Interested Article - Азг
- 2020-07-10
- 2
А́зг ( арм. Ազգ , букв. « род » ), также то́хм ( арм. Տոհմ ) или це́х ( арм. Ցեղ ) — кровно-родственная единица в армянской системе семьи и родства. Азг представляет собой семейно-родственную группу, насчитывающую в своём составе семьи нескольких поколений, обычно шести-семи по нисходящим и боковым ответвлениям по мужской линии, от предка-основателя азга, имя которого становится общеазговым. Во второй половине XIX -начале XX века у армян в системе развитых социально-экономических и общественных отношений азг всё ещё играл значительную роль .
Азг образуется путём сегментации размножившейся семьи основателя на малые и большие дочерние семьи. Выделившиеся семьи, становясь самостоятельными единицами, продолжают сохранять между собой в той или иной форме хозяйственную, идеологическую и территориальную связь. Семья из данного азга, переселяясь в другой населённый пункт, вначале сохраняла память о своей принадлежности к азгу, от которого она отделилась. Со временем, в пятом-шестом поколении, образуется новая самостоятельная боковая линия, исчисление которой ведётся уже от главы переселившейся семьи. Если отделившаяся ветвь насчитывала пять и больше поколений по нисходящей, она становилась самостоятельным азгом даже в том случае, когда продолжала сохранять своё старое общеазговое название .
Браки внутри азга считались (и считаются до сих пор) нежелательными независимо от того, сколько поколений он насчитывал. Они были исключением и осуждались общественным мнением. Армянский азг был экзогамен .
Относительная живучесть азговых отношений во второй половине XIX-начале XX века объясняется как экономическими причинами, так и спецификой истории Армении . К началу XX века , периоды сложившихся в Восточной Армении капиталистических отношений, значительно ослабевает социально-экономическая основа этой базы. Не случайно, переселившиеся в этот период из Западной Армении семьи уже не могли вырасти в большие семейно-родственные коллективы. В то же время в Западной Армении , в условиях турецкого ига и антиармянской политика правительства Турции , находясь под угрозой нападения и уничтожения, армяне держались за свои родственные связи, находя в них опору и защиту. Несмотря на то, что азг к этому времени находился в состоянии распада, он сохранял остаточные формы родовой общности, которая выражалась в идеологическом, локальном (территориальном), экономическом единстве .
Идеологическое единство
Идеологическое единство азга выражалось прежде всего в общеазговой генеалогии: в сохранении памяти об общем предке — основателе рода вплоть до шестого-седьмого колена, а также в самоназвании азга. Само название азга происходит от имени предка его основателя, его профессии (если она становится потомственным занятием) либо от названия местности его переселения с прибавлением суффикса -анц (-янц), -енц, -унц (в армянском языке суффиксы принадлежности). В народной разговорной речи распространённой является также собирательная форма — анк. Кроме того, большинство азгов имеет и прозвище, которое употребляется вместе с их названием .
Фамилия у армян — азгану́н ( арм. ազգանուն , букв. «имя азга»), образуется из азгового названия. С появлением фамилий общеазговое название становится не единственным. В одном и том же азге и даже в одной семье в ряде регионов можно встретить разные фамилии: у одного сына может быть фамилия по имени деда или прадеда, у другого — общеазговая. Сохранение же единственного азгового названия по имени основателя-предка является предметом гордости азга. Считается, что тем самым сохраняется его единство .
Азговая солидарность
Общеазговая солидарность была выражением общественного единства родственной группы. Она проявлялась в обычае хоронить членов азга на кладбищенских родовых участках или, что встречалось значительно реже, на отдельных азговых (фамильных) кладбищах. Подобные фамильные кладбища сохранялись в некоторых областях Армении вплоть до 1960-х годов , единично ( село Коти в Тавушской области ) — до настоящего времени .
Азговая солидарность находила выражение и в других сферах соционормативной культуры: семейной ( , родильной) и календарной обрядности, общественных жертвоприношениях и др. Вопрос женитьбы обсуждался старшими членами азга. Члены азга принимали участие в торжестве не только своим присутствием, но и оказанием материальной помощи, в основном в виде подарков, позже — и деньгами .
Общеазговая солидарность проявлялась также в ответственности всего азга за поступки, нравственность и моральный облик каждого из членов своей родственной группы. Проступки его членов — позор для всего азга, и напротив, подвиг и другие благодеяния — его честь. За проступки и грехи сородича был ответственен весь аго азг .
См. также
Примечания
- Термин «Азг» также употребляется в значении «нация, народ».
- Термин «Цех» также употребляется в значении «племя».
- Источники
- ↑ Армяне / отв. ред. Л. М. Варданян, Г. Г. Саркисян, А. Е. Тер-Саркисянц . — Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН ; Ин-т археологии и этнографии НАН РА . — М. : Наука , 2012. — 648 с. — 600 экз. — ISBN 978-5-02-037563-5 .
- ↑ Карапетян Э. Т. Родственная группа азг у армян (вторая половина XIX-начало XX века). Ереван, 1966). С. 25-67
- Калантарян А. А. Обосян С. Г. Село Коти (результаты полевых исследовательских работ 2008 года) // Тавуш. Материальное и духовное наследие. Ереван. 2009. С. 247—269 (арм.)
- 2020-07-10
- 2