Interested Article - Гильдуин (аббат Сен-Дени)

Гильдуин ( Хильдуин ; лат. Hilduinus , нем. Hilduin ; около 775 / 785 22 ноября не ранее 859 и не позднее 861 , Прюмское аббатство ) — церковный деятель периода Каролингов ; аббат Сен-Дени (814—840/841) и других монастырей; архиепископ Кёльна (842 — не позднее 850); придворной капеллы (819/822—830) и Франкской империи (844—855); агиограф и хронист ; самый известный из своих тёзок .

Биография

Исторические источники

Гильдуин упоминается в целом ряде раннесредневековых исторических источников , в том числе, в « Анналах королевства франков », « » Астронома , «Истории в четырёх книгах» Нитгарда , «Хронике» Адемара Шабанского и сочинениях других .

Ранние годы

Гильдуин родился в знатной франкской семье . Вероятно, это произошло около 775 или 785 года . В современных Гильдуину источниках сообщается только о том, что у него было три брата: Вульгрин, Бернар и Герольд. На основании ономастических данных предполагается, что они могли состоять в родстве с Герхардингами (или Матфридингами ) и . Есть мнение, что Вульгрин может быть тождественен графу Ангулема и Перигора . В этом случае, отцом Гильдуина был граф Удальрих. В некрологе из аббатства Сен-Жермен-де-Пре два других брата Гильдуина также наделены графскими титулами . Возможно, Гильдуин был племянником франкской королевы Хильдегарды и, таким образом, двоюродным братом императора Людовика I Благочестивого , что способствовало его вхождению в круг персон, наиболее приближённых к Каролингам .

Вероятно, ещё в молодости Гильдуин стал каноником , но до самого получения сана аббата так и не принял монашеского пострига . Он обучался под руководством Алкуина в Палатинской академии , где получил очень хорошее для своего времени образование (в том числе, Гильдуин славился среди современником своим знанием греческого языка ). Среди его соучеников были Рабан Мавр и Луп Феррьерский , с которыми Гильдуин долгие годы поддерживал дружеские отношения . Позднее Гильдуин сам стал преподавать в монастырской школе, где его учеником был Гинкмар Реймсский , всю жизнь с большим уважением отзывавшийся о своём наставнике .

Аббат Сен-Дени

Религиозные центры Франкской империи

Предполагается, что родственные связи Гильдуина с императорской семьёй способствовали тому, что в конце 814 года или начале 815 года он был избран настоятелем аббатства Сен-Дени, сменив в этой должности умершего . Позднее под управление Гильдуина были переданы ещё несколько монастырей: Сен-Медар в Суасоне , Сен-Жермен в Париже и Сент-Уэн в Руане . Первое из них он получил в 822 году или 824 году , второе — в 819 году , став здесь преемником .

Свою близость к Людовику I Благочестивому Гильдуин использовал во благо находившихся под его управлением монастырей. Так, уже через несколько дней после назначения аббатом он получил от императора подтверждение всех владений и привилегий, данных предыдущими франкскими монархами Сен-Дени. В том числе, было подтверждено право монастыря ежегодно проводить ярмарку, приносившую обители большие доходы .

В июле 818 года по пути в Бретань Людовик I Благочестивый посетил Сен-Дени. Об оказанном здесь императору торжественном приёме известно из сообщения Эрмольда Нигелла . Тогда же Людовик Благочестивый повелел Гильдуину сопровождать себя в этом походе. С того времени аббат Сен-Дени стал одной из наиболее приближённых к императору персон. В 819 или 822 году Людовик Благочестивый назначил Гильдуина придворным архикапелланом и главой императорской капеллы . В этой должности он сменил умершего 3 сентября 818 года архиепископа Хильдебольда Кёльнского . С тех пор Гильдуин проводил бо́льшую часть времени ни в своих монастырях, а при императорском дворе в Ахене . Его главным помощником в управлении капеллой был Гинкмар Реймсский . Среди обязанностей Гильдуина как архикапеллана было принятие обращённых к монарху прошений, рассмотрение законности этих просьб и представление этих документов императору . Также в обязанности архикапеллана входило и хранение королевской печати правителя франков .

Гильдуин был сторонником сохранения единства Франкской империи Карла Великого . Так, ещё в 817 году будучи одним из составителей « Ordinatio imperii », он содействовал внесению в документ пунктов о подчинении младших сыновей Людовика I Благочестивого верховной власти их старшего брата, императора Лотаря I .

При Гильдуине школа при аббатстве Сен-Дени была одним из наиболее хорошо организованных образовательных учреждений Франкской империи. Среди её преподавателей того времени были и Отфрид Вейсенбургский . При аббатстве существовала обширная библиотека и работал скрипторий , где Гильдуин лично «заботился о точном изготовлении рукописей». Будучи настоятелем Сен-Дени, он приложил много усилий для укрепления среди монахов церковной дисциплины и в результате смог искоренить многочисленные злоупотребления, существовавшие в обители при его преемниках .

В 824 году Гильдуин сопровождал принца Лотаря в Рим . Здесь он участвовал в разрешении спора, возникшего при избрании папой Евгения II , а также был одним из составителей « ». От этого папы римского Гильдуин в 826 году получил в дар реликвии святого Себастьяна и передал их аббатству Сен-Медар . Этой же обители он передал и полученные от Евгения II мощи папы Григория I Великого . Современник Гильдуина, автор «Жизни императора Людовика», восторженно описал эти события: « Когда они [мощи] находились там, Бог ради их прибытия даровал смертным столько добра, что это превзошло всякое множество. Ведь суть веры пребудет в том, что ушам следует верить в то, в чём убеждают, и надо не бороться с велением свыше, но верить в то, что возможно всё » .

В 825 году Гильдуин участвовал в в Париже , на котором от имени императора приветствовал послов византийского императора Михаила II Травла .

В июне 826 года Гильдуин участвовал в торжественной церемонии короля данов Харальда Клака в вблизи Майнца . Описавший её Эрмольд Нигелл особо подчёркивал важность участия в крещении трёх персон: крёстного отца новообращённого, императора Лотаря I Благочестивого, архикапеллана Гильдуина и архиканцлера Элизахара .

В 827 году Михаил II Травл прислал франкскому духовенству приписывавшееся Дионисию Ареопагиту собрание сочинений « Ареопагитики ». Вскоре они были переведёны Гильдуином и Гинкмаром Реймсским с греческого языка на латынь. Однако этот перевод был неудачным и в Средневековье большее распространение получил перевод, сделанный Иоанном Скотом Эриугеной .

Во второй половине 820-х годов Гильдуин провёл реформу аббатства Сен-Жермен-де-Пре. Искореняя имевшиеся там нарушения церковной дисциплины, он повелел ограничить число братии обители ста двадцатью монахами. Эта реформа была одобрена Людовиком I Благочестивым. В данном 13 января 829 года императором по этому случаю документе подробно описаны не только новые порядки в аббатстве, но и указано количество продовольствия, которое каждый из монахов должен был получать на своё содержание .

По ходатайству Гильдуина в 829 году Людовик I Благочестивый назначил наставником принца Карла Валафрида Страбона , друга и ученика аббата Сен-Дени . В том же году Гильдуину императором было поручено возглавлять торжественную процессию, посвящённую установке в Ахене на постамент статуи Теодориха Великого , ещё в 801 году привезённой Карлом Великим из Равенны .

10 августа 830 года император Людовик I Благочестивый по просьбе Гильдуина дал хартию, в которой запретил приближённым короля Пипина I посягать на собственность в аквитанских владениях аббатства Сен-Дени .

Когда в 830 году во Франкском государстве начался вооружённый конфликт между Людовиком I Благочестивым и его сыновьями Лотарем I, Пипином I и Людовиком II Немецким , Гильдуин поддержал врагов императора. Вероятно, это решение было вызвано отказом Людовика Благочестивого от утверждённых «Ordinatio imperii» норм и желанием того провести новый раздел государства за счёт Лотаря I, будущего правителя Франкской империи. За это на встрече с Людовиком Благочестивым в Неймегене Гильдуину было объявлено об опале, а на 2 февраля 831 года он был лишён всех своих должностей и монастырей. Под охраной Гильдуин был сослан сначала в Падерборн , а затем в Корвейское аббатство . Настоятель этой обители любезно принял арестанта, за что Гильдуин 17 марта 836 году подарил его монастырю мощи святого Вита , ставшие наиболее почитаемой реликвией этого аббатства. Благодаря ходатайству Гинкмара Реймсского и других своих друзей при императорском дворе, ещё в том же году Гильдуин смог возвратить расположение Людовика I Благочестивого и снова получить сан настоятеля аббатств Сен-Дени и Сен-Жермен . Однако он не смог возвратить контроль над аббатствами Сен-Медар, где новым настоятелем стал епископ , и Сент-Уэн . Также ему не была возвращена и должность архикапеллана, переданная по разным данным или Батурику из Фульдского монастыря , или аббату Жюмьежа , или епископу Меца Дрого .

