Interested Article - Тимофей (митрополит Варшавский)
- 2021-07-29
- 1
Митрополит Тимофей ( польск. Metropolita Tymoteusz , в миру Георгий Иванович Шрёттер , Ежи Шреттер , польск. Jerzy Szretter ; 16 мая 1901 , село Томахов , Острожский уезд , Волынская губерния — 20 мая 1962 , Варшава ) — епископ Польской православной церкви , митрополит Варшавский и всея Польши .
Биография
Родился 16 мая 1901 года в посёлке Томашеве близ города Ровно на Волыни . Согласно справке С. К. Белышева, являлся немцем по происхождению , однако сам себя считал поляком .
В 1919 году окончил полный курс классической гимназии в городе Остроге .
В 1922—1923 годы — служил в рядах Польской армии , затем закончил Артиллерийское резервное офицерское училище .
С 1925 по 1929 год обучался на богословском факультете Варшавского университета , окончив курс со званием магистра богословия .
11 августа 1930 года был рукоположен во иерея в Почаевской Лавре и назначен к приходской церкви села Лановцов на Волыни .
14 апреля 1934 года был определён военным священником и благочинным при управлении 2-го корпуса Польской армии в Люблине . Вскоре скончалась его супруга Лидия Владимировна .
В условиях надвигающейся войны польские светские власти решили ускорить ополячивание православной церковной жизни в стране. Для этого в 1938 году были избраны новые архиереи считавшие себя «православными поляками» в противоположность украинцам, белорусам и русским, составлявшим большинство паствы Польской Православной Церкви. Одним из таких был Георгий Шрёттер . 31 октября 1938 года он ушёл с прежней должности в армии .
12 ноября 1938 года в Почаеве пострижен в монашество с именем Тимофей архиепископом Волынским Алексием (Громадским) . На следующий день там же иерархом был возведён в достоинство архимандрита .
27 ноября 1938 года в Почаевской лавре был хиротонисан во епископа Люблинского , викария Варшавско-Холмской епархии . Хиротонию совершили: митрополит Дионисий (Валединский) и епископы Александр (Иноземцев) , Алексий (Громадский) , Савва (Советов) .
До сентября 1939 года преподавал на Варшавском богословском факультете гомилетику , служил директором митрополичьей канцелярии и пансионата для православных богословских студентов. Будучи активным полонизатором , не пользовался большим доверием среди паствы Польской Церкви. О его действиях по отношению к русскому и белорусскому духовенству на Белосточине говорили как о «терроре» .
В годы Второй мировой войны
После начала Второй мировой войны прибыл из Яблочинского монастыря, где ранее проживал, в Варшаву. Однако управляющий епархией Варшавско-Холмской епархией с ноября 1939 года митрополит Берлинский и Германский Серафим (Ляде) направил его обратно в монастырь из-за пропольских взглядов .
К активной деятельности в Церкви епископ Тимофей вернулся 30 сентября 1940 года в качестве члена собора епископов , церковной структуры на оккупированных нацистской Германией польских землях, о которой объявил в конце сентября того же года митрополит Дионисий. В тот же день дано было ему должность вспомогательного епископа Холмско-Подляшской епархии .
После создания Священного Синода Польской Православной Церкви епископ Тимофей не вошёл в его состав из-за довоенной пропольской позиции, несовместимой с политикой .
10 августа 1944 года с приходом Красной Армии председатель Польского комитета национального освобождения Эдвард Осубка-Моравский выразил согласие на временное управление епископом Тимофеем Холмско-Подляшской епархией .
В октябре того же года епископ Тимофей возглавил также совет православных приходов в белостокском регионе. Как временный предстоятель структур православной Церкви в этом регионе, вопреки пожеланиям местного приходского духовенства выступал за их переход под юрисдикцию Московского Патриархата .
На период его управления пришлось выселение украинцев, а также русинов, которых советская власть считала украинцами, в СССР , что привело к закрытию более чем на 160 пастырских мест, из-за отсутствия верующих. Епископ Тимофей не протестовал против этого; на рубеже 1944/1945 годов в официальном письме просил, чтобы на подчинённой ему территории просто оставить приходы в Люблине , Хелме , Бялой-Подляске , Грубешове и Влодаве. Просил также о сохранении Яблочинского монастыря .
