  • Peter Sloterdijk : Nach der Geschichte . In: Wolfgang Welsch (Hrsg.): Wege aus der Moderne. Weinheim 1988, S. 262–273
Источник —

Same as Постистория