Часовня Гильдуина в крипте базилики Сен-Дени (839 год)

Отстранение от государственных дел позволило Гильдуину уделять больше внимания нуждам вверенных ему монастырей , и уже в 832 году он провёл в Сен-Дени реформу монастырского устава, введя для монахов бенедиктинские правила . Тогда же в аббатстве были установлены обычаи подобные тем, какие ранее были введены Гильдуином в Сен-Жермен-де-Пре. Эти преобразования стали важными событиями в церковной жизни Франкского государства того времени. В торжественной церемонии, проведённой 22 января по поводу подписания документа о реформе ( лат. Constitutio de partitione bonorum monasterii Sancti Dionysii ), приняли участие несколько наиболее влиятельных иерархов, в том числе три митрополита : , Эббон Реймсский и Отгар Майнцский . 26 августа того же года реформу Сен-Дени одобрил Людовик I Благочестивый. Вдохновясь существовавшими в римском соборе Святого Петра обычаями, Гильдуин ввёл у гробницы святого Дионисия Парижского круглосуточные бдения, сопровождавшиеся пением священных гимнов и молитв .

На Рождество Христово 833 года Гильдуин участвовал Кёльне в переговорах Людовика I Благочестивого и его сына Людовика II Немецкого . Точно не известно, кого тогда поддерживал Гильдуин: скорее всего, императора, так как он сохранил оба свои аббатства. Во сообщается, что аббатство Сен-Дени было избрано местом содержания под стражей Людовика I Благочестивого и его малолетнего сына Карла. В этой же обители 1 марта 834 года произошло восстановление власти императора над государством .

В конце 834 года или начале 835 года Людовик I Благочестивый поручил Гильдуину написать житие Дионисия Парижского . Император советовал аббату включить в текст всё то, что тот обнаружит в архивах кафедрального собора Парижа и аббатства Сен-Дени, а также в известных Гильдуину греческих рукописях и в рассказе о чудесном исцелении папы римского Стефана после молитв этому святому. Гильдуин же в качестве основного источника информации использовал переведённые им «Ареопагитики». В своём труде «Мученичество святого Дионисия» ( лат. Passio Sancti Dionysii ) Гильдуин отождествил Дионисия Парижского с Дионисием Ареопагитом. Благодаря Гильдуину такая идентификация этих персон стала широко популярна в Средневековье, и только стараниями Ж. Ш. Л. де Сисмонди это мнение было признано полностью ошибочным .

Гильдуин (наряду с Гинкмаром Реймсским) упоминается как возможный автор « Деяний Дагоберта » . Также возможно участие Гильдуина в составлении ведшихся при императорском дворе « Анналов королевства франков »: ему приписывается авторство части этого источника, описывающей события 821—829 годов . Гильдуину также приписывается авторство «Мученичества святых отца Корнелия и Киприана» ( лат. Passio SS. Cornelii papae et Cypriani ) и «[Книги о] постановлениях синода» ( лат. Libellus synodalis ) с изложением канонов 829 года. Однако достоверных подтверждений, что эти сочинения написал именно Гильдуин, нет .

Известно об активной переписке Гильдуина с другими представителями Каролингского возрождения . Многие из них, в том числе, Рабан Мавр, Луп Феррьерский, Агобард , и Седулий Скот , очень высоко отзывались о деятельность Гильдуина: как церковной, так и государственной. Валафрид Страбон написал о Гильдуине поэму ( лат. Hiltuuino seniori ), в которой выражал огромную благодарность своему учителю за всё, что тот для него сделал. посвятил Гильдуину написанный им труд «Чудеса святого Филиберта». Рабан Мавр просил у известного своей любовью к книгам Гильдуина переслать ему очень редкую рукопись: «Комментарии на „Книгу царств“» .

