Interested Article - Гретри, Андре

Андре́-Эрне́ст-Моде́ст Гретри́ ( фр. André-Ernest-Modeste Grétry ; 8 февраля 1741 , Льеж 24 сентября 1813 , Монморанси ) — французский композитор валлонского происхождения, внёсший решающий вклад в стиль французской комической оперы XVIII века, жанр увертюры и в такие технические приёмы, как музыкальный «местный колорит».

Его комические оперы и речитативные комедии, созданные для парижской сцены, пользовались большим успехом в последней трети XVIII века. Многие его произведения ставились за рубежом, и некоторые из них были возрождены в начале XIX века в Париже: некоторые из них дожили до середины века, хоть и с обновлённой оркестровкой .

Биография

Андре Гретри родился в Льеже и был вторым из шестерых детей в семье профессионального музыканта и скрипача Соборной церкви Сен-Дени Жан-Жозефа (Франсуа) Гретри и его жены, Мари-Жанны Дефоссе. Согласно его мемуарам, в 4 года, танцуя, он опрокинул чугунный горшок, кипевший на огне, и опалил свои глаза, что ослабило ему зрение на всю жизнь . Мальчиком он поступил в хоровую школу Сен-Дени, где позже научился играть на скрипке. Поскольку хормейстеры были неопытные [ источник не указан 2930 дней ] , его послали к Х. Ж. Ренкину и Анри Моро обучаться контрапункту и композиции . Призвание проявилось после того, как он познакомился с итальянской опера-буффа , с произведениями Перголези и Буранелло благодаря гастролям итальянской труппы в 1753—1755 годах . Гретри присутствовал не только на всех спектаклях, но и репетициях.

В 15 или 16 лет он перенапряг связки, спев очень высокую арию Галуппи и у него «сделалось кровохарканье», что случалось до старости, из-за чего Гретри был вынужден «соблюдать строгую диету, ужиная фунтом сушёных винных ягод и стаканом воды» .

После написания мессы, исполненной в церкви Сен-Дени, и шести симфоний, исполненных в доме её пробста , Гретри был удостоен стипендии фонда , что позволило ему продолжить обучение в Риме — куда он и отправился весной 1760 года. Здесь он в течение пяти лет обучался в Льежском коллеже, «куда каждый уроженец Льежа моложе 30-ти лет имел право быть принятым и в течение пяти лет проживать там на всём готовом, получая денежное пособие» . Учился главным образом у Джованни Казали, сочиняя по большей части церковную музыку и шесть струнных квартетов (позднее опубликованных как ор. 3). Возможно, что несколько месяцев он также занимался у Антонио Саккини — именно с его именем связывается заказ Гретри оперной партитуры: первая опера композитора, «Сборщица винограда» ( La vendemmiatrice ), была поставлена в Риме по случаю карнавального сезона 1765 года.

Дом на улице Гран-рю в Женеве, где жил Гретри

В феврале 1766 года Гретри переехал в Женеву , где поселился на улице Гран-рю. Здесь он писал концерты для лорда Абингдона, здесь же впервые услышал комическую оперу , посетив представление труппы, для которой в декабре 1766 года он пишет оперу «Изабель и Гертруда» (частично сохранилась). В Женеве Гретри познакомился с Вольтером и его кругом в Ферне. Находился под влиянием эстетики энциклопедистов, особенно Ж.-Ж. Руссо .

В 1767 году переехал во Францию и поселился в Париже, позднее принял французское гражданство. Благодаря покровительству шведского графа Крейца, Гретри начал сотрудничать с соавтором Рамо и Жан-Франсуа Мармонтелем . Их успешная совместная работа над шестью комическими операми подряд, началась с « » (по повести Вольтера « Простодушный », 1768) и длилась до 1775 года, остановившись после того, как тексты Мармонтеля не прошли цензуру читательского комитета театра « Комеди Итальенн » .

Благодаря успеху первых опер, в том числе, « » (1769) привёл к тому, что в 1770 году премьеры опер « » и «Испытание дружбы» состоялись при дворе, во время празднования свадьбы дофина и Марии-Антуанетты ; последняя была посвящена ей. В следующем году при дворе состоялись премьеры опер «Друг семьи» и « Земира и Азор », последняя была посвящена мадам Дюбарри .

