Interested Article - Параман

Параман

Парама́н (также параманд, параманда, парамант, плетцы от греч. παραμάντιον или παραμάνδυον ), «добавление к мантии ») — принадлежность облачения монаха малой схимы в виде спинного квадратного плата с изображением креста и надписями. Носится на теле под одеждой на четырёх шнурах, пришитых по углам таким образом, что четырёхугольник оказывается на спине, а шнуры образуют на груди крест . Параман напоминает о кресте, который взял на себя монах, пожелав следовать за Христом .

Патриарший параман больше, чем обычный, и потому называется « великим ». Он надевается только Патриархом Московским поверх подрясника и только перед богослужением . В традиции других поместных Православных церквей аналогов великого парамана нет.

Описание

Параман имеет чёрный цвет . Надписи и крест имеют белый или красный цвет. В центре парамана восьмиконечный православный крест на подножии. В основании подножия изображена Адамова голова (череп с костями). Крест сопровождается надписями на церковнославянском : IС ХС ( Иисус Христос ), Ц(а)РЬ С(ла)ВЫ, НИКА (Победитель). Слева от креста от подножия остриём вверх изображено копьё Лонгина , справа — трость с губкой. На кресте помещён терновый венец . В четырёх углах парамана равносторонние греческие кресты. По краям парамана имеется надпись: «Азъ язвы / Господа моего Iисуса Христа / на тѣлѣ / моемъ ношу», являющаяся цитатой из Послания апостола Павла к Галатам ( Гал. ) . Второй вариант надписи Трисвятое : С(вя)тый Боже / С(вя)тый Крепкий С(вя)тый / Бессмертный / Помилуй нас

Ношение парамана

При вступлении в монашество над монахом совершается последование малой схимы, в которой монах даёт обеты монашества и ему даётся новое имя. Когда наступает момент пострижения, монах трижды даёт игумену ножницы в утверждение своего твёрдого решения. Когда игумен в третий раз принимает из рук постригаемого ножницы, то он, с благодарением Богу, постригает крестообразно волосы ему во имя Пресвятой Троицы, посвящая его этим всецело на служение Богу.

После этого на принявшего малую схиму надевают параман, подрясник и пояс. Затем постригаемый покрывается мантией — длинным плащом без рукавов. На голову надевается клобук , так называется камилавка с длинным покрывалом- наметкой . В руки даются четки — шнурок с нанизанными на него шариками для подсчёта молитв и поклонов. Все эти одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах.

В заключение обряда даётся в руки новопостриженному крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого Св. Причастия.

Эволюция парамана

В древности параман состоял из двух ремней, надевавшихся поверх хитона или рубахи крестообразно на плечи в знамение поднятия на рамена крестного ига Христова. Поэтому часто параман являл собою вериги цепи с металлическими пластинами. В иных случаях параман состоял из двойных шерстяных перевязей, спускавшихся с шеи и обнимавших крестообразно плечи под мышками и затем препоясывавших нижнюю одежду. Впоследствии к этим ремням и перевязям стали прикреплять небольшой льняной плат на груди с изображением страданий Христовых, опоясываясь концами ремней или перевязей его крестообразно, наподобие дьяконского ораря. Некоторые из иноков надевали параман поверх монашеской одежды, некоторые не только сверх хитона, но и рубахи. В настоящее же время поверх одежды носят удлинённый параман или аналав только схимники .

Аналав

Аналав православных монахов-великосхимников

Длинный параман в форме надеваемого через голову передника с наплечниками получил название аналав. Аналав надевался вместе с куколем . Рисунок аналава аналогичен обычному параману, однако в нём добавлены изображения шестикрылых серафимов. Согласно принятым в Православной церкви редакциям богослужебных книг, при постриге в великую схиму аналав- нарамник (или схима , имеющая на себе его изображение) возлагается на постригаемого со словами: « Брат наш (имярек) приемлет аналав, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, восприемляй крест свой на рамех и последуяй Владыце Христу. Рцем о нем, Господи помилуй ». Содержащаяся в этих словах евангельская цитата ( Мк. ) объясняет символическое значение аналава. Аналав как элемент одеяния упоминается для описания иконографии Зосимы Палестинского . Аналав изображается как элемент одеяний Иосифа Волоцкого , Ионы Киевского и Серафима Вырицкого . Иногда облечённым в аналав изображается святой Кирилл Философ

См. также

Примечания

  1. . Мастерская церковной вышивки . Дата обращения: 27 апреля 2012. 10 августа 2016 года.
  2. . Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.
  3. . Ново-Тихвинский женский монастырь . Дата обращения: 5 мая 2011. 15 апреля 2016 года.
  4. Димитрий Ростовский . , примечание 13
  5. Дата обращения: 25 декабря 2019. 25 декабря 2019 года.
  6. . Дата обращения: 21 декабря 2019. 21 декабря 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Параман