Interested Article - Оловол, Мануил

Мануил (Максим) Оловол ( греч. Μανουὴλ Ὁλόβολος ; ок. 1245—1310/14) — византийский оратор , поэт , ритор , педагог , переводчик и монах . Считается главным противником заключения унии римско-католической церкви с православной церковью во время царствование Михаила VIII Палеолога .

Биография

Биография Оловола была написана историком Г. Пахимером . В молодом возрасте он поступил на службу к Михаилу VIII Палеологу . Был грамматиком , личным секретарём Михаила VIII .

Написал несколько речей для императора, которые являются важным первоисточником для изучения того времени. Однако, когда в 1261 году, когда Михаил VIII приказал ослепить и заключить в тюрьму законного императора 11-летнего Иоанна IV Ласкариса , Холоболос выразил публичный протест. Попал в опалу.

За критику императора он был наказан. В результате своей антиуниатской деятельности в 1273 г. Мануил Оловол вместе с был подвергнут публичным пыткам и поруганиям. Как пишет Георгий Пахимер ,

«Император велел надеть на шеи длинные веревки сперва Оловолу, за ним второму — Иаситу Мелию ( греч. Ιασίτην Μελίαν ), и так далее подряд до десяти человек, а на конце всех — племяннице Оловола будто бы за чародейство; потом первых двух велел обвешать овечьими внутренностями со всеми находившимися в них нечистотами за то, что они непокорны царю, а ритора сверх того приказал постоянно бить по устам овечьими печенями, и в такой торжественной процессии водить их по всему городу, около же церкви подвергать их ещё большему бесчестью, угрожая чрез это духовным лицам и наводя на них страх».

Бежав от гнева Михаила VIII, Оловол нашёл убежище в монастыре Иоанна Предтечи в Константинополе с монашеским именем Максим. В 1265/66 году, благодаря вмешательству патриарха Германа III , смог стать главным преподавателем («ритором риторов») в Патриаршей школе , возможно, в приюте церкви Святого Павла, где прославился как учитель логики и горячий проповедник .

В 1267 году он сменил Георгия Акрополита на посту руководителя школы и проповедника в храме Святой Софии.

За противодействие осуществлению церковной унии , к которой стремился император, в 1273 году был изгнан в отдалённый монастырь Мегас-Агрос (Великое Поле) на южном берегу Мраморного моря . Разрешение вернуться в столицу получил после смерти Михаила VIII Палеолога, когда его сын и преемник Андроник II Палеолог отказался от Церковного Союза с Западом.

В 1285 году Мануил Оловол участвовал в Константинопольском соборе , который официально осудил Церковный Союз с Западом. Позже был восстановлен в императорской милости: получил титул ритора и в 1299 году упрочил своё положение в церкви — стал протосинкеллом (помощником патриарха).

По словам одного из его учеников, , Мануил Оловол продолжал преподавать до самой смерти (между 1310 и 1314 годами).

Творчество

Литературное наследие Оловола представлено поэмами в честь императоров Михаила VIII и Андроника II Палеолога по случаю церемонии «прокипсиса» (торжественного явления императора подданным), совершавшейся на Рождество или Богоявление; речами и панегириками Михаилу VIII, в которых Оловол прославляет успехи императора в деле возрождения образования; комментариями к Феокриту и «Первой Аналитике» Аристотеля ; ямбическим экфрасисом иконы преподобной Марии Египетской.

Перевёл на греческий язык и снабдил комментариями трактаты Боэция «О различных типах умозаключений» и «О гипотетических силлогизмах» (ранее переводы приписывались Максиму Плануду). Слово Оловола на Благовещение Пресвятой Богородицы в оригинале не сохранилось, однако дошло до нас в славянском переводе 1-й половины XIV века.

Примечания

  1. Bibliothèque nationale de France (фр.) : платформа открытых данных — 2011.

Ссылки

  • [prabook.com/web/manuel.holobolos/2259347 Мануил Оловол]
Источник —

Same as Оловол, Мануил