STS-42
- 1 year ago
- 0
- 0
Фривиллеры ( англ. Freewillers ) — группа протестантских богословов, существовавшая в Англии в период царствования Эдуарда VI (1547—1553) и Марии I (1553—1558), представители которой полностью отрицали учение о предопределении . Фривиллеров рассматривают как первое раскольническое движение в английском протестантизме .
В правление Эдуарда VI в Англии распространилось значительное число протестантских вариаций учения о предопределении . Большинство богословов склонялось к учению Мартина Лютера , близкому к раннехристианской традиции Августина , хотя имелись и сторонники Жана Кальвина . Официальную позицию Церкви Англии выражали составленные архиепископом Томасом Кранмером в 1553 году 42 статьи, 17-я из которых гласила: « Предопределение к жизни — это вечная цель Бога, посредством которой (до того, как были заложены основы мира) он постоянно решает, по усмотрению своему, в тайне от нас, избавить ли кого из человечества от проклятия и осуждения; и привести ли их к вечному спасению во Христе, как сосуды чести » .
Впервые фривиллеры появились в начале правления Эдуарда VI на юго-востоке Англии. Церковный историк XVII века Джон Страйп , присвоивший данной группе религиозных диссидентов такое название, сообщает, что они были первыми, кто отделился от реформаторской церкви Англии и организовали свою конгрегацию . Как сами фривиллеры идентифицировали свою группу, неизвестно . Вслед за Страйпом современные историки называют лидером фривиллеров Генри Харта ( Henry Hart , или Harte ). Человек с таким именем, плотник из Вестминстера , в 1511 году выступал против церковных обрядов и обычаев — достоверных подтверждений, что это был тот самый Харт, нет. В 1538 году Харт был осуждён за организацию незаконного собрания. Примечательно, что в его дело вмешался архиепископ Томас Кранмер , считавший неправильным, что Харта преследуют только за приверженность новой религии. Впоследствии Харт укрепился в своём радикализме, написав в конце 1540-х годов несколько произведений, в которых обосновывал свободу воли и важность добрых дел для достижения спасения . Среди обвинений, которые выдвинули против собравшихся, было отрицание предопределения .
Вероятно, общины фривиллеров были основаны в 1549 году в , Кент , и , Эссекс . В 1550 году они предстали перед церковным судом в Кентербери . В том же году против фривиллеров были изданы два перевода трактатов Августина, «Treatise on the Predestination of the Saints» и «Treatise on the Gift of Perseverance». В предисловии к ним переводчик Николас Лессе ( Nicholas Lesse ) утверждал, что те, кто защищает свободу воли, особенно опасны, поскольку их еретические мнения часто сопровождаются внешней видимостью святой жизни, что может ввести в заблуждение необразованных людей . В начале 1551 года 18 человек были арестованы, а 13 из них были тщательно допрошены комиссией Тайного совета , учреждённой для ведения дел религиозных нонконформистов, в связи с , состоявшимся в предшествующее Рождество в Бокинге . Преимущественно это были жители Кента , известные властям и ранее как неблагонадёжные с религиозной точки зрения люди. Среди них были упомянутый выше Генри Харт, Хэмфри Мидлтон ( Humphry Middleton ), Катберт Симпсон ( Cuthbert Sympson ), Джордж Бродельбридж ( George Brodelbridge ), Коул из Фавершэма ( Cole of Faversham ), Коула из Мэйдстоуна ( Cole of Maidstone ) и другие . Всего в собрании участвовало около 60 человек. Главным подозреваемым был некий Апчард из Бокинга ( Upcharde of Boking ), в доме которого остановились переночевать гости из Кента. На следующий день к ним присоединились местные жители для обсуждение « вопросов Писания, в особенности о том, надо ли молиться стоя или на коленях, простоволосым или же с покрытой головой ». Собрание постановило, что перед Богом имеет значение только то, что в сердце верующего, а не внешние проявления и церемонии .
Из материалов допросов арестованных по «бокингскому» делу можно узнать некоторые подробности взглядов отдельных фривиллеров, которые, как выясняется, не были однородными. Так, Коул из Мэйдстоуна утверждал, что дети не подвержены первородному греху , а Коул из Фавершэма — что учение о предопределении больше подходит для дьяволов , чем для людей. Джорджа Бродельбридж всего лишь говорил, что предопределение условно. Хэмфри Мидлтон публично заявлял, что все люди предопределены к спасению, а про Генри Харта многочисленные свидетели говорили, что он полностью отвергал как предопределение к спасению, так и к проклятию . Что происходило с группой до окончания царствования Эдварда VI, неизвестно. Скорее всего, она была распущена, но её лидеры продолжили активное участие в спорах о предопределении .
Смерть Эдуарда VI прервала развитие протестантизма, и в правление королевы Марии (1553—1558) лидеры английской Реформации либо были осуждены как еретики, либо отправлены в изгнание. Та же судьба постигла фривиллеров, большая часть из которых оказалась в лондонской тюрьме . Как минимум восемь из оказавшихся в Кингс-бенч фривиллеров упоминались в расследовании о собрании в Бокинге. Апчард из Бокинга, если принять его идентификацию с ткачом Томасом Апширом ( Thomas Upshire , или Upcher ), также оказался в тюрьме, а впоследствии эмигрировал во Франкфурт . Среди , оказавшихся во Франкфурте, был и упоминавшийся выше из Мэйдстоуна, в конце 1552 года назначенный .