После выделения Людовиком I Благочестивый владений Карлу II Лысому, Гильдуин в 837 году был вынужден принести клятву верности этому сыну императора. Однако после смерти Людовика Благочестивого 20 июня 840 года он поддержал Лотаря I в конфликте того с братьями. По свидетельству Нитгарда, соратником Гильдуина в этом был граф Парижа Жерар II . Так как все их владения оказались в Западно-Франкском королевстве Карла II Лысого, они в ноябре того же или следующего года этим правителем были их лишены . Гильдуина в Сен-Дени сменил Людовик Мэнский (впервые тот был назван аббатом этой обители в документе от 6 ноября 841 год) , в Сен-Жермен-де-Пре — архикапеллан и епископ Пуатье .

О деятельности Гильдуина во время известно очень немного . В письме к аббату Феррьера Лупу упоминается, что из-за угрозы захвата Руана сторонниками Карла II Лысого Гильдуин отослал к своему другу реликвии из монастыря Святого Уэна на сохранение .

Архиепископ Кёльна

Раздел земель Франкской империи по Верденскому договору 843 года

Существует мнение, что Гильдуин умер не позднее 844 года (возможно, уже 22 ноября 841 года) . Это мнение основано на том, что с того времени аббат Гильдуин пропадает из анналов и других нарративных источников франкской эпохи . Однако вскоре в юридических документах начинает упоминаться «бывший архикапеллан Гильдуин», который в 840—850-х годах занимал должности архиепископа Кёльна и архиканцлера императора Лотаря I. Так как кроме аббата Сен-Дени других архиканцлеров с таким именем не известно, часть исследователей отождествляет обе эти персоны .

Возможно, что лишившись всех своих должностей во владениях Карла II Лысого, Гильдуин перебрался в Средне-Франкское государство императора Лотаря I. Благодаря покровительству этого монарха, в 842 году Гильдуин смог получить сан главы Кёльнской архиепархии . После смерти в 841 году Хадебальда новым архиепископом стал его племянник Лиутберт , сторонник Людовика II Немецкого. Однако по повелению Лотаря I тот был смещён и его место занял Гильдуин. Предполагается, что получение им сана не было поддержано клиром , так как в составленном при Виллиберте списке кёльнских архиепископов Гильдуин не упоминается. В « » Римберта также сообщается, что после смерти Хадебальда кёльнская кафедра долгое время была вакантной. Также отсутствуют какие-либо свидетельства о рукоположении Гильдуина в архиепископский сан: в современных ему документах он упоминается как «[управляющий] вакантной кафедрой» ( лат. archiepiscopus vocatus ). В том числе, так он назван в хартии Лотаря I от 3 января 848 года. Лишившийся кафедры Лиутберт покинул владения Лотаря I и нашёл приют в Восточно-Франкском государстве. По крайней мере до 848 года он пытался возвратить себе власть над Кёльнской архиепархией и даже при покровительстве Людовика II Немецкого управлять той её частью, которая находилась на территории Восточно-Франкского королевства .

16 июня 842 года в Трире Гильдуин участвовал во встрече Лотаря I с послами византийского императора Феофила . Возможно, как человек, хорошо знавший греческий язык, он был переводчиком во время переговоров о военном союзе между франками и византийцами против арабов . Вероятно по этому же в том же году Гильдуин был отправлен Лотарем I в Константинополь . Сюда франкские послы прибыли в конце года, но Феофил умер 20 января 843 года и власть в Византии перешла к его малолетнему сыну Михаилу III , за которого правила мать Феодора . Хотя императрица-регент и положительно отнеслась к идее заключить брак между принцем Людовиком и одной из византийских принцесс, эта идея так и не была осуществлена .

После возвращения из Константинополя, не позднее 17 февраля 844 года Гильдуин получил должность императорского канцлера. Он занимал её до отречения Лотаря I 19 сентября 855 года. Благодаря императору, в 850 году Гильдуин получил сан аббата монастыря Боббио , которым управлял до 859 года. От этого же монарха он получил для ряд привилегий для своей обители. Об этом сообщается в данной 7 октября 860 года хартии Людовика II аббату , ставшему преемником Гильдуина .

Несмотря на отсутствие интронизации , Гильдуин, вероятно, был признан духовенством Средне-Франкского государства законным главой Кёльнской епархии. В этом качестве он в 848 году протестовал против решения в Майнце о подчинении Бременской епархии Гамбургской митрополии , но так и не сумел сохранить Бремен в числе кёльнских суффраганов .

