Пустынь была основана в начале
XV века
, когда иноки
Дионисия Глушицкого
построили в этом месте Церковь Успения Пресвятыя Богородицы
. Волость вокруг обители именовалась Семигородней (Семигородской), она же и дала название пустыни — Семигородняя Успенская.
Название волости, по одной из версий, произошло от семи селений, располагавшихся на семи небольших холмах («горах»)
. и Однако в том же
XV столетии
на эти места обрушилась моровая язва, в результате чего Семигородская волость практически полностью вымерла, а обитель — запустела
.
В
XVI веке
монастырь, видимо, был возрождён, а волость фигурирует в письменных источниках. Так
12 апреля
1562 года
«Семигородово» упоминается в одной из церковных грамот
. Однако в
Смутное время
волость подверглась польско-литовскому нашествию, в результате которого монастырь и Успенская церковь снова запустели.
Возрождение пустыни произошло лишь в середине
XVII века
. Около
1632 года
старица Новодевичьего монастыря Иулиания возобновила в заброшенной Успенской церкви монашескую жизнь. По легенде, Иулиания пришла по указанию явившейся во сне Богородицы, которая обещала исцеление от тяжёлой болезни, если она пойдёт в Семигороднюю пустынь и восстановит её
. В заброшенной церкви Иулиания нашла написанную
Дионисием Глушицким
икону Успения Пресвятой Богородицы, которая впоследствии была признана чудотворной. Иулиания прожила в Семигородней пустыни до своей смерти в 1643 году.
В 1651 году пустынь была подчинена вологодскому епископу и обращена в мужской монастырь. Однако Семигородняя икона Успения Божией Матери, начиная с этих времён, привлекала в эти места многочисленных паломников и богомольцев, поскольку считалось, что она избавляет от различных тяжёлых болезней и недугов
. Поскольку число желавших увидеть икону с каждым годом росло, в 1810 году на 13 вёрст была прочищена лесом широкая дорога для проезжающих к чудотворной Семигородной иконе Богоматери, а в 1816 году из пустыни в уездный центр
Кадников
постоянно организовывались крестные ходы.
В 1831 году из Семигородней пустыни был организован крупный крестный ход в Вологду с иконой Успения Божией Матери. Проведение крестного хода было вызвано
эпидемией холеры
, бушевавшей в Вологде. После этого эпидемия сразу значительно ослабела, а вскоре и совсем прекратилась
.
В 1871 году
Вологду
вновь охватила эпидемия холеры и вновь был устроен крестный ход с иконой Успения из Семигородней пустыни. После этого у вологжан сложилась традиция подобных крестных ходов не только в случае эпидемий, но и при угрозе их появления и в годовщины избавления от холеры в 1831 году. Последний крестный ход с иконой состоялся в 1911 году
.
1 августа 1896 года в 4 км от пустыни была проложена железная дорога и основана станция
Семигородняя
, которая впоследствии стала лесопромышленным посёлком
.
После установления советской власти в 1918 году Успенскую Семигороднюю пустынь упразднили, организовав на её месте северную трудовую артель-коммуну «Возрождение», в основном состоявшую из монахов, по-прежнему проводивших богослужения. Таким образом, пустынь, как и многие другие монастыри, продолжала полулегальное существование со всеми монастырскими традициями и атрибутами
.
5 января 1919 года все монастырские здания и документация Семигородней пустыни, а также процентные бумаги и росписи вологодского банка на сумму 14.714 рублей были отобраны Пустораменским волостным исполнительным комитетом. Монахам было оставлено 6 келий в двух полукаменных корпусах. Все земли были национализированы, за исключением части земель внутри монастыря
.
К 1922 году в обители были изъяты все золотые и серебряные ценности в помощь голодающим Поволжья. 27 января 1926 года был закрыт храм Успения Божией Матери, а
9 февраля
1926 года
решением Кадниковского уездного исполкома монастырь был закрыт
. На сегодняшний момент постройки Семигородней Успенской пустыни находятся в руинах.
Настоятели
Иулиания
(1643). Возобновила службу в заброшенной деревянной церкви Успения и основала при ней женскую обитель. Жила в возрождённой ею пустыни до своей смерти в 1643 году.
Мариамна
(1643—1651). Обновила иконами старую церковь и построила новую. Приобрела много церковных книг, колоколов, одежды и прочей церковной утвари. Как следует из грамоты царя
Алексея Михайловича
от 18 марта 1948 года, при ней Семигородняя икона Божией матери объявляется чудотворной. В 1651 году по доносу попадает в немилость царя, после чего была сослана в
Успенский Горний монастырь
. Сестры разбрелись по миру, а монастырь, подчинившись вологодскому епископу, был обращён в мужской
.
Арсений
(1652—1658)
Митрофан
(1658)
Дионисий
(1659—1664)
Герасим
(1664—1668)
Кирилл
(1668—1671)
Дионисий II
(1671—1681)
Иоасаф
(1681—1685)
Макарий I
(1685—1б9О)
Сергий
(1690—1692)
Филарет
(1692—1695)
Сильвестр
(1695—1714)
Варлаам I
(1714—1717)
Павел I
(1717—1718)
Арсений II
(1719—1726)
Дионисий III
(1727—1730)
Павел II
(1731—1740)
Рафаил
(1741—1743)
Макарий II
(1744—1745)
Исайя
(1745—1746)
Варлаам II
(1747—1752)
Феофилакт I
(1752—1755). Распорядился воздвигнуть первую каменную церковь, которая была построена в 1755 году.
