Отцы Церкви
- 1 year ago
- 0
- 0
Гео́ргиевские це́ркви на На́волоке — в прошлом комплекс православных храмов (тёплая церковь второй половины XVII века и холодная церковь начала XVIII века с колокольней) в Вологде , в историческом районе Заречье ( , 1). Холодная церковь и колокольня уничтожены, остатки тёплой церкви — памятник архитектуры (категория охраны не установлена) .
Георгий Победоносец — христианский святой , великомученик , пострадавший во время правления императора Диоклетиана . Один из самых популярных святых на Руси с древних времен, почитался также под именем Юрия или Егория . В православии считается покровителем земледелия и скотоводства. 23 апреля ( 6 мая по новому стилю) и 26 ноября ( 9 декабря ) известны соответственно как весенний и осенний Юрьев день . Небесный покровитель Москвы (как патрон её основателя Юрия Долгорукого ), изображён на гербе города и с XVI века — на гербе России .
( на́волока ) — в геологии, низменное место у берега, куда при разливах реки наносится много ила . Наволок — распространённый в России, особенно на Русском Севере , топоним и ойконим .
В Вологде Наволок — значительная часть прилежащей к левому берегу реки Вологды территории Заречья . Несколько ниже по течению реки, за Октябрьским мостом , находится церковь Димитрия Прилуцкого на Наволоке .
Холодный храм был построен во второй половине XVII века . В клировых ведомостях точного указания на год возведения не содержалось. В 1844 году по причине малого количества прихожан церковь была превращена в домовую при Скулябинской богадельне , а все документы были переданы в Сретенскую церковь . Постройка тёплой церкви относится к началу XVIII века .
Комплекс Георгиевских церквей в прошлом — один из наиболее удачных и живописных архитектурных ансамблей города, выгодно расположенный у изгиба реки Вологды .
Храм представлял собою четверик (основной кубический объём), окружённый галереей (при позднейших перестройках была почти полностью заложена). Стены были декорированы лопатками, которые членили фасады на четыре прясла , а вверху переходили в полукружия закомар . В XIX веке кровля была четырёхскатная .
Колокольня , примыкавшая к холодному храму, состояла из четверика, на который было поставлено два яруса глухих восьмериков , верхний из них был украшен шестиугольными и овальными окошечками. Следующий четвёртый ярус, также восьмиугольный, был открытым. Колокольня была покрыта куполом с люкарнами , на котором воздвигнут затейливой формы фонарь. Судя по барочному решению верхних ярусов и купола, они являются результатом позднейших перестроек колокольни, нижние этажи которой, вероятно, современны холодному храму. На колокольне имелись часы с боем (к началу XX века разобраны) .
Фрески, напоминавшие фрески Софийского собора и покрывавшие сплошным ковром стены храма, были уничтожены в 1882—1887 году (родственником Н. И. Скулябина ) . На четырёх столпах были изображены угодники во весь рост.
В храме имелся богатый иконостас , многие иконы которого были поновлены и переписаны в конце XIX века. Из икон холодной церкви искусствовед Г. К. Лукомский отмечал: «икону Иоанна Предтечи, находящуюся справа от Царских врат, образ Смоленской Божией Матери. Далее в правом киоте правого столба — чудные иконы (из Белоозерского монастыря) Зосимы и Савватия» .
Тёплый храм состоял из широкого и короткого основного помещения, к которому примыкала длинная трапезная (план, напоминающий тёплую Владимирскую церковь ). Фасады основной части были украшены барочными арочками, пилястрами и наличниками. Крыша в виде купола барочного профиля завершалась глухим фонарём, напоминающим миниатюрный пятиглавый храмик.
Снаружи на фасаде церкви была живопись ( фреска ), изображающая святого Георгия, уничтоженная купцом .
Из тёплой церкви Георгия Победоносца происходит икона Софии Премудрости Божией , по словам Г. К. Лукомского, «прекрасной композиции, великолепных красок и несомненно писем XVI столетие; древняя икона Похвалы Пресвятой Богородицы интересная по композиции и деталировке растений; икона Всех Святых с чудесною красною краскою». Г. К. Лукомский также отметил «ампирные киоты приятных форм. Иконостас хорошего барочного выполнения, невелик, но очень красив, в нём чудесная икона Рождества Христова, отличная по тону, с изображением скал. В киоте у иконостаса прекрасная икона Георгия Великомученика (к сожалению, в новой ризе); новая риза и на иконе Смоленской Божьей Матери. Далее не плохи иконы: Преображения Господня, Входа в Иерусалим, Воскресения Господня», а также «уютную» входную дверь и «обработку распалубок красивою, орнаментального рисунка, лепкою» .