Interested Article - Бенедикт Нурсийский
- 2020-04-27
- 1
Бенеди́кт Нурси́йский ( Венеди́кт Нурси́йский ; лат. Benedictus Nursiae ; Святой Бенедикт ; 3 марта 480 , Норча , Умбрия — 23 марта 547 , Монтекассино , Кассино ) — реформатор западноевропейского монашества , основатель первого в Европе монастырского ордена (на горе Кассино ; 529 год) со строгим уставом , скоро получившим широкое распространение в Западной Европе (монахи- бенедиктинцы ), святой католической и православной церквей (в православной традиции причислен к лику преподобных ). Небесный покровитель Европы .
Практически единственным источником сведений о жизни св. Бенедикта является книга «Диалоги» св. Григория Великого , папы Римского.
Художественно - символически изображается либо в одеянии чёрного цвета бенедиктинцев, либо в белом одеянии монахов- камальдулов , и держащим розги , орудие изгнания бесов и наказания монахов .
Жизнеописание
Бенедикт был сыном знатного римлянина из Нурсии . Юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение, покинул город вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде (совр. Аффиле ), местечке в горах, расположенном неподалёку от Субиако . Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу .
По прошествии некоторого времени Бенедикт понял, что хочет стать отшельником . Случайная встреча с монахом Романом из монашеской общины, расположенной рядом с Субьяко , помогла ему. Монах показал Бенедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро , одного из окрестных монашеских поселений, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть это место и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.
Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.
Около 530 года зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору близ Кассино , где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассино , который впоследствии был признан первым в Европе официальным монастырем. Монастыри, существовавшие до этого, представляли собой лишь спонтанные монашеские поселения и общины, лишенные какой-либо организации, структуры и правил. Бенедикт же впервые создал монастырь как системное учреждение, имевшее четкую структуру, регламент, устав . Существовавшее на горе языческое святилище он превратил в христианский храм , местных жителей обратил в христианство . Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.
По преданию, Бенедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю .
Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орденом бенедиктинцев , Бенедикт около 540 года составил свой знаменитый « Устав Святого Бенедикта », который стал фундаментом не только для бенедиктинцев, но и для всего западного монашества. Устав во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого , однако содержал ряд специфических черт.
Умер св. Бенедикт в 547 году в основанном им монастыре Монте-Кассино . В 1964 году папа Павел VI провозгласил св. Бенедикта покровителем Европы . День его памяти в католической церкви — 11 июля , в православной церкви (под именем св. Венедикта) — 27 марта .
Устав св. Бенедикта
Устав св. Бенедикта ( лат. Regula Benedicti ) творчески вбирает в себя традицию древнегалльского монашества, монашества св. Августина и восточного монашества, с которым св. Бенедикт познакомился через сочинения св. Василия Великого и св. Иоанна Кассиана . Одним из источников для Устава святого Бенедикта служил также анонимный монашеский устав «Правила Учителя» ( лат. Regula magistri ) . В целом, устав св. Бенедикта очень практичен, в нём сделан упор на повседневные нужды и обязанности монашеской общины, как в богослужениях , так и в хозяйственной деятельности. «Должны мы учредить отряд божественной службы» — «Constituenda est ergo a nobis dominici schola servitii». Поэтому и деятельность монаха выражается словом «militare» — «служить»; и устав не что иное, как «lex, sub qua militare vis» — закон, ненарушимый и непреложный, как непреложен закон воинской дисциплины. «Святой устав» содержит всё нужное для воина Господня; это — «устав-наставник». Устав Бенедикта предназначается для большинства, для средних людей, ставя себе целью воспитание их в духе монашеского идеала . Очень сильно подчеркнут в уставе принцип киновии (общежительского монашества) и принцип монастырской автономии. Сильно подчеркивается в уставе необходимость воспитания смирения , которое, по Бенедикту, важнее суровой аскезы . Уход от мира, понимается, в том числе, и как материальная независимость монастыря от внешнего мира, таким образом, личная бедность монахов не должна означать бедности монастыря. Жизнь монахов определяют богослужения, физический труд, чтение Св. Писания и творений Отцов Церкви , но главная часть молитв до мелочей определена уставом, а индивидуальная работа стеснена до крайних пределов: полагаться на свои силы может только испытанный анахорет .