Иаков
(1755—1756)
Ефрем
(1756-1757)
Феофилакт II
(1757-1764)
Моисей
(1764—1767)
Варлаам III
(1770—1772)
Алексий
(1775—1777)
Арсений III
(1777—1781)
Товия
(1782—1785)
Антоний
(1785—1791)
Израиль
(1791—1794)
Иерофей
(1795—1802)
Варфоломей
(1803—1809). Ввёл устав монашеского общежития. При нём построена каменная ограда с
кельями
.
Геннадий
(1809—1827). Добился от вологодского епископа в 1816 году учреждения крестного хода с чудотворною иконою Успения Божией Матери из пустыни к Николаевской Пустораменской церкви (ежегодно 1 июля) и в город
Кадников
(ежегодно 16 августа) для спасения от невзгод. Распорядился устроить новую колокольню и построить настоятельские кельи на южной стороне монастыря и над святыми воротами
.
Мельхиседек
(1827—1831)
Макарий III
Андронов (1831—1836). При нём были перекрашены храмы, сделан новый иконостас, многие иконы украшены серебряными ризами, пол выстлан чугунными плитами и улучшена ризница.
Пафнутий
Куликовский (1836—1837)
Иринарх
Добротин (1837—1839)
Сафония
Якубов (1840)
Вениамин I
(1841—1842)
Вениамин II
(1842—1843)
Виктор
(1843—1846)
Нектарий
Глушицкий (1846—1868). Восстановил монастырь после опустошительного пожара 1846 года. Запретил в монастыре употреблять крепкие напитки, учредил в каждый воскресный день после литургии отправлять молебен с
акафистом
Успению Божией Матери, а с 1856 года ввёл постоянные чтения
псалтыря
с поминовением братии и благотворителей Семигородней пустыни. Праправнучка Нектария
была замужем за известным реставратором
Иваном Федышиным
. От них родился сын, также известный реставратор —
Николай Федышин
.
Александр I
Попов (1870—1886)
Серафим
(1886—1887)
Александр II
Левитский (1887—1892)
Антонин
Яблонский (1892—1915). При нём был увеличен монастырский неприкосновенный монастырский капитал на 7 тыс. рублей, построены полукаменный двухэтажный корпус, телячий двор, два новых погреба, баня, водогрейка, кирпичный завод, а также все мосты по дороге к
Кадникову
, в связи с чем монастырь стал доступен для проезда к нему в любое время года
. Выступил резко против строительства железнодорожного пути через территорию монастырских угодий. В результате, был утверждён другой вариант прокладки железной дороги, в 2 км от монастыря, который был реализован в 1896 году. Если бы не позиция настоятеля Антонина, то такие населённые пункты как
Семигородняя
и
Харовск
, не появились бы на карте
Вологодской области
.
Семион
(1915—9 февраля 1926). Приложил значительные усилия для поддержания экономического положения монастыря в годы
Первой мировой войны
и после
Октябрьской революции 1917 года
. Руководил обителью вплоть до её упразднения.
Реликвии
Семигородняя икона Успения Божией матери
(чудотворная), написанная
Дионисием Глушицким
. По сторонам иконы изображены архангелы Михаил и Гавриил. Вокруг, на особенной деке вверху - Пресвятая Троица, и несколько пониже - Божия Матерь в славе; с левой стороны - святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст; с правой - Петр, Алексий и Иона; внизу - Зачатие, Рождество, Введение во храм и Покров Пресвятыя Богородицы. После избавления Вологды от холеры в 1831 году, вологжане украсили икону серебряно-позолоченной ризой, а ризы на Спасителе и Божией Матери были вынизаны сплошным крупным жемчугом, между которым сияет несколько мелких бриллиантов и других драгоценных камней
.
Семигородняя икона Святого Иоанна Предтечи
, также написанная
Дионисием Глушицким
. В левой руке Предтеча держит свиток, надпись на котором не сохранилась (обычно это слова из его проповеди «Покайтеся, приближибося...»), а правая его рука в жесте моления обращена к небу, символически изображенному в виде голубой сферы с благословляющей рукой Божией. За спиной Иоанн изображено полузасохшее дерево, символизирующее грешный род человеческий, с топором у его корня (предрекая
Судный день
предупреждал: «И секира бо уже при корени древа»). В качестве указания на его жертвенную миссию изображены возносящиеся ввысь горки и усекновенная глава Иоанна на блюде Саломеи
.
Примечания
↑
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010.
10 мая 2007 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010.
20 февраля 2009 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010.
7 декабря 2016 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2010. Архивировано из
15 января 2010 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010.
10 декабря 2008 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 5 сентября 2010.
2 сентября 2010 года.
↑
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010. Архивировано из
19 июля 2009 года.
(неопр.)
Дата обращения: 5 сентября 2010.
24 мая 2011 года.
Литература
Савваитов П. И.
Описание Семигородной Успенской пустыни и упраздненного Катромского Николаевского монастыря. — Вологда, 1881.
Степановский И. К.
/ Сост. И. К. Степановский. — Вологда, 1890.
Лебедев В.
Семигородная Успенская пустынь и приписной к ней Николаевский Катромский монастырь. — Вологда, 1901.
Сойкин П. П.
//
: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. —
СПб.
: Воскресение, 1994. — С. 87-88. — 712 с. —
20 000 экз.
—
ISBN 5-88335-001-1
.
Мясникова Л. Н.
// Вологда: Краведческий альманах. Выпуск 3. — Вологда: Легия, 2000.
Смирнов К. Н.
. — Вологда, 2003. — 37 с.
Рыбаков А. А.
// Харовск: Краеведческий альманах. — Вологда: Русь, 2004. — С. 270—277.
Шамина И. Н.
// Вестник церковной истории. — 2017. —
№ 1—2 (45-46)
. —
С. 99—111
.