Палаты Романовых
- 1 year ago
- 0
- 0
Под драгоценностями Дома Романовых обычно подразумеваются украшения и драгоценности, созданные по заказу представителей императорского дома. Большинство известных диадем и тиар Романовых были изготовлены в XIX — начале XX века русскими придворными ювелирами ( , К.Э. Болин и К. Фаберже ) для императриц или великих княжон. После Революции 1917 года большинство этих изделий были проданы или вывезены за границу и сегодня либо считаются утраченными, либо находятся во владении европейских монархических семей, либо в частных коллекциях. Единственная оставшаяся в России диадема — бриллиантовый венец-кокошник Марии Федоровны с розовым бриллиантом — хранится в настоящее время в Алмазном фонде .
Диадема и ее разновидность — тиара — как специфическое женское парадное украшение вошли в моду в 1790-е годы, в эпоху ампира , и оставались вплоть до Первой мировой войны . На женских портретах XVII—XVIII веков также можно встретить небольшие незамкнутые головные украшения, напоминающие тиары, крепящиеся к высоким прическам, однако они имели иной вид, нежели диадемы XIX века, и иной порядок ношения.
Расцвет именно классических диадем, когда это украшение становится практически обязательном в высшем свете и на любом официальном мероприятии, наступает в первые десятилетия XIX века. Ампирная мода стремилась подражать античности, но на собственный лад. Диадемы первой трети XIX века по форме имели мало общего с золотыми диадемами-венцами Древней Греции и Рима, но включали в себя античные мотивы, такие как: греческий узор меандр , колосья, виноградные лозы, лавровые листья и так далее. Во многих украшениях вместо бриллиантов использовались более свойственные древности материалы: коралл, бирюза, сердолик , резные геммы и камеи .
Аристократия в России, помимо общеевропейских модный тенденций, ориентировалась и на традиционную русскую культуру; при императорском дворе со времен Екатерины II дамы периодически носили русское платье , дополняемое традиционным кокошником . В 1834 году по указу императора Николая I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе, а качестве головного убора придворные дамы обязаны были носить кокошники с вуалью или же ювелирные украшения, напоминающие их по форме. Большинство диадем Романовых, изготовленные в первой половине XIX века, имеют форму кокошника или хотя бы отдаленно напоминают его. Диадемы в виде множества бриллиантовых лучей, которые часто можно видеть на портретах российских императриц, на западе называли tiare russe — «русская тиара».
Многие ювелирные тенденции, господствовавшие на западе, мало отражались на ювелирном искусстве Российской империи — например, крайне мало представлены неоготический стиль, популярный во второй половине XIX века, и модерн , вошедший в моду на рубеже XIX — XX веков.
Типичным для крупных ювелирных украшений второй половины XIX века, в том числе и русских, была предусмотренная при создании возможность разбирать их на несколько украшений, или носить в разных качествах (например, диадема-трансформер, превращающаяся в колье ), или заменять отдельные детали. Это негативно повлияло на сохранность подобных составных украшений — предполагается, что многие исторические драгоценности, в том числе диадемы Романовых, были разобраны и проданы по частям.
Изображение | Название | Описание |
---|---|---|
Императрица Мария Федоровна | Диадема с розовым бриллиантом | Бриллиантовая диадема в форме кокошника, вероятно, начало XIX века. Принадлежала императрице Марии Федоровне , супруге императора Павла I . Диадема имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно, таким образом, чтобы дрожать и мерцать, когда владелица поворачивает голову. Центральный камень композиции — редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата (упоминается как «красный бриллиант»). Во второй половине XIX века диадема была частью «венчального набора» невест императорского дома и надевалась вместе с императорской венчальной короной . В настоящее время хранится в Алмазном фонде . |
Диадема с колосьями | Бриллиантовая диадема, изготовленная в форме колосьев и лавровых листьев в стиле, характерном для рубежа XVIII — XIX века. Была изготовлена для вдовствующей императрицы Марии Федоровны мастерской . В центре диадема украшена лейкосапфиром (бесцветный сапфир, похожий на бриллиант). После смерти Марии Федоровны, согласно ее завещанию, диадема была причислена к числу коронных драгоценностей. После революции большевистская комиссия решила, что диадема не представляет собой ни исторической, ни художественной ценности и ее выставили на торги. Продана на лондонском аукционе «Кристи» в 1927 году. В настоящее время владелец неизвестен. В 1980 году ювелиры Гохрана В. Николаев и Г. Алексахин создали ее копию под названием «Русское поле», которая хранится в Алмазном фонде . | |