Уставу св. Бенедикта до сегодняшнего времени следуют бенедиктинцы , цистерцианцы , трапписты , Оливетанцы и, в основных чертах и духе, также картезианцы , имеющие при этом свои особые правила.
Устав состоит из 72 глав, примерно следующего содержания:
- Любить Господа Бога всем сердцем, всей душой, всеми силами.
- Любить ближнего, как самого себя.
- Не убивать.
- Не предаваться блуду.
- Не красть.
- Не завидовать.
- Не лжесвидетельствовать.
- Уважать всех людей.
- Не делать другим того, чего бы мы не желали себе.
- Отвергаться самого себя.
- Умерщвлять свою плоть.
- Не привязываться к тому, что приятно чувствам.
- Любить пост.
- Облегчать участь бедных.
- Одевать нагих.
- Посещать больных.
- Хоронить мертвых.
- Поддерживать находящихся в испытании.
- Утешать печальных.
- Чуждаться мирских нравов.
- Не предпочитать ничего любви Христовой.
- Не предаваться гневу.
- Не помышлять о мщении.
- Не хранить в сердце лукавства.
- Не давать ложного мира.
- Не оставлять милосердия.
- Не клясться, чтобы не оказаться клятвопреступником.
- Быть правдивым сердцем, также как и устами.
- Не воздавать злом за зло.
- Не терпеть неправды, но с терпением переносить ту, что будет сделана нам.
- Любить своих врагов.
- Отвечать на проклятие не проклятием, а благословением.
- Терпеть гонение за правду.
- Не быть надменным.
- Не быть пристрастным к вину.
- Не быть жадным к еде.
- Не быть любителем поспать.
- Не быть ленивым.
- Не роптать.
- Не клеветать.
- Полагать надежду на Бога.
- Приписывать Богу то доброе, что найдешь в себе.
- В зле всегда обвинять самого себя.
- Помнить о судном дне.
- Страшиться ада.
- Всеми силами души стремиться к жизни вечной.
- Всегда помнить о смерти.
- Всегда следить за своими поступками.
- Быть уверенным, что Бог видит нас везде.
- Разбивать о Христа все недобрые мысли, как только они возникают в сердце.
- И открывать их старцу, опытному в делах духовных.
- Хранить уста от всякого злого слова.
- Не любить многословия.
- Не говорить праздных слов.
- Не любить слишком часто и громко смеяться.
- Охотно внимать духовному чтению.
- Часто предаваться молитве.
- Каждый день в молитве со слезами исповедовать Богу прошедшие прегрешения и впредь от них исправляться.
- Не исполнять пожеланий плоти.
- Ненавидеть свою волю. Во всем повиноваться наставлениям игумена, даже если — избави Бог — он противоречит себе делами, помня завет Господень: «Что они говорят, то делайте, по делам же их не поступайте».
- Не стараться прослыть святым, прежде чем станешь им.
- Каждый день исполнять жизнью заветы Господа.
- Любить чистоту.
- Избегать ненависти.
- Не ревновать и не поддаваться зависти.
- Не любить споров.
- Избегать почестей.
- Почитать старших.
- Любить младших.
- Молиться за врагов, в любви Христовой.
- До захода солнца мириться с теми, с кем разделила нас распря.
- Никогда не отчаиваться в милосердии Божием.
Иконография
Св. Бенедикт изображается в чёрном монашеском облачении. Иконографические символы: устав, жезл аббата, пучок розг, треснувший кубок или кубок со змеёй (указание на попытку отравления), ворон с куском хлеба в клюве. Первые изображения св. Бенедикта датируются VIII веком .
