Interested Article - Базилика Святого Ремигия
- 2020-10-30
- 1
Базилика Святого Ремигия ( фр. Basilique Saint-Remi ) — католическая церковь в Реймсе , бывшая монастырская церковь аббатства святого Ремигия , основанного в VI веке. Современное здание базилики построено в первой половине XI века . В базилике находится могила Святого Ремигия , объект паломничества. Церковь включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .
История
Скончавшись в возрасте 96 лет, епископ Ремигий в 533 году был погребён, как и его предшественники, в небольшой часовне Святого Христофора на кладбище за пределами городских стен Реймса. Растущее поклонение его останкам вскоре привело к смене попечительства над часовней и расширению её здания. В 570-х годах базилика Святого Ремигия уже упоминается у Григория Турского . Торжественный перенос останков Ремигия в новый храм произошел 1 октября , и этот день впоследствии стал днём памяти Святого Ремигия в Австразии , где Реймс был некоторое время столицей, а потом и в Восточно-Франкском королевстве .
В 760 году архиепископ Тильпин — исторический прототип архиепископа Турпина из поэмы Песнь о Роланде — основал здесь аббатство и разместил монахов, пришедших из аббатства Сен-Дени , где он сам был членом религиозного ордена. Обитель получила официальный статус бенедиктинского аббатства святого Ремигия . Широкое почитание святого и щедрые пожертвования привели к быстрому росту монастыря. С этого времени на протяжении более 1000 лет (вплоть до Великой французской революции ) монахи-бенедиктинцы проводили богослужения у мощей святого Ремигия и принимали паломников.
Церковь аббатства была расширена в IX веке, и 1 октября 852 года её освятил архиепископ Реймса Гинкмар , по решению которого мощи святого Ремигия с соблюдением всех правил были помещены в раку , покрытую серебром. В X веке группа зданий, располагавшаяся за городскими стенами, получила собственное ограждение и здесь возникло небольшое поселение, находившееся в ведении аббатства, настоятель которого по дозволению реймсских архиепископов вплоть до 945 года избирался монахами. Именно в этом аббатстве Карл Великий принимал папу Льва III .
Бурное духовное и мирское развитие поселения заставило настоятеля аббатства Айрара приступить в 1007—1010 годах к сооружению очень крупного здания новой церкви в романском стиле . Проект был настолько амбициозен, что вскоре средства закончились и его преемник, аббат Тьерри, был вынужден распорядиться разрушить часть уже завершенного сооружения и начать новое строительство по более скромному проекту. От первого проекта в наши дни сохранились опорные колонны нефа , имеющие форму пучка и украшенные необыкновенно богатой лепкой. Алтарная часть храма в первой половине XI века переходила в апсиду , предназначавшуюся для размещения останков святого Ремигия. В обоих крыльях трансепта к зданию примыкали три боковые апсиды. Этот длинный трансепт по бокам ещё имел приделы. Предваряемый большим крыльцом неф, имевший длину в 11 пролётов, был достаточно широким чтобы вместить многочисленную толпу, даже учитывая что в ближайших к трансепту трёх пролётах размещался церковный хор монахов. В тот период времени всё сооружение имело обычную деревянную кровлю. Конструктивные элементы базилики были очень просторны, но её пролёты ничем не отличались друг от друга, преобладали горизонтальные линии, сходящиеся в направлении алтарной части храма. Новое здание базилики было освящено папой Львом IX 1 октября 1049 года . Освящение проходило в присутствии большого количества священников, собравшихся в Реймсе на Вселенский собор , объявивший о начале церковных реформ, позже названных Григорианскими .
В XII веке церковь была частично перестроена, после чего приобрела некоторые готические черты. Одон, бывший настоятелем с 1118 по 1151 год, украсил церковь аббатства мозаичным полом, огромной люстрой с семью отделениями, а также добавил надгробные памятники чтобы подчеркнуть функцию базилики как королевской усыпальницы. В его деятельности явно прослеживается намерение превзойти славу аббатства Сен-Дени и его настоятеля Сугерия . Такое стремление, без сомнения, также руководило действиями его преемника Петра из Целлы (занимал пост аббата в 1162—1181 годах), который начал претворять в жизнь большой план по декорированию всего здания базилики, чтобы оно стало походить на церкви парижских аббатств.
