Interested Article - Пейзаж с Аполлоном и Марсием
![](/images/007/636/7636463/1.jpg?rand=918276)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/84dfdcb9d5ea5a538ca6c185070a798e.jpg)
- 2021-09-06
- 1
«Пейзаж с Аполлоном и Марсием» — картина французского художника Клода Желле по прозванию Лоррен из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Пушкинского музея) .
Картина иллюстрирует популярный сюжет «Состязание Аполлона и Марсия», описанный многими античными авторами, в частности Овидием в « Метаморфозах »: Аполлон и сатир Марсий стали соревноваться, кто из них сильнее в музыке, Аполлон играл на лире, а Марсий на шалмее (в ряде источников упоминается флейта Пана ). В качестве судьи была Афина , победитель по условиям соревнования сам выбирал наказание для побеждённого. В центральной части картины Афина водружает на голову Аполлона лавровый венок победителя, а в правой части показан эпизод, случившийся сразу после этого: Аполлон собирается жестоко наказать Марсия, посмевшего бросить ему вызов, — сатир уже привязан к дереву и рядом слуга затачивает нож, которым Аполлон будет сдирать с Марсия кожу (Метаморфозы, VI, 383—391). С тыльной стороны картины находятся красная сургучная печать (собрания Кроза ?) и чёрной краской написаны цифры «3429» — под этим номером картина была внесена в опись Эрмитажа 1859 года .
По замечанию Е. Б. Шарновой, Лоррен при изображении Марсия допустил ошибку: у ног сатира лежит не флейта Пана и не шалмей, а волынка . Также она отмечает, что фигуры Аполлона и Марсия написаны Лорреном под влиянием фрески Рафаэля на плафоне Станцы дела Сеньятура в Папском дворце в Ватикане .
Лоррен зарисовывал большинство своих работ в своём альбоме « Liber Veritatis », «Пейзажу с Аполлоном и Марсием» в этом альбоме соответствует рисунок № 45. Под рисунком имеется подпись на французском языке «quadre facit per m. Perochet» («сделано для г. Пероше») . Из этой подписи следует, что картина была создана по заказу известного парижского коллекционера Гийома Пероше. Всего Лоррен в 1637—1639 годах написал для него четыре произведения. С 1755 года картина значилась в собрании Кроза и в 1772 году вместе со всем этим собранием, через посредство Ф. Троншена, была приобретена императрицей Екатериной II для Эрмитажа . В 1924 году была передана в новообразованный Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина . Выставляется в Главном здании музея в зале 21 .
В творчестве Лоррена есть ещё одна картина на этот сюжет, написанная в 1645 году. Композиционно она очень близка московской картине, но в зеркальном отображении. Её рисунок также имеется в «Liber Veritas» под № 95. Эта картина находится в собрании графов Лестеров в усадьбе Холкем-холл . В 1777 году все рисунки из «Liber Veritas» были гравированы английским художником Ричардом Ирломом и сам альбом в трёх томах впервые был издан .
Примечания
- , с. 158—160.
- , с. 160.
- , N 45.
- Дата обращения: 2 марта 2020. 15 января 2021 года.
- .
Литература
- Кузнецова И. А. , Шарнова Е. Б. Франция XVI — первой половины XIX века. Собрание живописи / Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. — М. : Красная площадь, 2001. — 399 с. — ISBN 5-900743-57-8 .
- Liber Veritatis; or A Collection of prints, after original designs of Claude Lorrain; in the collection of his Grace Duke of Devonshire. Executed by Richard Earlom in the manner and taste of the drawings. — London: Published by messrs Boydell and Co Cheapside, 1777. — Vol. 1.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/84dfdcb9d5ea5a538ca6c185070a798e.jpg)
- 2021-09-06
- 1