Форум Аркадия
- 1 year ago
- 0
- 0
«Аркадия» , Академия аркади́йцев ( арка́дцев или аркадия́н ; итал. Accademia dell’Arcadia ) — сообщество учёных, поэтов и любителей искусства, основанное в Риме в 1690 году с целью противодействия «испорченному» литературному вкусу XVII столетия .
Научные общества, именуемые «академиями», в эпоху Возрождения получили на Апеннинском полуострове широкое распространение: к середине XVII века их насчитывалось около 200 и даже небольшие города имели свои академии . Основанию академии, получившей название «Аркадия», способствовала отрёкшаяся от шведского престола королева Христина , собравшая вокруг себя учёных-гуманитариев; первое заседание кружка, принявшего позже название академии, состоялось 24 января 1656 года . После смерти королевы Христины в 1689 году прежние члены академии образовали под председательством Джованни Крешимбени новое учёное общество, главным интересом которого была поэзия; учредителями «Аркадской академии» стали 14 литераторов . Первое заседание академии прошло 5 октября 1690 года на территории, принадлежавшей церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио .
Как писал Лудовико Антонио Муратори (1672—1750), один из идеологов Аркадии, новая академия стремилась стать лигой «почетнейших литераторов всех городов Италии, профессоров всех искусств и наук, — к благу католической религии, к славе Италии, к общественной и личной пользе» . Иными словами, «Аркадия» стремилась духовно объединить Италию, в то время разделённую на ряд не связанных между собою государств, и объединить в борьбе с «испорченным вкусом» эпохи барокко . Художественные вкусы членов академии нашли своё выражение в её названии: «аркадийство» в итальянской культуре возникло задолго до создания академии и связано было не с местностью в центре Пелопоннеса , а с поэтическим значением Аркадии — воспетой Вергилием в «Буколиках» благословенной мифической страной, где люди жили простой патриархальной жизнью, в единении с природой, были свободны и счастливы . «Аркадийские», пасторально-идиллические мотивы присутствовали в творчестве и Дж. Боккаччо и Т. Тассо .
Для членов «Аркадии» пастораль была художественным и эстетическим идеалом; в то же время она позволяла аркадийцам совмещать интеллектуальные задачи с игрой, свойственной аристократическому обществу конца XVII века: вступая в академию, её члены брали себе вымышленные имена пастухов и пастушек, которыми пользовались не только во время своих собраний, но и в обычной жизни .
Творчество аркадийцев поначалу ограничивалось литературно-критическими трактатами и лирической поэзией; вместе с тем члены сообщества не могли пройти и мимо растущей популярности оперы, которая в их представлении олицетворяла дурной барочный вкус . В начале XVIII века «Аркадия», уже имевшая филиалы в ряде городов Италии, активно привлекала в свои ряды авторов оперных либретто ; в списке членов академии, опубликованном Дж. Крешимбени в 1711 году в книге «Аркадия», уже присутствовало 23 либреттиста . В 1706 году в академию начали принимать и музыкантов; первыми аркадийцами стали Арканджело Корелли , Алессандро Скарлатти и Бернардо Пасквини . В сонете, посвященном их приёму в академию, выражалась надежда на то, что сотрудничество с «Аркадией» поможет композиторам избежать заблуждений . В эти годы академии покровительствовал известный меценат и покровитель художников, кардинал Пьетро Оттобони .
Академия находилась под управлением кустода, или президента ( custode ), избиравшегося не более как на одну олимпиаду . Первым президентом был Крешимбени . В академию допускались только поэты , как мужчины, так и женщины, и любители поэзии, заседания её проводились на открытом воздухе, 7 собраний в год . Многие римские папы и европейские государи были её членами. Луи-Наполеон , будучи первым президентом французской республики , был избран в её члены в 1850 году. Академия имела свои оригинальные уставы и издавала «Giornale arcadico» .
Впоследствии академия преследовала преимущественно научные цели, тогда как поэзия отошла на второй план. Учёные заседания проходили два раза в месяц в палаццо Альтемпс .
Наличие женщин в составе Аркадской академии являлось скорее исключением, ввиду господствовавших предрассудков о превосходстве мужского ума. Среди учёных-женщин в этой академии были переводчица Джузеппа Барбапиккола (псевдоним Mirista Acmena ; 1702 — прим. 1740), филолог и лингвист Клотильда Тамброни (1758—1817). Членом академии также были художница Мария Феличе Тибальди (1707—1770) и французская поэтесса Сюзанна Вердье (1745—1813) .