Большая сапфировая диадема | Диадема в стиле ампира и классицизма, вероятно, конец XVIII века. Как и диадема с колосьями того же периода, сапфировая диадема имеет орнамент в виде лавровых листьев. Украшена пятью сапфирами, одним крупным бриллиантом над центральным сапфиром и россыпью более мелких. Предположительно, работа , так как известна похожая по стилю диадема их авторства, доставшаяся королеве Нидерландов Софии Вюртембергской от матери, Екатерины Павловны . Сапфировая диадема, вероятно, была частью приданого Александры Павловны , выданной замуж в 1799 году и скончавшейся годом позже. После смерти владелицы сапфировая диадема вернулась в Россию. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна; наиболее вероятно, она была продана. | |
Большая бриллиантовая диадема | Диадема в т.н. стиле «Lovers knot», мода на которые началась со второй четверти XIX века. Изготовлена для императрицы Александры , жены Николая I , вероятно, в начале 1830-х годов. Предположительный автор — Готтлиб Эрнст Ян. Диадема изготовлена из бриллиантов и 113 жемчужин разных форм и размеров. По стилю напоминает более позднюю диадему Русская красавица , также изготовленную для императрицы Александры. Большую бриллиантовую диадему надевала жена Николая II, императрица Александра Федоровна , на церемонию открытия I-й Государственной Думы. Ее также можно видеть на нескольких портретах и фотографиях Александры Федоровны. Судьба диадемы после 1922 года неизвестна, вероятно, она была продана целиком или по частям. | |
Мария Павловна Мекленбург-Шверинская | Тиара в форме кокошника, украшенная бриллиантами и крупными сапфирами, была подарена императором Николаем I своей супруге Александре Федоровне в честь их восшествия на престол в 1825 году. Тиара носилась в комплекте с брошью со съемными подвесками. После смерти первой владелицы украшение перешло к Марии Павловне , жене великого князя Владимира Александровича . После революции 1917 года княгине удалось тайно вывезти свои драгоценности во Францию, однако позже сапфировую тиару пришлось продать. В настоящее время владелец неизвестен. | |
Русская красавица |
Диадема в форме кокошника была заказана императором
Николаем I
для своей жены
Александры Федоровны
в 1841 году. Изготовлена ювелиром
Карлом Эдуардом Болиным
из платины, бриллиантов и крупных каплевидных жемчужин. После революции продана на запад, в настоящее время в частном владении.
В 1987 году ювелиры Гохрана создали почти точную копию утраченной диадемы, которая ныне выставляется в Алмазном фонде |
|
Мария Павловна Мекленбург-Шверинская | Владимирская тиара | Владимирская тиара (по имени заказчика) была изготовлена в 1874 году фирмой Болина для Марии Павловны , жены великого князя Владимира Александровича . Бриллиантовая тиара состоит из 15-ти перекрывающихся бриллиантовых колец, в центре каждого расположена подвеска из крупной каплевидной жемчужины. В 1921 году тиара была продана королеве Великобритании Марии Текской . При королеве Марии Текской в 1924 году тиара была доработана ювелирами фирмы «Garrard & Сo» — жемчужины были сделаны съемными, теперь их можно менять на висячие каплевидные изумруды — т. н. «Кембриджские камни». В настоящее время тиарой владеет королева Елизавета II . |
Диадема Марии Федоровны | Жемчужная диадема из парюры, созданной для императрицы Марии Федоровны , жены Александра III , в 1880-е годы. В парюру, помимо диадемы, входили также: браслет с сапфиром весом в 20 карат, бриллиантовое ожерелье с каплевидными жемчужинами и две броши с жемчужинами и бриллиантами. | |
Диадема Кехли | Диадема из сапфировой парюры, изготовленной ювелирной фирмой Кехли в 1894 году. Украшена бриллиантами и сапфирами. Диадема выполнена в стиле эклектики и сочетает в себе переплетающиеся линии, васильки и геральдические лилии . Принадлежала Александре Федоровне . | |
Диадема с изумрудами | Диадема в составе бриллиантово-изумрудной парюры была изготовлена для императрицы Александры Федоровны в 1900 году. Автор — ювелир Шверин из фирмы Болина. Диадема состоит из чередующихся усыпанных бриллиантами арок и бантов, отсылающих к стилю рококо . Золото, серебро, бриллианты южноафриканского происхождения; крупные изумруды-кабошоны. Элементы были съемными и заменяемыми. Центральный изумруд, украшающий венец, имел конусообразную коронку и массу около 23 карат. |