Interested Article - Доходный дом Миансаровой

Дохо́дный дом М. Н. Мианса́ровой — Гу́тмана ( Дом с изразца́ми ) — здание бывшего доходного дома, возведённое в стиле неорусского модерна в 1908— 1911 годах Сергеем Родионовым по заказу дочери предпринимателя Ивана Степановича Ананова — Елены (Глены) Миансаровой. С 2003-го комплекс находится в собственности телекоммуникационной компании « Мобильные ТелеСистемы » .

История

Башенный объём в правой части доходного дома Миансаровой, начало XX века

К концу XVII века участок на пересечении Малой Сухаревской площади и Сретенки занимал полковой артиллерийский двор, где размещались канцелярия, лазарет , амбар и хозяйственный службы части. С 1701 года на его территории действовала артиллерийская школа, где обучали инженерным наукам, грамоте и арифметике. По окончании учёбы выпускники получали офицерский чин и жалование, а также дачу за хорошую учёбу. К 1730-му заведение считалось одним из крупнейших в Москве , в его стенах обучалось свыше семисот человек. При этом уроки проходили только в четырёх просторных светлицах, располагавшихся по двум сторонам от сеней .

В 1851 году землю приобрёл купец Иван Степанович Ананов в качестве приданого дочерям. Но известно, что в 1887-м участок продолжал находиться в собственности предпринимателя. В этот период Городская дума выкупила часть территории для устройства переулка, который был назван в честь землевладельца — Анановский . Дочь Ивана Ананова Елена (в замужестве — Миансарова) приступила к строительству доходного дома только в 1908 году . Она поручила работы архитектору Сергею Родионову, который подготовил проект в стиле неорусского модерна . Фасады комплекса обильно декорировали поливными изразцами , изготовленными на Абрамцевском керамическом заводе промышленника Саввы Мамонтова и в мастерской Петра Ваулина « Кикерино ». Возведение дома началось со стороны Сухаревской площади вдоль Панкратьевского переулка . Работы были окончены только в 1911 году, хотя отдельные искусствоведы датируют комплекс 1912-м . Кроме того, доподлинно неизвестно происхождение официального названия дома .

Первый этаж новопостроенного комплекса заняли магазины и трактир , верхние — комфортабельные квартиры под съём и гостиница «Рига» . После Октябрьской революции в здании разместили коммунальные квартиры , позднее переоборудованные в отдельное жильё . В 1960-м со стороны двора комплекс дополнили одноэтажным флигелем, а через тридцать четыре года расширили пятиэтажной пристройкой с мансардой . В 1995—1996 и в 2000 годах фасады здания подновляли под руководством мастерской № 8 института «Спецпроектреставрация». В ходе работ доходный дом дополнили кованными козырьками, восстановили оригинальные двери, обновили кровлю и инженерные системы. В этот период здание перешло в ведение коммерческого банка и носило административный характер. С 2003-го бывший доходный дом числится в собственности у телекоммуникационной компании МТС , офис которой занял помещения комплекса. В июле 2018-го в здании проходило масштабное архитектурное изыскание с целью включения дома в список объектов культурного наследия . В 2021 году дом был включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве памятника архитектуры регионального значения .

Архитектура

Массивный пятиэтажный дом имеет почти прямоугольную форму и выходит своим меньшим фасадом на Малую Сухаревскую площадь. Правый угол строения по Панкратьевскому переулку акцентирован башней с шатровым завершением и флюгером . Крыша представлена двускатным и бочкообразным объёмами, которые характерны для древнерусской архитектуры . Общее оформление комплекса соответствует историческим формам, которые сочетаются с эстетикой модерна . Так, чёткое разделение фасадов за счёт декоративных светлых лопаток и зелёных межоконных прясел придаёт комплексу более современный вид. Искусствоведы отмечают высокую художественную выразительность доходного дома, обильно украшенного разноцветными изразцами. Полихромный майоликовый фриз четвёртого этажа контрастирует с зелёными, белыми и жёлтыми глазурованными кирпичами и облицовкой кокошника в верхней части фасада, создавая яркую цветовую композицию. Некоторые изразцы копируют плиточный декор ярославской Церкви Иоанна Предтечи . Цокольный этаж отделан мрамором , центральный фронтон оформлен трёхчастным изразцовым панно , разновеликие окна украшены керамическими наличниками . Благодаря такому оформлению здание часто называют «Дом с изразцами» .

Примечания

  1. . Официальный портал Мэра и Правительства Москвы (20 июля 2018). Дата обращения: 6 января 2019.
  2. , с. 486.
  3. .
  4. Мирозян Г. // Журнал «Ноев ковчег». — 2013. 14 июля 2014 года.
  5. .
  6. , с. 7—8.
  7. Мария Бахарева. . Журнал «Русская жизнь» (19 ноября 2008). Дата обращения: 6 января 2019. 6 апреля 2016 года.
  8. И. Б. Волкодаев, С. С. Богатова. . Инновационный центр развития образования и науки (10 августа 2015). Дата обращения: 6 января 2019. 15 января 2019 года.
  9. . ТАСС (2018). Дата обращения: 6 января 2019. 1 декабря 2020 года.
  10. . Ministry of Economic Development of the Russian Federation (2018). Дата обращения: 6 января 2019.
  11. . Дата обращения: 18 января 2022. 18 января 2022 года.
  12. . Информационный центр Правительства Москвы (30 июля 2015). Дата обращения: 6 января 2019.
  13. , с. 141.
  14. , с. 98—108.
  15. , с. 91.
  16. , с. 53.
  17. . Москва меняется (30 декабря 2016). Дата обращения: 6 января 2019. 8 августа 2020 года.

Литература

  • Баранова С. И., Беляев Л. И., Иофис М. А. . — Москва: АСТ, 2014. — 608 с. — ISBN 978-5-17-080060-5 .
  • Богатова С. С., Волкодаева И. Б. // Новые тенденции развития гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 7—8 .
  • Богатова С. С., Волкодаева И. Б. // Инновационное развитие лёгкой и текстильной промышленности сборник материалов Всероссийской научной студенческой конференции. — 2015. — С. 141 .
  • Вострышев М. И. . — Москва: Алгоритм, 2011. — 1064 с. — ISBN 978-5-4320-0001-9 .
  • Лобанова Т. А. Семантика русского изразцового искусства // Издание Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — С. 53 .
  • Петрова В. М. Художественная керамика на фасадах зданий Москвы и Петербурга конца XIX — начала XX веков // Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. На правах рукописи. — 1993. — С. 91 .
  • Семичевская Т. С. // Architecture and Modern Information Technologies. — 2018. — С. 98—108 .
  • Соколова Л. А. . — Москва: Центрполиграф, 2014. — ISBN 978-5-227-05115-8 .

Ссылки

  • в проекте «Прогулки по Москве»
  • по Сухаревской площади
Источник —

Same as Доходный дом Миансаровой