Медно-никелевые сплавы
- 1 year ago
- 0
- 0
Эберегизел ( Эверигизил ; лат. Eberegiselus или Everigisilus ; умер 14 сентября между 590 и 594 ) — епископ Кёльна и, возможно, в конце VI века; почитаемый в Католической церкви святой (день памяти — 24 октября).
Эберегизел известен из нескольких средневековых исторических источников : « Истории франков » и « » Григория Турского , «Жития святого Бруно», а также сочинений Херигера Лоббского и .
О происхождении Эберегизела достоверных сведений в современных ему документах не сохранилось. Так как он носил германское имя, предполагается, что Эберегизел был выходцем из одного из этих народов (возможно, из франков ) . Согласно « » Херигера Лоббского, Эберегизел родился в Тонгерене . Ещё в юности приняв сан священника, он получил богословское образование в Кёльне , приехав сюда вместе со святым . По свидетельству Альберта Льежского, уже будучи главой Кёльнской епархии его учитель Северин рукоположил Эберегизела в диаконы , а затем назначил своим преемником. Когда же Северин умер, Эберегизел с согласия клира и жителей Кёльна стал епископом . Эти авторы относили управление Эберегизелем Кёльнской епархией к первой половине V века, а его смерть датировали 450 или 455 годом. Однако в труде современника Эберегизела Григория Турского сообщается, что тот жил во второй половине VI века . Пытаясь объединить эти противоречивые свидетельства, историки Нового времени посчитали, что Кёльнской епархией управляли два епископа по имени Эберегизел: первый — в первой половине V века, а второй — в конце VI века . Современные же историки считают, что сведения Херигера Лоббского и Альберта Льежского основаны на недостоверных с исторической точки зрения преданиях и существовал только один епископ по имени Эберегизел , ставший главой Кёльнской епархии после упоминавшегося в этом сане в 560-х годах Карентина . Точная дата восшествия Эберегизела на епископскую кафедру не известна . Он — первый глава Кёльнской епархии германского происхождения: все его предшественники были галло-римлянами .
В книге «О славе мучеников» Григория Турского сообщается, что при Эберегизеле в Кёльне впервые стал отправляться культ святых воинов-мучеников Фиваидского легиона . Григорий Турский связывал это с исцелением Эберегизела от сильных головных болей благодаря молитвам одному из этих святых .
Эберегизелу приписывается строительство церкви в (около Ксантена ), освящённой в честь святого . Однако насколько достоверно это свидетельство, основанное на упоминании некоего Эберегизеля в труде Григория Турского «О славе мучеников», неизвестно . В самом Ксантене стараниями Эберегизела была построена первая церковь в честь святого Виктора, возведённая на месте оратория римских времён .
В «Истории франков» Григория Турского упоминается об участии епископа Кёльна в созванном в 590 году королём Хильдебертом II синоде . Решением этого собрания духовенства Франкского государства Эберегизел вместе с другими епископами был направлен в Пуатье для восстановления порядка в находившемся там женском аббатстве Святого Креста . В церковных преданиях Эберегизел описывается как иерарх, любимый паствой и уважаемый за свои дипломатические способности .
Будучи близкой к королеве франков Брунгильде персоной, Эберегизел несколько раз посылался ею с дипломатическими поездками в Вестготское королевство .
Хотя современник Эберегизела Григорий Турский называл его только епископом Кёльна, Херигер Лоббский утверждал, что тот был также и епископом в Маастрихте . Однако в сочинении Херигера не сообщается, в каком качестве Эберегизел управлял Маастрихтской епархией: покинул ли он для окормления её жителей Кёльнскую епархию или был только хорепископом . Однако современные историки сомневаются в достоверности этого свидетельства Херигера Лоббского, так как 590-х годах епископом Тонгерена, в епархию которого входил и Маастрихт, был .
Возможно, свидетельство о занятии Эберегизелом епископской кафедры в Маастрихте было следствием неправильной интерпретации Херегером Лоббским данных о смерти кёльнского епископа вблизи этого города. Согласно этому автору, когда Эберегизел объезжал Маастрихтскую епархию и направлялся в церковь Богоматери в Тонгерене, на него напали разбойники и убили его. По данным Херегера, это произошло в самом Тонгерене, а по свидетельству Ансельма Льежского — на вилле Трутмония (возможно, современный Термонь или Дортмунд ). Похоронен Эберегизел был на месте своей гибели. В литаниях днём его смерти называется 14 сентября . Год этого события не известен, но так как Григорий Турский упоминал Эберегизела как уже скончавшегося, епископ не мог погибнуть позднее 594 года . Так как другие приводимые Херигером Лоббским и Ансельмом Льежским сведения о Эберегизеле недостоверны, их свидетельства об обстоятельствах кончины епископа Кёльна также подвергаются сомнению . Преемником Эберегизела в Кёльнской епархии был Солатий .
Уже в раннее Средневековье Эберегизел стал почитаться как святой. Приблизительно в 959 году архиепископ Бруно перенёс останки Эберегизела в Кёльн и 24 октября торжественно поместил их в драгоценную раку в церкви Святой Цецилии . В 1802 году мощи Эберегизела были перенесены в , где находятся и в настоящее время . Реликварий с останками Эберегизеля несколько раз вскрывался. Состоявшееся в 1270 году первое известное вскрытие мощей описал Альберт Великий . В 2012 году под руководством судебно-медицинского эксперта Карл-Хайнца Шиви-Бочата было произведено новое вскрытие реликвария, во время которого найдены лоскуты ткани и останки двух взрослых людей без следов насилия .
В настоящее время Эберегизел почитается как святой всеми католиками . В « Римском мартирологе » днём его поминовения названо 24 октября , а в Льежской архиепархии его также поминают 28 марта. В иконографии святой Эберегизел изображается в епископских одеяниях и с в руке . Он считается святым покровителем стекольщиков и изготовителей витражей , а также Кёльнской гильдии живописцев . В честь Эберегизела освящены две приходские церкви: в и в Плиттерсдорфе . В Кёльнском соборе находится витраж с изображением Эберегизела, а на Кёльнской ратуше — скульптура святого .