Было очевидно, что алтарная зона храма была недостаточно просторна, из-за чего доступ к мощам был затруднён, а вход в неф был сужен и плохо освещён. Первым делом он распорядился снести крыльцо базилики, сохранив при этом башни романского стиля по углам здания, и затем удлинил неф на две готические травеи , что позволило соорудить новый фасад, открытый дневному свету. Ещё одно важное изменение в архитектуре было сделано исходя из интересов паломников — после перестройки могила святого Ремигия оказалась в апсиде , и паломники могли видеть её только издалека. Поэтому аббат Пётр распорядился заменить линию апсид романского стиля новой просторной алтарной частью храма, окружённой деамбулаторием с пятью лучеобразно расходящимися часовнями. Новый настоятель Симон (занимал пост аббата в 1182—1198 годах) довёл этот проект до завершения, подняв стены нефа и трансепта при помощи стрельчатых арок и накрыв стены сводчатым потолком, устроив в них круглые окна. Был выполнен дорогостоящий проект установки витражных окон. Можно с уверенностью говорить о том, что этот период стал расцветом монастырской жизни в аббатстве Святого Ремигия, которое насчитывало в своих стенах от 150 до 200 монахов.
В Столетнюю войну число монахов сократилось примерно до 40. В 1473 году был выпущен акт о праве пожизненного пользования имуществом и доходами от него . Одним из первых священников, пользующихся бенефицием , стал архиепископ , который не стал небрежно относиться к состоянию здания. В 1506 году он выполнил проект переустройства южного фасада трансепта в стиле пламенеющей готики, а в 1531 году разместил в хорах десять уникальных декоративных гобеленов , иллюстрирующих житие Святого Ремигия . В 1602 году аббат-архиепископ Филипп дю Бек укоротил северное крыло трансепта на один пролёт и заказал устройство большого окна-розетки , и вскоре после этого был реализован проект реконструкции лестницы, ведущей в общую спальню монахов.
Монастырская библиотека и школа имели настолько высокую репутацию, что папа Александр III написал аббату благодарственное письмо, дошедшее до нас. В XVII веке аббатство святого Ремигия перешло в конгрегацию Святого Мавра , ветвь бенедиктинцев.
В 1793 году аббатство, как и прочие французские монастыри, было закрыто. Базилика была разорена революционерами, мозаичные полы романского стиля были разбиты, чтобы сделать пол более удобным для постоя лошадей, погибли Святая Стеклянница и множество ценных предметов убранства храма, но витражи XII века уцелели. В дальнейшем базилика продолжала своё существование как приходская церковь , и это спасло её от уничтожения. Но уже к началу XIX столетия сводчатый потолок нефа был повреждён настолько сильно, что в условиях нехватки средств в 1830—1835 годах его спешно заменили на деревянный фальш-потолок, покрытый штукатуркой. В это же время городской архитектор Реймса Нарцисс Брюнетт провёл реставрацию верхних уровней фасада базилики, пытаясь восстановить их первоначальное состояние. Но эти работы были выполнены не очень добросовестно, и его «реставрация» чётко отличается иной структурой камня.
В 1918 году в ходе Первой мировой войны здание церкви серьёзно пострадало от немецких артобстрелов. Сводчатый фальш-потолок сгорел, и неф остался незащищённым перед разными погодными явлениями. В результате, южная стена нефа обвалилась и разрушилась часть крыла трансепта. Потребовалось 40 лет, чтобы заново отстроить повреждённые части здания. Реставрация была безупречно выполнена под руководством архитектора Анри Денё , при этом также возвели каменные своды над нефом. 1 октября 1958 года базилика Святого Ремигия была полностью готова к проведению церковных богослужений. В 1991 году базилика Святого Ремигия вместе с двумя другими достопримечательностями Реймса — кафедральным собором и дворцом То — были включены в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . В 1996 году базилику посещал папа Иоанн Павел II , который возглавлял торжества по случаю 1500 лет крещения Хлодвига святым Ремигием.
Архитектура и интерьер
Церковь имеет в плане латинский крест. Неф и рукава трансепта — романские, это наиболее древние части храма. Хор и галерея с часовнями выполнены в готическом стиле. Самая новая часть — фасад южного трансепта.
Базилика имеет незначительное количество скульптурных украшений. На главном фасаде на восстановленных античных колоннах размещены две статуи. Одна из них, конечно же, статуя Святого Ремигия. Вторая статуя — Святого Петра — свидетельствует о принадлежности храма к Римско-католической церкви .
Единственные капители , украшенные фигурами, изначально находились в трёх самых высоких травеях нефа над скамейками монахов. Эти скульптуры конца XII века (некоторые существенно реставрированные) изображают предшественников Иисуса Христа, возвестивших появление Мессии в своих пророчествах. Некоторые из этих персонажей также были изображены на большой мозаике, украшавшей хоры монахов и не дошедшей до наших дней.
Гигантская люстра высотой 6 метров с семью отделениями своим большим венцом света, как бы парившим над головами монахов, символизировала библейский сюжет Спасения , уходящий корнями в Ветхий Завет. Люстра, которую мы видим в базилике в наши дни, является посредственной копией оригинала XII века, разрушенного революционерами. Тем не менее она и сейчас выполняет своё символическое предназначение.
