Мастер Бадиа а Изола
(
итал.
Maestro di Badia a Isola
) — итальянский анонимный живописец
сиенской школы
, работавший в конце XIII — начале XIV веков в Сиене и её окрестностях.
Содержание
Происхождение имени
Условное имя мастера происходит от большой иконы «Мадонна на троне с младенцем и двумя ангелами» (
Маэста
), которая раньше находилась в церкви Святых Сальваторе и Сирина в Бадиа а Изола в Монтериджони (ныне хранится в Музее религиозного искусства в Колле ди Валь д’Эльса). Эта работа впервые была описана ещё в 1782 году падре делла Валле, который нашёл её близкой творчеству
Гвидо да Сиена
. Затем, благодаря некоторой схожести с «Мадонной Руччелаи» её стали приписывать раннему
Дуччо
. Далее, Роберто Лонги (1948) и Фердинандо Болонья (1960) определили, что Мадонну написал какой-то последователь Дуччо, но очень близкий его творческой манере, и на основе сравнительного анализа установили примерную дату создания — около 1290 года. Позднее в каталог этого анонимного мастера добавили «Мадонну с младенцем» из Сиенской пинакотеки (каталог, № 593), предположив, что эта работа была создана ранее, чем «Маэста» из Бадиа а Изола. Дальнейшие исследования позволили ещё более расширить каталог мастера, куда было добавлено несколько разных работ (некоторые из них вызвали дискуссии и сомнения).
Исследователи считают, что Мастер Бадиа а Изола принадлежал ближайшему кругу великого Дуччо, и был в первом ряду его учеников и последователей. Предполагают, что он работал в мастерской в ранний период творчества Дуччо. В его произведениях видят прямые параллели с работами
Уголино ди Нерио
, особенно в части нежных контуров фигур и сладостных ликов мадонн. Гертруда Коор-Ахенбах (1955) высказала предположение, что за анонимным именем может скрываться отец Уголино ди Нерио — художник Нерио.
Произведения
Наиболее достоверными, не вызывающими серьёзных возражений произведениями Мастера Бадиа а Изола считаются:
1. «Мадонна на троне с младенцем и двумя ангелами» (Музей религиозного искусства, Колле ди Валь д’Эльса).
2. «Мадонна с младенцем» (№ 593; Пинакотека, Сиена)
3. Расформированный «Полиптих Рамбо». Ранее находился в коллекции немецкого художника Иоганна Антона Рамбо, но после его смерти был расформирован, распилен и распродан по частям. В результате, центральная панель «Мадонна с младенцем» находится в Утрехте, Архиепископский музей; три боковых панели «Св. Иоанн Богослов», «Св. Пётр» и «св. Павел» — в музее колледжа Маунт Холиок, США; «Св. Иоанн Креститель» в Музее Вальрафа-Рихартца, Кёльн; «Благословляющий Христос и четыре ангела» — местонахождение неизвестно (вероятно, какая-то частная коллекция). Полиптих был атрибутирован Мастеру Бадиа а Изола Робертом ван Марле (1924) и впоследствии исследован Гертрудой Коор-Ахенбах (1952, 1956, 1960)
Рисунок Рамбо принадлежавшего ему полиптиха. Штеделевский Институт Искусств, Франкфурт
Св. Павел, деталь «Полиптиха Рамбо», Колледж Маунт Холиок
Св. Иоанн Богослов, деталь «Полиптиха Рамбо», Колледж Маунт Холиок
Мадонна с младенцем, «Полиптих Рамбо», центральная панель, Утрехт, Архиепископский музей
Св. Пётр, деталь «Полиптиха Рамбо», Колледж Маунт Холиок
4. Фрагмент фрески «Мистический агнец и четыре ангела» в ц. Колледжата, Казоле д’Эльса.
5. Фрагмент фрески «Мадонна с младенцем» в ц. Сан Бьяджо, Монтепульчано
6. «Мадонна с младенцем и четырьмя ангелами», Коллекция Чини, Венеция.