Богослужебное почитание
Папа Павел VI нарёк Бенедикта покровителем Европы в 1964 году . В 1980 году папа Иоанн Павел II объявил его сопокровителем Европы вместе с Кириллом и Мефодием . Кроме того, он является покровителем спелеологов .
В Martyrologium Hieronymianum и Беде . Поскольку в этот день его день всегда затруднён соблюдением Великого поста , в редакции «Общего римского календаря» 1969 года его день перенесен на 11 июля, дату, которая появляется в некоторых галльских литургических книгах конца 8-го века как праздник в честь его рождения. Есть некоторая неуверенность в происхождении этого праздника . Соответственно, 21 марта римский мартиролог в полторы строки упоминает, что это день смерти Бенедикта и что его поминовение отмечается 11 июля, а 11 июля в семи строках говорится о нём и упоминается традиция, он умер 21 марта .
до 1970 года его праздник отмечается 21 марта, в день его смерти, согласно некоторым рукописямУ англиканской церкви нет единого универсального календаря, но свой публикуется в каждой провинции. Почти во всех из них день святого Бенедикта отмечается 11 июля.
Православная церковь
В Православной церкви память преподобного Бенедикта совершается 14 марта ( 27 марта ) и выпадает всегда на период Великого поста , поэтому служба Венедикту совмещается со службой из Постной Триоди . Память Бенедикта относится к числу вседневных праздников . Сама служба непосредственно Бенедикту состоит из трёх стихир второго гласа на «Господи воззвах», и канона второго гласа, написанного в IX веке преподобным Иосифом . Краегранесие канона: «Песнь принесу мудрому Бенедикту» («Ὕμνον προσάξω τῷ σοφῷ Βενεδίκτῳ»). Тропарь отсутствует. В мартовской славянской Минеи есть кондак шестого гласа, в современной греческой Минеи кондак отсутствует.
Медаль святого Бенедикта
Эта религиозная медаль изначально произошла от креста в честь святого Бенедикта. На одной стороне медали изображен Святой Бенедикт, держащий Священное Правило в левой руке и крест в правой. С одной стороны от него ворон, с другой — чаша. На внешнем поле медали есть слова «Да укрепит нас его присутствие в час нашей смерти» ( лат. Eius in obitu nostro praesentia muniamur ). На другой стороне медали есть крест с инициалами CSSML на вертикальной полосе, означающий «Да будет Святой Крест моим светом» ( лат. Crux Sacra Sit Mihi Lux ), а на горизонтальной полосе — инициалы NDSMD , которые обозначают «Да не будет змий мне князем» ( лат. Non Draco Sit Mihi Dux ). Инициалы CSPB обозначают «Крест Святого Отца Бенедикта» ( лат. Crux Sancti Patris Benedicti ) и расположены на внутренних углах креста. В большинстве случаев вверху креста можно найти надпись «PAX» (мир) или христограмму «IHS» . На краю медали с этой стороны расположены инициалы Vade retro, Satana VRSNSMV , которые означают «Отойди от меня, сатана, не искушай меня своим тщеславием» ( лат. Vade Retro Satana, Nonquam Suade Mihi Vana ), затем пробел, за которым следует инициалы SMQLIVB , которые означает «Зло есть то, что ты предлагаешь, выпей этот яд сам» ( лат. Sunt Mala Quae Libas, Ipse Venena Bibas ) .
Медаль впервые отчеканили в 1880 году в ознаменование четырнадцатого столетия со дня рождения Бенедикта и также называется Юбилейной медалью; однако её точное происхождение неизвестно. В 1647 году во время судебного процесса по делу о колдовстве в Наттернберге возле папой Бенедиктом XIV в его буллах от 23 декабря 1741 года и 12 марта 1742 года .
