Interested Article - Церковь Зосимы и Савватия (Вологда)

памятник архитектуры (федеральный)

Церковь Зоси́мы и Савва́тия Солове́цких — бывшая православная церковь в Вологде , построенная в стиле барокко в 1759—1773 годах, закрытая и сильно перестроенная в советское время. Памятник архитектуры федерального значения, с 1966 года — Вологодский областной театр кукол «Теремок» .

Посвящение

Савватий , постриженик Кирилло-Белозерского монастыря , — один из первых монахов-отшельников , поселившихся в 1429 году на Большом Соловецком острове вместе с тотемским монахом Германом . Зосима — монах новгородского происхождения, после смерти Савватия (в 1435 году) присоединившийся к Герману, и основавший вместе с ним в 1436 году Соловецкий монастырь . Житие Зосимы и Савватия было написано в 1503 году в Ферапонтовом монастыре митрополитом Спиридоном по заказу новгородского архиепископа Геннадия , а в 1547 году на московском соборе установлено общецерковное почитание святых Зосимы и Савватия. В XVII веке святые обретают большую популярность на Севере, особенно усилившуюся после Соловецкого восстания 1657—1676 годов в среде старообрядцев .

Климент I апостол от семидесяти , четвёртый епископ (папа) римский (в конце I века). Широко почитался в Киевской Руси как один из первых христианских проповедников в русских землях (на территории современного Крыма), куда был сослан, и где принял мученическую смерть. Святитель Руси Кирилл перенёс часть мощей Климента из Херсонеса в Рим, что, как считается, способствовало признанию идеи просвещения славян на родном языке. Владимир Святославич , святитель Руси, в 988 или 989 году перенёс остававшиеся в Херсонесе мощи святого Климента в Киев, в Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси. Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен в херсонесской гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор. В раннем средневековье мощи святого Климента были единственной и главной отечественной святыней.

История

В Писцовой книге 1627 года упоминается

... Церковь священномученика Климента папы Римскаго да преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев — древена-клецки, а в церкви божие милосердие образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье — приходных людей, а под церковию и около церкви земли в дл. 40 с., поперег по переду 28 с., позади по берегу 20 с.: у церкви служить поп Лука да дьякон Венедикта да пономарь Ермолка .

В начале XVII века в этом месте находились дворы нескольких северных монастырей — Кирилло-Белозерского (при котором позднее появилась ), Спасо-Прилуцкого , Спасо-Печенгского , Соловецкого и Сийского .

Со второй половины XVII века были выстроены каменные палаты монастырский подворий и соляных дворов. Церковь Зосимы и Савватия первоначально принадлежала Соловецкому подворью.

Архитектура и интерьеры

Кирпичная двухэтажная церковь, состояла из одноглавого четверика с купольной кровлей, трапезной и восьмигранной колокольни. В верхнем этаже находился главный престол Зосимы и Савватия, в нижнем — Николая Чудотворца и Климента папы Римского . Построена в первой четверти XVIII века (по другим данным, в 1759—1773 годы) в духе раннего московского барокко , для которого характерны центрическая композиция, общий вертикализм объёмов, ярусное решение главы, нарядные наличники крупных окон, красно-белая гамма фасада. Сохранившиеся рамочные наличники с изогнутыми сандриками-«бровками» и плоские парные пилястры стен очень близки декору надвратной церкви Алексия Человека Божия Успенского Горнего монастыря , что может свидетельствовать о развитии в вологодской архитектуре XVIII века особой разновидности барокко . Колокольня церкви Зосимы и Савватия имела сходство с колокольнями и . Позднее к церкви была пристроена двухэтажная паперть в неорусском стиле , сильно исказившая первоначальный внешний вид храма. В начале XX века стены были выкрашены в розовый и белый цвета, кровля — в зелёный. Алтарная часть — в виде шестигранника, ориентирована на северо-восток.

В плане нижний этаж делится на две сводчатые палаты, сообщающиеся между собой широкой аркой. С севера и запада имеются поздние двухэтажные кирпичные пристройки, в которых располагаются лестницы на второй этаж. Первоначальные входы в церковь располагаются по центральной оси с западного фасада и со стороны алтаря. Во втором этаже перекрытия плоские.

Петербургский искусствовед и архитектурный критик начала XX века Г. К. Лукомский описал паперть и интерьер церкви Зосимы и Савватия, уничтоженные в советское время:

Церковь очень испорчена пристройкою паперти — двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения. В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма — между колонок среди пик овалы. Икона (1796 года) Феодосия Тотемского в одном медальоне. Иконостас церкви очень любопытный — стиля faux-gothique . В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола. Хороша здесь икона праздников, из мелких частей. Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде. При подъеме в верхнюю церковь — на лестнице — виден прелестный деревянный, резной киот. В куполе храма чудная орнаментация. В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки" .

В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов. Количество прихожан, по данным на 1892 год, составляло 204 человек. В 1873 году церковь Зосимы и Савватия была приписана к .

В XX веке церковь Зосимы и Савватия подверглась коренным перестройкам. В 1928—1929 годах храм был закрыт и переоборудован под клуб печатников и металлистов «Красный луч». Сломаны колокольня и глава. В здании располагалась . Позже церковь была реконструирована архитектором В. С. Баниге , при этом перестроена и лишена декора неорусская пристройка-паперть, сделано шатровое восьмигранное покрытие алтарной части. С 1966 года в здании располагается Вологодский театр кукол «Теремок» .

См. также

Театр кукол «Теремок»

Примечания

  1. Минеева С. В. Ранние старообрядческие чудеса преп. Зосимы и Савватия Соловецких // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . — 2001. № 3(5). — С. 55—61 .
  2. . — Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904. 26 октября 2013 года.
  3. свящ. А. Лебедев. Кирилло-Иоанно-Богословская церковь. — Вологда, 1901. — 42 с.
  4. Бочаров Г., Выголов В. . — 3-е. — М. : Искусство, 1979. — 354 с. 20 ноября 2010 года.
  5. Лукомский Г. К. Вологда в её старине . — репринт 1914 г.. — Пг. : Сириус, 1914. — 365 с.
Источник —

Same as Церковь Зосимы и Савватия (Вологда)