Interested Article - Волочёбный обряд

Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Волочёбный обряд ( волочо́бный , зелёные святки , обход волочобников, влачебников, волынщиков, лалынщиков, лалыльщиков, куралесников ; белор. валачо́бны абрад ; польск. chodzenia po wołoczebnym, chodzenia z Konopielką ) — весенний обход домов с величально-заклинательными песнями , древний обряд аграрного цикла, совершаемый перед началом сева . Проводился обычно вечером в пасхальное воскресенье , иногда накануне или в понедельник .

Обряд известен преимущественно на территории Белоруссии , а также в прилегающих районах: Подляшья в Польше; территории бывшей Виленской области в Литве; Псковской , Смоленской областях, частично — в Калужской , Орловской , Белгородской , Воронежской , Нижегородской , Рязанской , Ярославской областях в России; Черниговской области на Украине. В XX веке обряд был также зафиксирован у населения востока Тверской области и в Западной Сибири, где, возможно, является поздним заимствованием от переселенцев-белорусов. Обряд близок к колядованию и вьюнишнику , в Чехии волочёбные песни так и называются — «коледа» ( чеш. koleda ).

Название обряда связано с глаголом волочить , волочиться , то есть идти, брести, шататься (ср. типичный песенный зачин: белор. «Валачобнічкi валачыліся...» ).

История

В. М. Васнецов . В костюме скомороха . 1882

Волочёбничество восходит к древним мужским обходным обрядам , назначение которых было в передаче посвященными, т.е. взрослыми мужчинами, благ от «вышних сил» и предков членам рода, общины .

Первоначально, вероятно, волочёбные обряды исполняли бродячие странники, калики перехожие — мужская компания, состоящая в основном из молодых парней. Ходили из двора во двор, за славленье получали подарки: яйца, пироги, водку, иногда большие угощения .

Волочёбники

Участники обряда — мужские группы, состоящие из 8—10 (иногда до 20) человек. В основном это мужчины средних лет и молодые парни. Лишь изредка к ним могли присоединиться старики и замужние женщины, а девушки и дети не участвовали вовсе. Возглавлял дружину «починальник» или «запевала», который руководил всем ходом обряда, подбирал песенный репертуар, сам начинал пение, принимал вознаграждение от хозяев. Ему помогали музыканты (с дудой и скрипкой) и «мехоноша» («мехоножыч»), в обязанности которого входило ношение мешка с полученными за пение продуктами. Все остальные члены дружины («подхватники») хором исполняли припев волочёбных песен . В отличие от колядовщиков, волочёбники не рядились и не надевали маски .

Тех, кто совершал обходы в различных регионах, называли по-разному: волочёбниками, христованниками, галыкальниками, воловниками, лалынщиками, кукольниками, волховниками, скоморохами, а на юге Белоруссии — кукольниками, в Слонимском районе Гродненской области — ралёшниками . Считалось, что волочёбники — люди Божьи, и своими обходами они приносят удачу хозяевам, плодовитость скоту, урожайность на полях, ставят защиту дворов от различных природных стихий .

Завершив обходы дворов в деревне, волочёбники собирались в одном из домов или в последнем доме, к какому они приходили с ритуальным распеванием, и устраивали там застолье с весёлыми играми, танцами, песнями, шутками .

На юго-западе и западе России такую группу называли христованниками .

Особенности

Волочёбники начинали ходить по домам в пасхальное воскресенье после вечерни и продолжали обряд всю ночь. На рассвете хождение прекращалось, даже если за ночь не успевали обойти все дворы. В Себежском уезде Витебской губернии (сейчас Себежский район Псковской области) обход мог возобновляться и в следующие две ночи. Группа певцов посещала не только дома своего села, но заходила и в соседние сёла, если они принадлежали к тому же церковному приходу. Подойдя к дому, участники обряда становились под окном полукругом, в середине — «починальник», который спрашивал у хозяев разрешения «дом развеселить», после чего начинали петь. Хозяева одаривали волочёбников через окно, в большинстве случаев приглашать их в дом было не принято. Обычно хозяева ожидали прихода волочёбной дружины как желанных и благословенных гостей, от визита которых зависит благополучие в доме. Их старались щедро одарить (крашеными яйцами, салом, хлебными изделиями, деньгами) и оказать им всяческие почести, чтобы обеспечить себе богатство и удачу на весь год. Завершив обряд, волочёбники собирались в доме одного из участников и делили собранное, отдавая большую часть «починальнику» .