Оказавшись в Кингс-бенч, фривиллеры продолжили распространять свои взгляды, вызывая отторжение у других оказавшихся там протестантов. Подробности состоявшихся в Кингс-бенч диспутов известны достаточно хорошо. Со стороны ортодоксальных протестантов в спорах участвовали известные мученики Джон Брэдфорд , , , и . Совместно они смогли сформулировать тезисы в защиту предопределения. Также ими было написано несколько трактатов, важнейший из сохранившихся — «Defense of Election» Брэдфорда (октябрь 1554) . Сохранилась также рукопись трактата О. Бернэра против фривиллеров. 1 января 1555 года Брэдфорд заявил о невозможности более поддерживать личные отношения, а две недели спустя, рассматривая спор как важный, защитники предопределения обратились за духовной помощью к архиепископу Кранмеру, епископам Николасу Ридли и Хью Латимеру , находящимся в заточении в Оксфорде . В письме, основным автором которого был, видимо, Брэдфорд, лондонские узники объясняли причину своего беспокойства: слава Христа и его благодать претерпят урон, если вся заслуга спасения не будут принадлежать ему одному, а будут разделены с человеческими заслугами и желаниями. Фривиллеры, писали они, приуменьшают эффективность спасения и потому наносят больший урон истинной вере, чем «паписты» и пелагианцы . В силу обстоятельств, лондонским узникам пришлось рассчитывать только на свои силы. Насколько известно, фривиллеры не только не смогли завоевать новых сторонников, но даже потеряли некоторых из старых .
Тем не менее, в тюремных спорах фривиллеры окончательно сформулировали своё учение, изложенное позднее в двух полемических трактатах. Первый из них, «The Enormities Proceeding of the Opinion that Predestination, Calling, and Election Is Absolute in Man as It Is in God», был написан Генри Хартом — именно он стал непосредственной причиной появления трактата Брэдфорда. Как следует из названия, основная цель Харта состояла в демонстрации «ненормальностей» учения о предопределении к которым он, в частности, относил вытекающее, по его мнению, из этого учения отсутствие греха — «если человек не имеет выбора, тогда злой человек делает то, что Бог повелит, равно как и добрый». Второй трактат написал Джон Треве ( John Trewe ), который к концу существования группы занял место её главного идеолога. Его труд, озаглавленный «The Cause of Contention in the King’s Bench, as Concerning Sects in Religion», в апологетической форме излагал позицию фривиллеров. Также трактат содержит изложение истории спора в тюрьме Кингс-бенч, возлагающий вину за его начало на сторонников предопределения. Треве обвинял своих оппонентов не только в намеренном разжигании конфликта, но и в том, что они грозили фривиллерам смертью как еретикам, если вновь придут к власти .
Как отмечает О. Харгрейв, несмотря на то, что Треве упорно не желал понимать логику оппонентов, его книга ценна с точки зрения последовательного изложения позиции фривиллеров. Относительно вопроса совершенной стойкости избранных к спасению, Треве интерпретирует позицию протестантов как убеждённость в том, что если избранный не совершит серьёзного проступка, то он и не утратит своей избранности. Это, по мнению Треве, «разрушает страх Божий» и веру в те места Священного Писания , которые призывают людей воздерживаться от зла. Что касается и причины возникновения греха , Треве пишет, что предположение о предопределённости к проклятию некоторых людей от начала времён делает, в конечном счёте, Бога прародителем всего зла, снимая ответственность с дьявола . Относительно искупления , считает Треве, протестанты также не правы, полагая, что Христос умер не ради всех людей — такое учение не может привести ни к чему, кроме отчаяния. В таком духе Треве указывает на 23 несообразности богословия протестантов относительно предопределения .
Интенсивность спора постепенно снижалась по мере смерти его участников, либо сожжённых на костре , либо умерших в тюрьме . Сохранилось адресованное фривиллерам письмо, написанное Брэдфордом незадолго до казни. В нём он вновь говорит об учении о предопределении, в котором он находит уверенность в спасении, восхищение божественной благодатью и милосердием . Брэдфордом был сожжён 1 июля 1555 года, и после него лидером сторонников предопределения в Кингс-бенч стал малообразованный Джон Кэрлесс ( John Careless ), ткач из Ковентри .
Фривиллеры редко становились предметом специализированных исследований и, как правило, рассматривались в контексте более общих вопросов. Историк конца XIX века назвал фривиллеров несчастными жертвами государственной политики по лицензированию проповедников; современный историк видел в них пример репрессий официальной церкви против сектантов. По его мнению, фривиллеры были скорее единомышленниками, собравшимися для ведения дискуссии, чем сектой . Некоторые исследователи (О. Харгрейв, 1968) сосредоточили своё внимание на взглядах сектантов относительно предопределения . Предпринимались также попытки поместить фривиллеров в ряд протестантских движений. И. Б. Хорст (1972) связал их с континентальными анабаптистами , а М. Кнаппен (1965) охарактеризовал их как «примитивных арминиан » . Д. Энрю Пенни анализирует возникновение фривиллеров и повышенный интерес к ним властей в контексте более ранних движений, начиная с лоллардов и Крестьянского восстания XIV века. Память об этих событиях сохранялась и в середине XVI века, благодаря чему Кент рассматривался как потенциальный источник проблем .