А́втоэпи́граф
(
от
др.-греч.
αὐτός
—
«сам»
+
др.-греч.
ἐπι-γρᾰφή
—
«надпись»
)—
эпиграф
к произведению, принадлежащий тому же автору, что и произведение.
Встречается несколько типов автоэпиграфа:
Автоэпиграф-пояснение, как бы маленькое предисловие к последующему тексту: таков, например, автоэпиграф к поэме
Анны Ахматовой
«
Реквием
».
Автоэпиграф из другого произведения того же автора — тем самым автор как бы вступает в
диалог
c самим собой. Это обычно делается тогда, когда между двумя произведениями — значительный срок времени: так
Арсений Тарковский
к своему стихотворению «Стихи из детской тетради» (
1958
) берёт эпиграф из своего юношеского стихотворения
1921 года
.
Климент Тимирязев
предваряет сборник своих статей «Наука и демократия» (1920) несколькими автоэпиграфами из более ранних работ, поясняя в предисловии: «Ряд автоэпиграфов служит ручательством, что эта точка зрения не является услужливой данью настроениям минуты, а представляется выражением мыслей автора в течение более чем половины его долгой, сознательной жизни»
.
Придуманный автоэпиграф: как будто из другого произведения, но на самом деле написанный специально для этого случая. В качестве примера можно вспомнить роман «
Сирены Титана
»
Курта Воннегута
, все главы которого снабжены эпиграфами за авторством его героев. Особенно характерен этот приём для современного поэта
Дмитрия Воденникова
. Часто этот приём используется в иронических произведениях.