Существует ряд работ, атрибуция которых Мастеру Бадиа а Изола вызвала дискуссии и сомнения, поскольку его творческая манера выражена в них не столь отчётливо, а разные стилистические оттенки сближают эти произведения то с
Дуччо
, то с
Чимабуэ
; некоторые из них выглядят примитивнее того уровня, который представлен в «Маэста» из Бадиа а Изола.
1. «Мадонна с младенцем» (так наз. Мадонна Буоноконвенто"), Музей религиозного искусства Валь д’Арбиа; большинство исследователей считает её ранней работой Дуччо.
2. «Мадонна с младенцем» из Кастельфиорентино (Сан Вердиано, Пинакотека) — эту работу считают совместным произведением юного Дуччо и Чимабуэ.
3. «Мадонна на троне с младенцем и ангелами», Национальная галерея, Вашингтон
4. «Распятие с Богоматерью и Иоанном Богословом», собор в Масса Мариттима
5. «Расписной крест» в ц. Сан Франческо, Гроссето
6. «Мадонна с младенцем», Музей искусства, Индианаполис
7. «Мадонна с младенцем», ц. Компанья делла Гротта, Монтеккио
8. «Мадонна», ц. Сан Рокко в Пилли (пров. Сиена).
Источники
A.Bagnoli, R. Bartalini, L. Bellosi, M. Laclotte. Duccio. Siena fra tradizione bizantina e mondo gotico. Silvana Editoriale, Milano, 2003, pp. 293-4, 307—311
L. Cateni, Maria P. L. Mazzieri. Duccio, Simone, Pietro, Ambrogio e la grande stagione della pittura senese. Betti Editrice, 2012, pp. 72-75, 191
Библиография
Van Marle, Development, II, 1924, pp. 77-79; B. Berenson, Italian Pictures of the Renaissance, Oxford 1932, p. 439 (trad. it. Pitture italiane del Rinascimento, Milano 1936);
C. Brandi, La Regia Pinacoteca di Siena, Roma 1933, pp. 164—168;
L. Coletti, La mostra giottesca, BArte, s. III, 31, 1937, pp. 49-72;
L. Coletti., I Primitivi, 3 voll., Novara 1941—1947: II, p. 13;
E. Carli, Vetrata Duccesca, Firenze 1946, pp. 36, 42-43;
R. Longhi, Giudizio sul Duecento, Proporzioni 2, 1948, pp. 5-54 (rist. in id., Opere complete, VII, Giudizio sul Duecento e ricerche sul Trecento nell’Italia centrale, Firenze 1974, pp. 1-53);
E. Carli, Duccio, Milano-Firenze 1952, pp. 4-9;
G. Coor-Achenbach, A Dispersed Polyptych by the Badia a Isola Master, ArtB 34, 1952, pp. 311—316;
G. Coor-Achenbach, Contributions to the Study of Ugolino di Nerio’s Art, ivi, 37, 1955, pp. 153—165;
G. Coor-Achenbach, The Missing Panel from a Dispersed Polyptych by the Badia a Isola Master, ivi, 38, 1956, p. 119;
G. Coor-Achenbach, The Early Nineteenth-Century Aspect of a Dispersed Polyptych by the Badia a Isola Master, ivi, 42, 1960, p. 143;
F. Bologna, Ciò che resta di un capolavoro giovanile di Duccio, Paragone 11, 1960, 125, pp. 3-31;
S. Padovani, in Mostra di opere d’arte restaurate nelle province di Siena e Grosseto, cat. (Siena 1979), Genova 1979, p. 31;
J.H. Stubblebine, Duccio di Buoninsegna and his School, Princeton (NJ) 1979, I, pp. 75-85;
L. Bellosi, La pecora di Giotto, Torino 1985, p. 198;
. Bagnoli, Ma non è Duccio. La Maestà di Badia a Isola (Siena), Art e Dossier 2, 1987, 10, pp. 12-13;
C. Brandi, Pittura a Siena nel Trecento, Torino 1991.