в Баварии обвиняемые женщины показали, что у них нет власти над Меттеном, который находился под защитой креста. В ходе расследования обнаружили несколько раскрашенных крестов на стенах аббатства с буквами, которые теперь можно найти на медалях Святого Бенедикта, но их значение было забыто. В конце концов, нашли рукопись, написанную в 1415 году, с изображением Бенедикта, держащего свиток в одной руке и посох, заканчивающийся крестом в другой. На свитке и посохе были написаны полные слова инициалов, содержащихся на крестах. Затем медали начали чеканить в Германии, которые затем распространились по всей Европе. Эта медаль была впервые утвержденаБенедикт был также целью многих коллекционеров-нумизматов по всему миру. Одной из них является австрийская монета из серии «Христианские религиозные ордена» за 50 евро, выпущенный 13 марта 2002 года.
Влияние
Раннее средневековье было названо «столетиями бенедиктинцев» . В апреле 2008 года папа Бенедикт XVI прокомментировал влияние святого Бенедикта на Западную Европу . Папа сказал, что «своей жизнью и работой святой Бенедикт оказал фундаментальное влияние на развитие европейской цивилизации и культуры» и помог Европе выйти из «тёмной ночи истории», последовавшей за падением Римской империи .
Бенедикт внёс больше, чем кто-либо другой, в развитие монашества на Западе. Его «Устав» был основополагающим документом для тысяч религиозных общин в средние века . По сей день «Устав» Святого Бенедикта является наиболее распространенным и влиятельным Правилом, используемым монастырями и монахами более чем через 1400 лет после его написания. Сегодня бенедиктинское семейство монашества представлено двумя ветвями: бенедиктинской федерацией и цистерцианцами .
На месте рождения Бенедикта и Схоластики в 1400-х годах была построена базилика. Руины их семейного дома были выкопаны из-под церкви и сохранены. алтарь .
полностью разрушило структуру базилики, в результате чего остались стоять только передний фасад иСм. также
Примечания
- ↑
- . Дата обращения: 28 мая 2009. 14 февраля 2009 года.
- / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 108. — 224 с. — ISBN 9782822900003 .
- . Дата обращения: 8 января 2009. Архивировано из 16 апреля 2009 года.
- . Дата обращения: 8 марта 2010. 20 ноября 2009 года.
- Лев Карсавин от 27 июня 2014 на Wayback Machine
- . Catholic Online. Дата обращения: 31 июля 2008. 28 июня 2008 года.
- . Дата обращения: 26 апреля 2009. 4 января 2009 года. Апостольское послание папы Иоанна Павла II , 31 декабря 1980 (лат.)
- Brewer’s dictionary of phrase & fable. Cassell. p.953
- «Calendarium Romanum» ( ), pp. 97 and 119
- Martyrologium Romanum 199 (edito altera 2004); pages 188 and 361 of the 2001 edition (Libreria Editrice Vaticana ISBN 978-88-209-7210-3 )
- ↑ от 20 февраля 2023 на Wayback Machine , by St. Gregory the Great, Rockford, IL : TAN Books, pp 60-62.
- . Дата обращения: 17 ноября 2008. 2 июня 2008 года.
- Benedict XVI, «Saint Benedict of Norcia» Homily given to a general audience at St. Peter’s Square on Wednesday, 9 April 2008 Дата обращения: 4 августа 2010. 14 июля 2010 года.
- 16 ноября 2011 года.
- . Дата обращения: 15 декабря 2020. Архивировано из 6 сентября 2013 года.
- . Дата обращения: 2 ноября 2016. 4 ноября 2016 года.
- . Дата обращения: 15 декабря 2020. 8 ноября 2020 года.
Литература
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 14.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Устав преподобного Венедикта // Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник ; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — С. 585—653. — 654, VIII, [10] с. — 6000 экз. — ISBN 5-87310-019-5 .
- А. Де Вогюе. Святой Бенедикт, человек Божий. Париж, 1995.
- Католическая энциклопедия. Изд. францисканцев. М., 2002.
- Преподобный Венедикт Нурсийский: Свет Темных веков. — М. : Лепта, 2018. — 392 с. — (Святые неразделенной церкви). — 3000 экз. — ISBN 978-5-91173-557-9 .
Ссылки
- от 16 мая 2008 на Wayback Machine
- от 26 января 2016 на Wayback Machine
- 2020-04-27
- 1