Спор о преемственности власти в Кёльнском архиепископстве был улажен не позднее апреля 850 года. Тогда между Лотарем I и Людовиком II Немецким было заключено соглашение, по которому Гильдуин был лишён архиепископского сана, новым главой архиепархии избран его племянник Гюнтер , а Лиутберт получил в управление Мюнстерскую епархию .

Возможно, после своей отставки с государственной службы в 855 году Гильдуин удалился в Прюмское аббатство , где и умер . Также существует мнение, отождествляющее Гильдуина с его тёзкой , аббатом монастыря Святого Мартина в Туре , но, скорее всего, это мнение ошибочно .

Год смерти Гильдуина неизвестнен. Он ещё был жив 29 мая 859 года, когда в письме к Лупу Феррьерскому выражал глубокую скорбь в связи со смертью несколько лет назад аббата Прюма . Возможно, Гильдуин скончался не ранее 859 года и не позднее 861 года, так как в хартии Карла II Лысого от 19 сентября 862 года он упоминался как уже умерший. В литаниях Прюмского монастыря и некрологе из аббатства Святого Германа в Париже упоминается день кончины Гильдуина — 22 ноября .

По мнению Г. Гёттинга, в честь Гильдуина был назван город Хильдесхайм ( лат. Hilduinesheim ) .

Труды Гильдуина опубликованы в « Patrologia Latina » , а письма — в « Monumenta Germaniae Historica » .

Комментарии

  1. Первоначально должность Гильдуина официально называлась «верховный капеллан священной палаты» ( лат. summus capellanus sacri palatii ). Однако с 825 года в документах стал использоваться только термин «архикапеллан» ( лат. archicapellanus ). Такое название этой должности сохранилось до самого конца её существования .
  2. По мнению , аббат Сен-Дени Гильдуин и одноимённый архиепископ Кёльна были близкими родственниками .

