Копелян, Ефим Захарович
- 1 year ago
- 0
- 0
Критодем (также Критодам; греч. Κριτόδημος , лат. Critodemus ) ( II век до н. э. ) — древнегреческий эллинистический учёный, астроном и астролог .
Критодем входил в ряд древнейших и влиятельных греческих астрологов. Но, сегодня время его жизни и деятельности неизвестны, поэтому разные современные исследователи называют различные даты — от IV века до н. э. до I века н. э. Некоторые считают Критодема учеником Беросса, жившего в III в. до н. э., другие делают Критодема современником астролога Антипатра, который жил примерно между 290 и 250 годами до н. э. Также Критодема называют одной из ключевых фигур в процессе распространения вавилонской астрологии по грекоязычному миру.
Однако, поскольку Критодем пользовался сочинениями Беросса , он точно действовал после середины III века до н. э. Также, сочинения Критодема использует Плиний Старший , так что Критодем писал не позднее середины I века н. э. Осторожно можно предположить, что временем Критодема был II век до н. э.
Латинский писатель и астролог Юлий Фирмик Матерн («Матесис». Кн. IV. Proeem 5) в IV веке именем Критодема завершает рассказ о древних для него, преимущественно египетских, легендарных и полулегендарных астрологах ( Гермес , Анубий , Асклепий , Петосирис, Нехпсон, Абраам , Орфей и Критодем).
Веттий Валент частично сохранил гороскопы, которые он приписывает Критодему, однако они находятся в промежутке между 37 и 104 годами. Исследования же отрывков сочинений Критодема показали наличие в них «египетского пласта». Это вроде бы ставит под сомнение их древность и укоренённость в них «вавилонского наследия». Но тогда, получается, что сочинения Критодема следуют не только после текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту и Нехепсону и Петосирису, но и после Плиния Старшего. Эти и другие противоречия разрешаются допущением, что в собрании Критодема, как и во многих других эллинистических астрологических книгах, могли быть позднейшие компилятивные дополнения. Сделанные в духе египетской астрологии, они, предположительно, принадлежат к рубежу I века до н. э. — I века н. э.
Критодем — одни из первых авторов греческих сочинений по астрологии. В них он следовал «халдейскому учению» — гороскопной предсказательной месопотамской астрологии . Труды Критодема не сохранились, но о них имеются краткие упоминания, известны названия произведений, сохранились небольшие отрывки из них, и краткое изложение содержания одной из работ. Произведения Критодема были использованы некоторыми античными и более поздними писателями в качестве источника сведений по астрологии.
Какое-то сочинение Критодема (со сведениями из халдейского астролога и историка Беросса Вавилонского ) было цитировано в I веке н. э. древнеримским политическим деятелем, латинским энциклопедистом и историком Гаем Плинием Старшим в его «Естественной истории» (Кн. VII, гл. 56. (57). § 193). Здесь Плиний пересказывает мнения разных писателей об изобретении письма: « Эпиген, очень надёжный писатель, напротив, говорит, что у вавилонян найдены наблюдения за небесными светилами, возраст которых составляет 7 200 лет, написанные на обожжённых кирпичах. Бероз и Критодем, которые допускают самый маленький возраст, оценивают возраст этих наблюдений в 4 900 лет, из чего явствует, что буквы используются с незапамятных времен ».
Известно, что Критодем написал две астрологические работы — « Предвидение ( Видение, Ὄρασις )» и « Таблица ( Πίναξ )». В них он рассматривал своё учение как относящееся к тайному знанию, некоему божественному откровению, мистериям.
Астролог Веттий Валент Антиохийский (II век н. э.) довольно часто цитирует «Предвидение» Критодема в своей «Антологии (Ἀνθολογίαι)» (Кн. III, раздел 9; Кн. IV, главы 17—24). После Нехепсона и Петосириса это самый употребляемый источник, упомянутый Валентом более десятка раз. В основном это касается связи с учением о продолжительности жизни и отправной точки жизненного квадранта. Валент (Антология. Кн. III. 7) приписывает Критодему теорию зодиакальной антисции, в которой точки, равноудаленные от оси равноденствия или солнцестояния, противоположны и спарены. Также Валент (Кн. VIII) представляет метод Критодема для расчета продолжительности жизни, приписывая ему соотношение времен с делением знаков зодиака на шесть частей. Однако, ссылаясь на «Предвидение» Критодема, Валент критикует его за мистицизм, мрачность и искусственность стиля.
Но, Валент взял у Критодема больше, чем он об этом явно упоминает. Это становится ясно из сравнения текста Валента с отрывком неизвестного эпитомиста, который дает «Краткое изложение (Συγκεφαλαίωσις)» Критодема (CCAG. VIII. III. 102), из его книги «Предвидение». Причём, это изложение показывает, что в «Предвидении» всё же может быть прослежено влияние вавилонской астрологии.
Позднее, в начале V века , Гефестион Тебский (Фиванский) в своей «Апотелесматике» (Кн. II, гл. 10) заимствует отрывок из другой работы Критодема под названием «Таблица» (подразумевается, что астрологическая). Здесь даётся выписка о зависимости смертей от расположения планет (CCAG. VIII. II. 64—65).
Выдержка из Критодема, видимо из того же его сочинения, содержится и в «Собрании истолкований астрологических искусств» Ретория Египетского ( VI век ). В разделе «Общие схемы насильственной смерти (Καθολικὰ σχήματα βιαιοθανάτων)» (CCAG. VIII. IV. 199—202) тут указывается, по Критодему, на зависимость видов смерти от теории пределов созвездий.
Помимо этого, ссылка на Критодема содержится в грекоязычной работе писателя- маронита , главного астролога аббасидского халифа аль-Махди , Теофила Эдесского «Собрание о космических началах (Ἐπισυναγωγὴ περὶ κοσμικῶν καταρχῶν)» (CCAG. I. 130) ( VIII век )
Имеется ещё один отрывок из Критодема (в обратном переводе с арабского на греческий язык). Он приводится в конце четырёхтомного компилятивного компедия, составленного во второй половине IX века средневековым астрологом Ахметом Персидским (Ἀχμάτης ὁ Περσης). Этот труд — «Введение в астрологию и её основы (Εἰσαγωγὴ καὶ θεμέλιον εἰς την ἀστρολογίαν)» сохранился в греко-ромейском переводе, сделанном около XI века . Здесь, в отрывке Критодема «Влияния пределов (созвездий) (Ἀποτελέσματα ὁριων)» (CCAG. VIII. I. 257—261), делается попытка объединить пределы влияния планет с их символизмом для получения астрологических описаний.
Источники:
Исследования: