Симон Луццатто
(
итал.
Simone Luzzatto
; ок. 1580—1663) — венецианский
раввин
, еврейский
апологет
, выдающийся общественный деятель своего времени.
Уже в молодости Симон Луццатто сыскал славу учёного. Как венецианский раввин он делил раввинат в Венеции с
Леоном из Модены
, и, по Вольфу
, они вместе написали книгу о
караимах
. Его респонс «משען מים» доказывает, что он пользовался авторитетом у раввинов, которые его цитировали. Судя по его итальянским трудам, Симон Луццатто был знаком с древней и новой литературой, равно как и с философией.
Иосиф Делмедиго
(1591—1657) отзывался о нём как о математике.
Симону Луццатто принадлежат два труда, написанные по-итальянски:
«Discorso circa il stato degli hebrei» (Beнеция, 1638) — касается положения евреев, в частности в Венеции, и есть не что иное, как
апология
, отличающаяся беспристрастием. Последние её три главы переведены Вольфом на латинский язык
, 13-я глава в еврейском переводе Реджио помещена в его «אגדות ישד» (I, 65—70).
«Socrate» (Beнеция, 1651), полное название: "Socrate, ouero, Dell'humano sapere: esercitio seriogiocoso/di Simone Luzzatto hebreo venetiano; opera nella quale si dimostra quanto sia imbecile l'humano intendimento, mentre non e diretto dalla diuina riuelatione" ("Сократ, или О человеческом познании, серьёзные и одновременно шутливые утверждения Симоне Луццатто, венецианского еврея; работа, в которой он показывает слабость человеческого понимания, если оно не направляемо Б-жественным Откровением") — написан Луццатто в молодости; автор старается указать несостоятельность человеческого разума, не руководимого
откровением
, и вкладывает свои мысли в уста
Сократа
. Сочинение посвящено
дожу
и
сенату
Венеции. В тексте автор, утверждая, что его предки поселились в
городе
два столетия назад, цитирует собственное сочинение «Trattato del l’opinioni е dogmi degl; Hebrei e dei riti loro piu principali».
Симон Луццатто был мнения, что
пророчества Даниила
относятся не к
Мессии
будущего, но имеют в виду исторический факт. Это мнение Луццатто было либо не понято, либо умышленно извращено Самуилом Нахмиасом (также известным как Giulio Morosini; Samuel ben David Nahmias; 1612—1683) в сочинении «La Via della Fede» (Рим, 1683), где Нахмиас приписал Луццатто мысль, что пророчества Даниила относятся, вероятно, к
Иисусу
.