Примечания

  1. Lot F. // Le Moyen Âge. — 1903. — P. 249—282. 6 июля 2018 года.
  2. Анналы королевства франков (год 826); Астроном . Жизнь императора Людовика (главы 40 и 45); Нитгард . История в четырёх книгах (книга I, глава 6; книга II, глава 3); Адемар Шабанский . Хроника (книга III, глава 12).
  3. . // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1910. — Vol. VII. — P. 354. 27 сентября 2020 года.
  4. Fleckenstein J. // Neue Deutsche Biographie . — Berlin: Duncker & Humblot, 1972. — Bd. 9. — S. 136—137. — ISBN 3-428-00190-7 . 2 июля 2016 года.
  5. Bautz F. W. : [ 25 декабря 2008 ] // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon . — Bautz : Hamm, 1990. — Bd. II. — Kol. 855—856. — ISBN 3-88309-032-8 .
  6. Prelog J. Hilduin v. St-Denis // Lexikon des Mittelalters . — München/Zürich : Artemis & Winkler, 1999. — Bd. V. — Kol. 20. — ISBN 3-7608-8905-0 .
  7. Glorieux P. Hilduin of Saint-Denis. — Washington, D. C.: Thomson, Gale, 2003. — Vol. 6. — P. 833. — ISBN 0-7876-4010-7 .
  8. , p. 4—11.
  9. , p. 69—71.
  10. (нем.) . Geschichts­quellen des deutschen Mittelalters. Дата обращения: 1 января 2021. 8 марта 2021 года.
  11. , p. 213—218.
  12. , p. 460—461.
  13. Théry G. // Revue d'histoire de l'Église de France. — 1923. — № 42 . — P. 23—39. 1 мая 2021 года.
  14. Kottje R. Hilduin // . — Freiburg, Basel, Rom, Wien : Herder, 1998. — Bd. V. — Kol. 110—111.
  15. , p. 11—35.
  16. Goyau G. // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1912. — Vol. XIV. — P. 130—132. 10 февраля 2021 года.
  17. , p. 271.
  18. , p. 11—22.
  19. , p. 23—35.
  20. Мереминский С. Г. // Православная энциклопедия . — М. , 2012. — Т. XXX : « Каменец-Подольская епархия Каракал ». — С. 530—532. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-031-8 .
  21. , p. 151.
  22. , p. 111.
  23. , p. 131.
  24. Астроном . Жизнь императора Людовика (глава 40).
  25. , p. 23—35 & 61—63.
  26. , с. 88.
  27. Дионисий (Шлёнов) , иером. // Православная энциклопедия . — М. , 2001. — Т. III : « Анфимий Афанасий ». — С. 195—214. — 752 с. — 40 000 экз. ISBN 5-89572-008-0 .
  28. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 36. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  29. Иоанн Скотт Эриугена. Гомилия на Пролог Евангелия от Иоанна / Петров В. В. — М. : «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1995. — С. 97. — ISBN 5-87245-021-4 .
  30. McCarthy M. F. Walafrid Strabo. — Washington, D. C.: Thomson, Gale, 2003. — Vol. XIV. — P. 606. — ISBN 0-7876-4018-2 .
  31. , p. 35—38.
  32. , p. 185—189.
  33. , с. 26.
  34. , p. 38—46.
  35. Geschichte des Erzbistums Köln. Bd. 1: Das Bistum Köln von den Anfängen bis zum Ende des 12. Jahrhunderts / Hegel E., Oediger F. W.. — Köln: Bachem, 1971. — S. 88.
  36. , с. 97.
  37. Анналы королевства франков / Литаврин Г. Г . — Свод древнейших письменных известий о славянах. Том II (VII—IX вв.). — М. : Издательская фирма « Восточная литература » РАН, 1995. — С. 464. — ISBN 5-02-017809-8 .
  38. , p. 61—63.
  39. , p. 69—71 & 213—218.
  40. , p. 23—35 & 46—61.
  41. , с. 29.
  42. , p. 46—61.
  43. Goetting H. . — Germania Sacra . Neue Folge. Band 20. — Berlin: 1984. — S. 40.
  44. . — Paris: Valade, 1819. — P. 172.
  45. Историки эпохи Каролингов / Сидоров А. И. — М. : РОССПЭН, 1999. — С. 255. — ISBN 5-86004-160-8 .
  46. Duchesne L. . — Paris: Fontemoing et C ie , Éditeur, 1915. — P. 182.
  47. (нем.) . Erzbistum Köln. Дата обращения: 1 января 2021.
  48. , p. 62.
  49. Lins J. // Catholic Encyclopedia . — New York: Robert Appleton Company, 1907. — Vol. II. — P. 756—758. 11 февраля 2021 года.
  50. Lins J. // Catholic Encyclopedia. — New York: Robert Appleton Company, 1908. — Vol. IV. — P. 116—121. 25 января 2021 года.
  51. Levillain L. // Bibliothèque de l'École des chartes. — 1950. — Vol. 108. — P. 5—35. 12 июля 2021 года.
  52. Hilduinus Sandionysianus Abbas. // Patrologia Latina / Migne J. P . — Т. CVI . — P. 9—50. 29 декабря 2020 года.
  53. / Dümmler E. — Berolini: Apud Wedmannos, 1899. — P. 325—337. 22 января 2021 года.

Литература

  • Тейс Л. Наследие Каролингов. — М. : Скарабей, 1993. — 272 с. — ISBN 5-86507-043-6 .
  • Boshof E. . — Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellchaft, 1996. — 303 S. — ISBN 9783896780201 .
  • Calmette J. // Bibliothèque de l'École des Chartes. — Nogent, 1904. — Vol. 65. — P. 530—536.
  • Histoire littéraire de la France. — Paris: Victor Palmé, 1832. — Vol. IV. — P. 607—613.
  • Fisquet M. H. . — Paris: E. Repos, 1864. — 870 p.
  • Lapidge M. . — Leiden: Brill, 2017. — 912 p. — ISBN 9789004343627 .
  • Lot F. // Bibliothèque de l'École des chartes. — 1905. — Vol. 66. — P. 277—280.
  • Monod G. Hilduin et les Annales Einhardi. — Paris: Mélanges Julien Havet, 1896. — P. 57—65.
  • Perrichet L. . — Paris: Université de Paris, 1912. — 596 p.
  • Taylor A. L. Epic Lives and Monasticism in the Middle Ages, 800—1050. — Cambridge: Cambridge University Press, 2013. — ISBN 9781107030503 .

Ссылки

  • (итал.) . Treccani. Enciclopedia on line. Дата обращения: 1 января 2021.
Источник —

Same as Гильдуин (аббат Сен-Дени)