В начале 1945 года он оказался единственным архиереем Польской Православной Церкви оставшимся в Польше, так как другие ушли вместе с отступающими немцами . Он установил связь с экзархом Украины митрополитом Киевскими Иоанном (Соколовым) и на его имя прислал прошение о принятии его епархии под омофор Московского первосвятителя .
К весне 1945 года переехал из Холма в Варшаву , где в апреле обратился в советское посольство в Варшаве с просьбой оказать ему содействие в установлении связи с Московским и всея Руси Алексием I с целью ликвидации автокефалии Польской церкви и вхождения в юрисдикцию Московской патриархии. Епископ Тимофей заявил, все три епархии Польской Церкви поддерживают его ходатайство и сам он является фактическим главой Польской Церкви после бегства митрополита Варшавского Дионисия . Советские власти считали возможным принять его предложение после согласования с польским правительством, но самого Тимофея от руководства отстранить .
При митрополите Дионисии
Возвращение в конце апреля 1945 года в Польшу митрополита Дионисия, который отказался отречься от автокефалии Польской Церкви, изменило обстановку. Польское правительство в вопросе положения православной церкви в Польше высказывалось за сохранение автокефалии, исходя при этом из политических соображений .
Будучи вынужден уступить митрополиту формальное первенство, епископ Тимофей остался на деле фактическим главой Польской Церкви .
14 октября 1945 года стал одним из вице-президентов Христианского экуменического совета в Польше .
15 июля 1946 года был возведён в сан архиепископа и назначен Белостокским и Бельским , заместителем митрополита Варшавского.
В 1946 году отдел вероисповеданий Министерства Государственного управления начал предлагать Митрополиту Варшавскому Дионисию откататься от должности главы Польской православной церкви. Архиепископ Тимофей при этом рассматривался в качестве его возможного преемника .
В 1947 году стал вице-президентом Православного Митрополичьего Комитета оказания помощи переселенцам на Возвращённые Земли , в рамках которого принимает участие в организации пастырской заботы и материальной поддержки для православных, которые были насильственно переселены в указанные регионы Польши . В том же году он основал первый женский монастырь в послевоенных границах Польши — монастырь на Грабарке . В 1948 году вместе с митрополитом Дионисием разработал проект реформы административного деления Церкви, которая так никогда и не вступил в силу .
Местоблюститель митрополичьего престола
В связи с арестом митрополита Дионисия, решением от 6 апреля 1948 года Совет министров Польши создал временную Правящую коллегию по делам управления Польской Автокефальной Православной Церкви под председательством архиепископа Тимофея .
21 мая 1948 года он стал временным управляющим епархии Возвращённых земель .
В июне 1948 года прибыл в Москву, где 21 июня был принят Патриархом Московским и всея Руси Алексием I в общение с Русской православной церковью со всем духовенством Польской Церкви. 22 июня Патриарх и Священный Синод Русской Православной Церкви даровали Польской Церкви автокефалию .
В июле того же года присутствовал на юбилейных торжествах и совещании поместных Православных Церквей по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви .
Вернувшись в Польшу проживал митрополичьем доме, соседствуя со смещённым митрополитом Дионисием, с которым имел натянутые отношения. По просьбе архиепископа Тимофея с 30 июня 1948 года польские власти запретили митрополиту Дионисию дальнейшее пребывание в митрополичьем доме в Варшаве и начали подготовку для назначения ему другого места постоянного пребывания .
12 ноября архиепископ Тимофей официально занял пост местоблюстителя Варшавской митрополии .
Продолжал работу по восстановлению Польской Православной Церкви — устройству образовательных учреждений, возрождению издательского дела.
Архиепископ Тимофей, как и остальные епископы Польской православной церкви, вёл себя лояльно по отношению к государственной власти . В 1949 году публично утверждал, что в Польше не имеет места ни одна форма религиозный притеснений . Существующий в 1946 году план наделения его саном митрополита был, однако, отменён. По мнению властей, авторитет иерархии среди священников Польской православной церкви был недостаточен . Архиепископа обвинили также отсутствие организационных талантов и необходимого опыта . В конечном итоге архиепископ Тимофей оставался временным заместителем митрополита Варшавского до прибытия из СССР архиепископа Макария (Оксиюка) .
В рождественские дни 1950 года посетил Палестину , а в ноябре того же года — принял приехавшего в Варшаву митрополита Николая (Ярушевича) .