На Пасху в Воронежской области , был обход дворов, который перекликается с традицией обходных обрядов на Зимние Святки , Троицу . По дворам ходили дети, поздравляли с праздником: «Христос Воскресе!», после чего хозяева одаривали их яйцами. В других случаях обход дворов совершал священник, он обязательно исполнял в каждом доме пасхальный тропарь и также получал вознаграждение .

В Подляшье (Польша) обряд назывался «ходить по волочёбным», или «ходить с Конопелькой» ( польск. chodzenia po wołoczebnym, chodzenia z Konopielką ). Волочёбники носили на жерди куклу. В доме, где была девушка, пели «Конопельку» ( польск. ), сравнивая её со стройной девушкой . Во время обряда ряженые парни заходили в дом, где жила девушка на выданье, сцепив руки обязательно крест-накрест, сажали девушку на руки и раскачивали её как на качелях под пение веснянки «Тонкая, белая конопелька» . Подходя к дому, «главарь» группы обращался к хозяевам со словами: «Разрешите, хозяева, ваш дом развеселить и нам весёлым быть». Затем входили в избу и пели сначала религиозную песню, а потом «Конопельку». Если при обходе не заходили в какой-то дом, где живёт девушка, то она считала, что её «осрамили», так как это считалось публичным оскорблением, пренебрежением в глазах всего села .

У украинцев Галиции ( Яворовщина ) обряд пасхального колядования сохранялся до начала XX века. Украинские рындзивки ( укр. ) пели парни под окнами как девушкам на выданье, так и женщинам, вышедшим замуж менее года назад — на второй и третий день Пасхальной недели , ходя с музыкой от дома к дому .

Песни и танцы

В белорусских особых волочёбных песнях в поэтической форме показывается весь земледельческий календарь крестьян, начинающийся Пасхой ( Великоднём , белор. ). Каждый куплет песни сопровождался одним из припевов: «Слава табе, Божа, на ўвесь свет!», «Да й віно ж, віно зеляно!», «Вясна красна, зялёна!», «Хрыстос уваскрос, Сын Божы!» и другие.

В Минской и смежных с нею губерниях пляшут на этих первых весенних игрищах особые пляски — « метелицу » и «завейницу» . «Метелица» известна также русскому и украинскому танцевальному фольклору .

В Поречском уезде Смоленской губернии «хождение волочёбников» начиналось на Пасху. «В самый день Воскресения Христова с самого раннего утра мужики, парни и дети собираются в отдельные партии, начинают ходить по порядку из одного дома в другой, становятся в передний угол, поют песни, за которые принято дарить певцов, и наконец, христосуясь, поздравляют с праздником хозяина и всю его семью».

В той же Смоленщине в XIX веке существовали особые названия волочёбных песен для хозяев и молодых девушек. Всю Светлую неделю молодые парни ходят по деревням и у каждого дома под окном поют так называемый «куралес», за что всякий хозяин, которому они пропоют, величаючи его по имени, — подаёт им сала, яиц, пирога и денег.

В некоторых же домах, где есть молодые девушки заневестившиеся, волочёбников просят спеть ещё «Паву» — песню, посвящённую любви, сватовству и замужеству. За «Паву» платят волочёбникам отдельно: кто гривенник, кто двугривенный. Все, что ни подадут, берут певуны-волочёбники, и ни в одной хате не откажут им в подаянии, а последнюю девушки считают чуть не за молитву о хорошем женихе и потому особенно щедро вознаграждают певунов .

По мнению Михаила Грушевского , существовало два цикла волочёбных новогодних обрядов: на Рождество и на Пасху . Причём в подобных формах, а иногда и с одними и теми же текстами. И только с отмиранием волочёбных обрядов они больше сохранились на Коляду. Он отмечает, что «наши коляды не имеют в себе ничего специально зимнего», наоборот они скорее весенние. С другой стороны, волочёбные величания говорят про «новый год — новое лето»:

Да вжо ж вам песня спета,
Песня спета против лета,
Против лета — лета тёплаго,
Против году — году новаго,
Против вясны — вясны красныя .

Возможно, это были постоянные «величальные» темы, использовавшиеся и на Вьюнишник — (Вьюнец на Радоницу или Егорьев день и на Семик ), летом (Вьюны на ) и в конце зимы (на Масленицу ).