В 1771 году он женился на художнице Жанне-Марии Грандон (Jeanne-Marie Grandon), дочери лионского художника Шарля Грандона . У них было три дочери, Женни, (1772—1790) и Антуанетта — все они умерли в юном возрасте от туберкулёза. Средняя дочь была его ученицей и, будучи музыкально одарённой, ещё в юном возрасте написала две оперы, которые Гретри оркестровал и переработал, а также одно действие для оперы « Ричард Львиное Сердце ».

В 1774 году, после того, как Мария-Антуанетта стала королевой, Гретри получил пост её личного музыкального директора.

Гретри стал известен по всей Европе. Большой театр в Брюсселе купил у него права на новые, ещё неопубликованные работы. В 1776 и 1782 годах композитор ездил в Льеж, чтобы получить награды от родного города. В 1787 году он был назначен инспектором « Комеди Итальенн », а Опера начала выплачивать ему пенсию; он стал Королевским цензором музыки. У Гретри было несколько учеников, среди которых была писательница и композитор , а также композитор Николя Далейрак , учившийся у него неофициально.

Наиболее плодотворный период творчества композитора , начавшийся с переездом в Париж, закончился с началом революции . Будучи музыкальным директором королевы, Гретри потерял почти всё своё имущество. Он не сразу принял новую власть и Наполеона , некоторое время оставаясь верен королю . Ария «О Ричард, мой король!» из его оперы « Ричард Львиное Сердце » стала гимном роялистов , сторонников Бурбонов. Так, её пели на банкете, данном телохранителями для офицеров Версальского гарнизона 3 октября 1789 года.

В 1790-х годах Гретри писал музыку для республиканских празднеств . Чтобы не уступать в популярности работам Далейрака и , Гретри, приноравливаясь к изменениям, усложнил музыкальный язык в таких операх, как «Рауль Синяя Борода» (1789) и « » (1791), что привело к определённому успеху. Его оперы «Лисбет» (1797) и «Элиска» (1799) также имели успех .

Несмотря на свои политические взгляды, продолжал цениться как композитор, был назначен инспектором консерватории . В 1795 году стал членом Французской Академии . В 1796 году, после смерти брата, он стал опекуном его детей. В 1802 году получил орден Почётного легиона и пенсию от Наполеона, после чего, в зените славы, ушёл на покой, поселившись в Монморанси под Парижем, в бывшем доме Руссо . Там он и скончался 24 сентября 1813 года.

Похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез , однако 15 лет спустя согласно решению суда его сердце было перезахоронено отдельно, в родном городе Льеже , перед зданием Королевской оперы Валлонии .

В искусстве

Гретри с орденом Почётного легиона

Сохранилось несколько прижизненных портретов Гретри: кисти Жан-Батиста Изабе ), кисти Мари Виже-Лебрен Версальском дворце ) и портрет в полный рост Робера Лефевра (в театре Опера-Комик ).

Бюсты композитора среди прочих ваяли (находится в Опера-Комик ), Огюстен Пажу , Жан-Батист Стуф и (на фасаде Льежской консерватории ). Также существовал бюст из белого мрамора работы Жан-Антуана Гудона — он был установлен в фойе парижской Оперы (в те времена дававшей представления в зале Ле Пелетье ) и был утрачен во время пожара 28 октября 1873 года .

В 1842 году на Льежа, перед зданием Королевской оперы , был установлен бронзовый памятник Гретри работы скульптора , в основании которого захоронено сердце композитора.

Сочинения

Гретри создал 15 драматических и более 40 комических опер , благодаря чему считался мэтром этого жанра во Франции 2-й половины XVIII века. Единственные лирические трагедии его авторства — « » по одноимённой трагедии Расина (1780) и « » по одноимённой трагедии Еврипида (1782). Также Гретри писал балеты, реквиемы, симфонии, концерты для флейты и скрипки, камерные, инструментальные и другие музыкальные произведения. Он сочинил 7 симфоний, 6 струнных квартетов (соч. 3, 1773). Среди его вокальной музыки ранние духовные произведения, около 20 романсов, а также революционные гимны и 4 революционные песни.