13-20 июня 1951 года возглавил делегацию Польской Церкви в Москву и представил прошение патриарху Московскому и всея Руси Алексию I о каноническом отпусте в Польскую Церковь достойного кандидата для митрополичьей кафедры .
При митрополите Макарии
С избранием на предстоятельский престол архиепископа Макария (Оксиюка) 7 июля того же года был освобождён от местоблюстительства Варшавской митрополичьей кафедры .
Некоторое время оставался в Варшаве , но после Архиерейского Собора 5 сентября 1951 года, вновь определившего границы епархий и обязанности архиереев, на котором его титул был изменён на «Белостокский и Гданьский» , выехал в Белосток .
После 1956 архиепископ Тимофей снова де-факто стал управлять всей Церковью из-за преклонного возраста и плохого состояния здоровья митрополита Макария . В 1957 году в Управлении по делам религий в связи с вышеописанной ситуацией появилась концепция смещения митрополита Макария и повторного назначения архиепископа Тимофея на должность местоблюстителя митрополичьего престола . Ведомство описало Тимофея, как человека умного, тактичного, ориентиущегося в ситуации и готового выполнять команды властей даже тогда, когда не были для него полезны (например, как в деле ухода с должности митрополита) .
В 1958 году по случаю 20-летия служения в архиерейском сане награждён митрополитом Макарием правом ношения креста на клобуке .
С отбытием митрополита Варшавского Макария на лечение в СССР вновь стал заместителем митрополита и временным управляющим делами Польской Православной Церкви с 8 декабря 1959 года.
Предстоятель Польской Православной Церкви
После отъезда митрополита Макария в СССР и его смерти в Одессе 2 марта 1961 года органы государственной власти способствовали избранию Тимофея 5 мая того же года митрополитом Варшавским и всей Польши (с декабря 1957 года он был снова местоблюститель) .
В интронизацией митрополита приняли участие делегации Константинопольского Патриархата и Румынского Патриархата . Его выбор на собор также был положительно принят Патриархом Московским и всея Руси .
Митрополита Тимофея избрал Архиерейский Собор Польской православной церкви, а не избирательный собор (Sobór Elekcyjny), как это закреплено в уставе Церкви, что привело к протестам духовенства и верующих. Новоизбранный Митрополит был обвинён во вступлении в должность вопреки каноническому праву . Появились в отношении него также обвинения в нравственных преступлениях. Обстоятельства и жалобы касательно избрания митрополита Тимофея и самой его личности были отправлены в Государственный Совет, Совета Министров, парламент, Управления по делам Религий и Патриарху Московскому и всея Руси. Процесс избрания опротестовал также один из членов Архиерейского Собора епископ Василий (Дорошкевич) . Он утверждал, что о составе решили сотрудники Управления по делам религий Серафим Кирылович и Адам Волович.
В июне 1961 года был удостоен учёной степени доктора богословия за диссертацию «Влияние Реформации на появление в Польско-Литовском государстве переводов Священного Писания на белорусский и украинский языки»
Как Митрополит варшавский и всей Польши представлял Церковь во время подготовки к всеправославному собору , приняв участие в I Родосском Всеправославном совещании , пришедшем с 24 сентября по 1 октября 1961 года . Вместе с представителями Русской Православной Церкви включился в движение за мир .
В 1961 году создал в Варшаве польскоязычный приход со священником Георгием Клингером, который однако прекратил деятельность из-за нехватки верующих, заинтересованных в богослужении на польском языке .
Споры вокруг митрополита Тимофея продолжались в течение всего периода возглашения им Польской православной церкви до его смерти, наступившей 20 мая 1962 года. Был погребён на православном кладбище при храме Иоанна Лествичника в Варшаве .
Публикации
- Речь на торжественном заседании 8 июля 1948 г. в храме Воскресения Христова, что в Сокольниках г. Москвы // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 8. — C. 18-19
- Обращение [к Святейшему Патриарху Алексию: благодарность за радушный прием] // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 11. — C. 4.
- // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 4. — C. 29-30.
- «Ответ архиепископа Тимофея от лица Польской Православной Церкви на обращение Патриарха Алексия» // Журнал Московской Патриархии. 1950. — № 4. — C. 41.
- Высокопреосвященному Николаю, Митрополиту Крутицкому и Коломенскому [благодарность за фильм «Торжество Православия»] // Журнал Московской Патриархии. М., 1960. — № 6. — C. 24.
- Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи] // Журнал Московской Патриархии. М., 1961. — № 5. — C. 6.
- Святейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с Рождеством Христовым] // Журнал Московской Патриархии. М., 1962. — № 2. — C. 8.
- Блаженнейшему Алексию, Патриарху Московскому и всея Руси [поздравление с праздником Пасхи] // Журнал Московской Патриархии. М., 1962. — № 6. — C. 10-11
Примечания
- ↑ «№ 95 Доклад С. К. Белышева заместителю председателя Совета министров СССР К. Е. Ворошилову о положении православных церквей в Западной Европе» // Т. В. Волокитина, Г. П. Мурашко, А. Ф. Носкова. Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т. Т.1 : Власть и церковь в Восточной Европе. 1944—1948 гг. — 2009. — 887 с. 2009
- ↑ «№ 36. Справка заместителя председателя Совета по делам РПЦ С. К. Белышева о беседе епископа Тимофея в посольстве СССР в Варшаве о присоединении Польской православной церкви к РПЦ», от 7 мая 1945, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 17, л. 57-58, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, 146—147.
- , с. 99.
- ↑ от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте «Русское православие»
- ↑ . Дата обращения: 31 декабря 2015. 15 февраля 2016 года.
- . Дата обращения: 2 марта 2017. 10 января 2017 года.
- Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, стр. 148.
- , с. 122.
- «№ 86. Справка Г. Г. Карпова о приеме в Совете по делам РПЦ главы делегации Общества польско-советской дружбы министра юстиции Г. Свентковского и беседе о конфессиональной ситуации в Польше», от 15 ноября 1946, ГАРФ, ф. 6991, оп. 2, д. 10, л. 37-41 // Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, стр. 357.
- , с. 200—201.
- , с. 203.
- , с. 203—204.
- , с. 236.
- , с. 236—237.
- , с. 158.
- ↑ , с. 239.
- , с. 243.
- , с. 310.
- , с. 247.
- № 162. «Письмо В. А. Зорина С. К. Белышеву об отстранении митрополита Дионисия от руководства православной церковью Польши и возможном приезде делегации ППЦ в Москву», 13 апреля 1948, в Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 1, стр. 665
- ↑ , с. 250.
- S. Dudra: Metropolita Dionizy (Waledyński) 1876—1960. Warszawa: Warszawska Metropolia Prawosławna, 2010, s. 108. ISBN 978-83-603-11-34-9 .
- , с. 248.
- , с. 335.
- , с. 77.
- ↑ , с. 251.
- № 257. «Справка В. С. Карповича с изложением информации митрополита Макария о положении в православной церкви в Польше после выборов нового предстоятеля», от 5 февраля 1952, ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 989, л. 19-23 // Волокитина, Т. В. и др., ред., Власть и Церковь в Восточной Европе. 1944—1953 гг. Документы российских архивов: в 2 т., М.: РОССПЭН, 2009, т. 2, c. 906—907.
- , с. 252.
- , с. 255.
- , с. 260.
- ↑ R. Michalak: Polityka wyznaniowa państwa polskiego wobec mniejszości religijnych w latach 1945—1989. Zielona Góra: Oficyna Wydawnicza Uniwersytetu Zielonogórskiego, 2014, s. 122. ISBN 83-7431-046-4 .
- ↑ , с. 266.
- ↑ , с. 279.
- , с. 97.
- Скурат К. Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. — М., Русские огни. 1994
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine . ISBN 5-94813-013-4 . стр. 13
- , с. 383.
- , с. 329.
Литература
- Хибарин И. Блаженнейший Тимофей, Митрополит Варшавский и всея Польши (некролог) // Журнал Московской Патриархии. 1962. — № 7. — С. 78-79.
- Antoni Mironowicz . Kościół prawosławny na ziemiach polskich w XIX i XX wieku (польск.) . — Białystok: Wydawnictwo Uniwersytetu w Białymstoku, 2001. — ISBN 83-7431-046-4 .
- Kazimierz Urban. Kościół prawosławny w Polsce 1945—1970 (польск.) . — Kraków: Nomos, 1996. — 412 с. — ISBN 83-85527-35-4 .
- Власть и церковь в Восточной Европе. 1944–1953. Документы российских архивов / Т. В. Волокитина (отв. ред.), Г. П. Мурашко, А. Ф. Носкова, Д. Н. Нохотович. — М. : РОССПЭН, 2009. — Т. 1: 1944–1948.
- 2021-07-29
- 1