Волочёбные дни

Волочёбниками у русских назывались три дня — суббота, Пасха и следующий понедельник. У украинцев был « Волочильний понеділок » . У белорусов волочёбники («волочёвники») разделялись на «хлопский» — в понедельник и «дивчацкий» — во вторник , основным же днём, вероятно, была Великая суббота накануне Пасхи, которую называли «Вялікдзень валачобны».

См. также

Примечания

  1. Добровольский В. Н. // Смоленский областной словарь. — Смоленск: Типография П. А. Силина, 1914. — С. 82 . 23 сентября 2020 года.
  2. , с. 462.
  3. Піліпенка М. Ф. Валачо́бнікі // / Редкал. І. П. Шамяк (гл. рэд.) і інш. — Мн. : Беларуская савецкая энцыклапедыя, 1989. — С. 99—100 . — ISBN 5-85700-014-9 .
  4. , с. 129.
  5. , с. 211.
  6. , с. 424.
  7. , с. 29.
  8. , с. 7—21.
  9. Власова З. И. Скоморохи и фольклор. — Санкт-Петербург: «Альтейя», 2001. — 524 с. — ISBN 5-89329-382-7 .
  10. .
  11. , с. 20.
  12. , с. 7.
  13. , с. 8.
  14. .
  15. , с. 645.
  16. Виноградова Л. Н. от 18 января 2015 на Wayback Machine — с. 42
  17. Жадан С. Ю. от 18 января 2015 на Wayback Machine
  18. Кернер В. Ф. от 18 января 2015 на Wayback Machine
  19. Виноградова Л. Н. от 18 января 2015 на Wayback Machine — с. 43
  20. .
  21. , с. 225—226.
  22. . Дата обращения: 7 марта 2012. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  23. , с. 225-226.
  24. Грушевський М. С. , 1993.
  25. , с. 3.
  26. , с. 277, 299.

Литература

  • Пасха / Т. А. Агапкина // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 641-646. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • Банников Е. А. Славянские праздники и обряды. Православный календарь. — М. : Гелеос, 2010. — 400 с. — ISBN 978-5-412-00215-6 .
  • Бессонов П. А. Белорусские песни с подробными объяснениями их творчества и языка, с очерками народного обряда, обычая и всего быта (укр.) . — М. : Типография Бахметева на Сретенке, 1871. — 175 с.
  • Валачобныя песні / склад. Г. А. Барташэвіч, Л. М. Салавей; склад. музычнай часткі В. І. Ялатаў; рэд. К. П. Кабашнікаў; уступны артыкул Л. Салавей. — Мінск: Навука і тэхніка, 1980. (белор.)
  • Волочебный обряд / Л. Н. Виноградова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 424. — ISBN 5-7133-0704-2 .
  • Ганцкая О. А. Поляки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Весенние праздники. — М. : Наука , 1977. — 360 с.
  • Громыко М. М. . — М. : Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2 .
  • Грушевський М. С. (укр.) / Упоряд. В. В. Яременко. — К. : Либідь, 1993. — Т. 1. (укр.)
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 225—226.
  • Котеля В. А. Проблемы создания Единого реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области. – Комплекс учебно-методических материалов к семинару-практикуму специалистов по фольклору районных, городских методических служб, учебных заведений культуры и искусства, областных учреждений культуры и искусства. — Белгород: ГУК « БГЦНТ », 2008. — 45 с.
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 419—420.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • // Большая российская энциклопедия . — Том 23. М. , 2013, — С. 551–552
  • // Енциклопедія українознавства : Словникова частина. [в 11 т.] / гол. ред. проф., д-р Володимир Кубійович . — Париж; Нью-Йорк: Молоде життя, 1973. — Т. 7 .
  • Соколова В. К. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая . — М. : Наука, 1979. — 286 с.
  • Толстая С. М. Полесский народный календарь. — М. : Индрик, 2005. — 600 с. — ISBN 5-85759-300-X .
  • Толстая С. М. Ритуальные бесчинства молодёжи. Материалы к этнодиалектическому словарю: К — П // Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. — М. : Наука, 1986.
  • Холодная В. Г. . РЭМ (2014).
  • Христова Г.П., Ревнева С.Н. // Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П.. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — С. 7—21 .
  • Цитович Г. И. Бе­ло­рус­ские во­ло­чеб­ные пес­ни. — Виль­нюс, 1935

Ссылки

  • // Круглый год. Обрядовая поэзия. (krainov1.blogspot.com)
  • (недоступная ссылка) (izhota.ya.ru)
  • // Белорусский видеопортал (belarus-live.tv)
  • (польск.)
  • (польск.)
Источник —

Same as Волочёбный обряд