Оперы

См. также

  • 1765 — «Сборщица винограда» / La Vendemmiatrice
  • 1766 — «Изабель и Гертруда, или Предполагаемые Сильфы» / Isabelle et Gertrude ou Les Sylphes supposés
  • 1768 — « » — этой оперой в 1787 году был открыт домашний театр графа Шереметева в Кусково
  • 1768 — «Знаток» / Le Connaisseur
  • 1768 — « », комическая опера по повести Вольтера « Простодушный » (1767)
  • 1769 — « », комедия с ариями в одном акте на либретто на либретто Мармонтеля
  • 1769 — « », комическая опера в одном акте
  • 1769 — «Момус на земле» / Momus sur la terre
  • 1770 — «Сильван» / Sylvain , комическая опера на либретто Мармонтеля
  • 1770 — « » / Les Deux Avares , опера-буффа в 2-х актах
  • 1770 — «Опыт дружбы» («Испытание дружбы») / L’Amitié à l'épreuve — посвящена Марии-Антуанетте ; входила в репертуар ; 22 июня 1779 года в опере в роли служанки дебютировала 11-летняя Прасковья Жемчугова , будущая жена графа Николая Петровича Шереметева
  • 1771 — «Друг семьи» / L’Ami de la maison , комическая опера на либретто Мармонтеля
  • 1771 — « Земира и Азор », опера-балет в 4-х актах на сюжет сказки « Красавица и Чудовище », либретто Мармонтеля; посвящена фаворитке короля Людовика XV мадам Дюбарри
  • 1773 — «Великолепный» / Le Magnifique
  • 1773 — « Цефал и Прокрис, или Супружеская любовь » / Céphale et Procris ou L’Amour conjugal , героический балет на либретто Мармонтеля
  • 1773 — « », комедия с ариями Симона Фавара в переработке маркиза Пезе
  • 1775 — «Неверная магия» / La Fausse Magie , комическая опера на либретто Мармонтеля
  • 1776 — « » (новая редакция)
  • 1776 — «Пигмалион» / Pygmalion
  • 1777 — «Любовью за любовь» / Amour pour amour
  • 1777 — «Матроко» / Matroco
  • 1778 — « », комедия с ариями в 3-х актах
  • 1778 — «Три возраста оперы» / Les Trois Âges de l’opéra
  • 1778 — « », комедия с ариями в 3-х актах
  • 1778 — «Статуи» / Les Statues
  • 1779 — «Непредвиденные события» / Les Événements imprévus
  • 1779 — « », музыкальная комедия в 4-х актах по мотивам рыцарского романа « Окассен и Николетта »
  • 1780 — « », лирическая трагедия в 3-х актах по одноимённой трагедии Расина
  • 1781 — «Эмилия, или Прекрасная рабыня» / Émilie ou La Belle Esclave
  • 1782 — « », комическая опера в 3-х актах по роману [ уточнить ] Симона Фавара
  • 1782 — «Богатство, вводящее в затруднение» / L’Embarras des richesses
  • 1782 — « », лирическая трагедия по одноимённой трагедии Еврипида
  • 1782 — «Колонны Алсида» / Les Colonnes d’Alcide
  • 1783 — «Талия в новом театре» / Thalie au nouveau théâtre
  • 1783 — « », опера-балет в 3-х актах
  • 1784 — «Теодор и Паулина» / Théodore et Paulin
  • 1784 — « Ричард Львиное Сердце », комическая опера в 3-х актах; ария «О Ричард, мой король!» стала роялистским гимном во времена Революции; романс из оперы был использован Чайковским в « Пиковой даме ».
  • 1784 — « », опера-буффа в 2-х актах, редакция оперы «Теодор и Паулина»
  • 1785 — «Панург на острове фонарей» / Panurge dans l'île des lanternes
  • 1785 — «Эдип в Колонне» / Œdipe à Colonne
  • 1786 — «Амфитрион» / Amphitryon
  • 1786 — «Свадьба Антонио» / Le Mariage d’Antonio
  • 1786 — «Ошибки из-за сходства» / Les Méprises par ressemblance, совместно с
  • 1786 — «Граф д’Альбер» / Le Comte d’Albert
  • 1787 — «Туанетта и Луи» / Toinette et Louis , совместно с
  • 1787 — «Английский пленник» / Le Prisonnier anglais
  • 1788 — «Тайный соперник» / Le Rival Confident
  • 1789 — «Рауль Синяя Борода» / Raoul Barbe-Bleue
  • 1789 — «Аспазия» / Aspasie
  • 1790 — « », комическая опера
  • 1790 — «Роже и Оливье» / Roger et Olivier , новый вариант «Самнитских браков»
  • 1791 — « », музыкальная драма в 3-х актах
  • 1792 — «Сесиль и Эрмансэ, или Два монастыря» / Cécile et Ermancé ou Les Deux Couvents
  • 1792 — «Базиль, или Обмани того, кто хочет обмануть тебя» / Basile ou À trompeur, trompeur et demi
  • 1792 — «Серафина, или Отсутствующая и присутствующая» / Séraphine ou Absente et présente
  • 1794 — « » / Le Congrès des rois , в соавторстве с другими композиторами
  • 1794 — « Жозеф Барра » / Joseph Barra
  • 1794 — «Дени-тиран, школьный учитель в Коринфе» / Denys le tyran, maître d'école à Corinthe'
  • 1794 — «Праздник разума, или Республиканская избранница» / La Fête de la raison
  • 1794 — «Калиас, или Природа и родина» / Callias ou Nature et patrie
  • 1794 — «Диоген и Александр» / Diogène et Alexandre
  • 1797 — «Лисбет» / Lisbeth
  • 1797 — «Анакреон у Поликрата» / Anacréon chez Polycrate
  • 1797 — «Сельский цирюльник, или Возвращение» / Le Barbier du village ou le Revenant
  • 1799 — «Элиска, или Материнская любовь» / Elisca ou L’Amour maternel
  • 1801 — «Шлем и голуби» / Le Casque et les Colombes
  • 1801 — «Зельмар, или Убежище» / Zelmar ou L’Asile
  • 1803 — «Холостяк» / Le Ménage
  • 1803 — «Обеспеченные дочки» Les Filles pourvues