Реконструкция хоров, при которой в их высоких окнах были установлены
витражи
, также была инспирирована символикой света. По главной оси храма на самом верхнем уровне центральное место занимает изображение
Девы Марии
, справа и слева от которой представлены изображения апостолов и пророков. Ниже Девы Марии по главной оси в центре изображён
Святой Ремигий
, окруженный изображениями его преемников,
архиепископов Реймса
, сначала канонизированных, а затем и неканонизированных, вплоть до
Генриха I Французского
, который скончался в 1175 году, незадолго до выполнения витражных окон.
Иллюстрацию того, как под наставничеством
епископов
выполняется приобщение к Божеству в таинстве
Евхаристии
, установленном Иисусом Христом, мы видим на большом Распятии Христа, украшающем центральное окно галереи базилики. У подножия креста изображена
святая чаша
, куда собирается Кровь Христова.
Остальные окна на этом уровне представляют из себя большие цветные композиции без какого-либо метафорического образа, в которые вклеены небольшие изображения древних персонажей, вероятно, взятые из окон существовавших прежде
апсид
(примерно 1140-е годы) — епископы в произвольном порядке соседствуют с королями из Ветхого Завета и святыми девами.
Центральная триада витражей в хорах была обновлена в XX веке. Реставрация была выполнена потомственным реймсским стекольных дел мастером Жаком Симоном в 1953—1956 годах, при этом несколько оригинальных фрагментов было добавлено в южной апсидиоле .
Также в XX веке в базилике появились две новые работы — окно-роза на северном фасаде работы Жака Симона (1958 год) и южное окно, выполненное его приёмным сыном Шарлем Марком, который изукрасил его светящимися голубками, символизирующими легенду о Святой Стекляннице (1976 год).
Прежде в хорах были вывешены гобелены , выполненные в 1531 году по заказу архиепископа Робера де Ленонкура, на которых представлены эпизоды жизни Святого Ремигия. В наши дни эти 10 гобеленов представлены в постоянной экспозиции Музея Сен-Реми , расположенного по соседству с базиликой в стенах прежнего аббатства.
В наше время алтарная часть утратила свой первоначальный облик. Высокий алтарь из красного мрамора был доставлен сюда в 1803 году из заброшенной часовни францисканцев . Он датируется XVIII веком, как и прочая церковная утварь и пюпитр. После Революции храм получил различные предметы обстановки, взятые из других церквей, прекративших своё существование, и это считается некой компенсацией утраченного церковного имущества.
В базилике похоронен ряд реймсских архиепископов и членов королевских семей, в частности король франков Карломан , брат Карла Великого и король Франции Людовик IV .
Могила Святого Ремигия
В 1660-х годах хоры базилики были украшены ограждением, которое возвели вместо массивной каменной аркады , покоившейся на колоннах красного и чёрного мрамора. Внутри ограждения находится склеп Святого Ремигия, который был воздвигнут в 1847 году по указанию реймсского архиепископа кардинала Тома-Мари-Жозефа Гуссе взамен уничтоженного революционерами монумента. Склеп был создан в стиле Возрождения , что позволило использовать уцелевшие скульптуры, выполненные в 1533—1537 годах по заказу архиепископа Реймса Робера де Ленонкура. Скульптурная группа «Крещение Хлодвига» обставлена статуями двенадцати пэров Франции — архиепископ Реймса держит свой пастырский крест, епископ Лана держит Святую Стеклянницу , епископ Лангра держит скипетр , епископ Бове держит тунику , епископ Шалона держит кольцо, епископ Нуайона держит ленту-перевязь, герцог Бургундии — корону, герцог Нормандии — геральдическое знамя, герцог Аквитании — боевой штандарт, граф Тулузы — шпоры, граф Фландрии — меч и, наконец, граф Шампани — хоругвь . Выбор именно такого оформления показывает, что церемония коронации , в котором перечисленные вассалы короны были главными действующими лицами, имеет очень глубокие корни в акте крещения Хлодвига.
Чудесная Святая Стеклянница, применявшаяся в обряде помазания королей Франции, хранилась в этом склепе. Она покидала стены храма только в день церемонии коронации и только под усердной охраной, сопровождавшей процессию в Реймсский собор .
Несмотря на то, что фиал со священным елеем был вдребезги разбит в 1793 году , мощи святого удалось сохранить. Они находятся в раке , выполненной в 1896 году из позолоченной бронзы с эмалевой росписью, которая представляется каждый год в новенну и проносится вокруг храма после торжественного богослужения в день памяти Святого Ремигия.
Центральный витраж алтаря | Алтарная часть с могилой Св. Ремигия | Крещение Ремигием короля Хлодвига (1896 год) |
Ссылки
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 601
• • |
- 2020-10-30
- 1