Мемуары и теоретические труды

  • «Мемуары, или очерки о музыке» ( Memoires, ou Essais sur la musique ), Париж, 1789 (дополнены в 1796—1797 годах) . Ромен Роллан , поместивший в своей книге «Музыканты прошлых дней» (1912) очерк о Гретри, основанный на этих мемуарах, отмечает общедоступный стиль изложения, в то же время называя его «не из самых безупречных»: «по построению книга его одна из наиболее нескладных, вопреки или благодаря, — изобилию отделов, подотделов, книг. глав и т. д. <…> Несмотря на всё, он очарователен, потому что всё у него выходит естественно и остроумно; и он так остроумен!»
  • De la vérité, ce que nous fûmes, ce que nous sommes, ce que nous devrions être , Париж, 1801. Здесь Гретри концентрируется на философских размышлениях
  • Réflexions d’un solitaire — представляют из себя смесь идей, воспоминаний и мыслей композитора .
  • Méthode simple pour apprendre à préluder en peu de temps, avec toutes les ressources de l’harmonie (Paris, 1802/R)

Память о композиторе

Памятник Гретри в Льеже, перед зданием Королевской оперы , скульптор , 1842
  • В Льеже, в доме, где родился Гретри, теперь находится .
  • Имя Гретри носит Льежская академия музыки.
  • На доме на улице Гран-рю, где Вольтер посещал Гретри, установлена памятная доска.
  • В 1944 году почта Бельгии выпустила почтовую марку с его изображением.
  • В 1980—1996 годах портрет Гретри печатался на банкнотах номиналом в 1000 бельгийских франков .
  • Также именем композитора названы улицы в Льеже, Брюсселе, Париже, Монморанси, Нанте, Мезон-Лаффите и площадь в Перпиньяне.

Дальнейшая жизнь музыки

Постановки

Произведения Гретри время от времени входят в репертуар современных оперных театров: они ставились в Лондоне, Вене и Москве, где театр « Геликон-опера » осуществил постановку оперы « » . Летом 2008 года музыка Гретри вновь прозвучала в усадьбе « Кусково » — в музее-усадьбе состоялось концертное исполнение комической оперы «Опыт дружбы» .

Записи

В 1974 году Французское радио записало оперу « Земира и Азор », в 1979 — « Ричард Львиное сердце ». В 1991 году Международный оркестр Италии под управлением Франческо Визиоли сделал запись оперы «Тиран Дени».

Гретри в России

Несмотря на то, что после падения монархии Гретри плодотворно работал при новом порядке, в Петербурге павловского времени композитор воспринимался как символ блеска и высокой театральной культуры канувшей в небытие французской монархии .

Не существует ни одной работы на русском языке, полностью посвящённой биографии и творчеству Гретри. Есть лишь диссертации, затрагивающие отдельные произведения композитора или рассматривающие его мемуары с позиции литературного жанра .

Примечания

  1. (фр.) — 1817.
  2. (фр.) — Paris: 1826. — P. 43.
  3. Charlton, David. Grétry, André-Ernest-Modeste, в кн.: The New Grove Dictionary of Music and Musicians. In the 29-volume second edition. Grove Music Online /General Editor — Stanley Sadie. Oxford University Press. 2001.
  4. Р. Роллан. Музыканты прошлых дней, ред. А. Н. Римского-Корсакова, пер. с франц. Ю. Л. Римской-Корсаковой, Л.: «Мысль», 1925
  5. Порфирьева А. Л. Гретри Андре-Эрнест-Модест / Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т.1: XVIII век. Кн.1: А-И. — Спб.: Композитор, 2000. — 416 с.
  6. Соловьёв Н. Ф. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  7. . Дата обращения: 10 февраля 2009. 13 марта 2007 года.
  8. . Дата обращения: 10 февраля 2009. 20 июня 2012 года.
  9. от 24 декабря 2015 на Wayback Machine // Научная библиотека диссертаций и авторефератов
  10. от 24 декабря 2015 на Wayback Machine // Научная библиотека диссертаций и авторефератов

Литература

  • // Большая российская энциклопедия. Том 7. — М. , 2007. — С. 683—684.
  • Роллан Р. Собрание музыкально-исторических сочинений, т. 4—Музыканты прошлых дней, пер. с франц. — М. , 1938.
  • Левашева О. Оперная эстетика Гретри. — в кн.: Классическое искусство за рубежом. — М. , 1966, с. 141—184.
  • Брянцева В. Н. Французская комическая опера XVIII века. Пути развития и становления жанра: Исследование. — М. , 1985.
  • Wichmann H. Gretry und das musikalische Theater in Frankreich. — Halle, 1929.
  • Degey M. A. M. Cretrv. — [ Brux. , 1939].
  • Marsick P. L. A. M. Cretry. — Brux. , 1944.
Издания XIX века
  • Ср. Бретон . Notice sur la vie et les ouvrages d’A.G. // Заметки о жизни и творчестве А. Г. — P. , 1814.
  • Grétry en famille. — Париж, 1815. //Гретри в семье;
  • ван Гульст Grétry. — Льеж, 1842.
  • Bobillier М. Gretry, sa vie et ses oeuvres, par M. Bronet (Marie Bobillier)…, — P. , 1884.
Книги Гретри
  • Memoires, ou Essais sur la musique, v. 1—3. — P. , 1796—97. (Мемуары, или Очерки о музыке. — Т. 1. — М. Л. , 1939).
  • «Мемуары, или очерки о музыке» Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков: сост текстов и общая вступ. статья В. П. Шестакова серия Памятники музыкально-эстетической мысли (Том 4) М.: Музыка, 1971—684 с. — Mémoires, ou Essai sur la musique (Paris, 1789, enlarged 2/1797/R)

Ссылки

  • , биография на сайте La principauté de Liège (фр.)
  • , краткая биография и информация о произведениях на ресурсе CESAR (англ.) (фр.)
  • // Gallica, Национальная библиотека Франции (фр.)
  • // «Специальное радио», 4 июля 2007.
  • , Андре Гретри. Отрывки из жизни, написанные им самим.
Источник —

Same as Гретри, Андре