Interested Article - Первая всесоюзная выставка фотоискусства

Пе́рвая всесою́зная вы́ставка фотоиску́сства — выставка произведений советского фотоискусства, проходившая в Москве с ноября 1937 по январь 1938 года, Ленинграде и Киеве в соответствии с решением Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР .

Организация

Первая всесоюзная выставка фотоискусства открылась 10 ноября 1937 года в главном здании Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина . Она была приурочена к празднованию 20-летия Октябрьской революции и первой годовщине принятия сталинской конституции . Выставка рассказывала о счастливой жизни в СССР , небывалых успехах и достижениях страны на всех участках социалистического строительства .

Организацией выставки занимался Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР . Для привлечения экспонатов на выставку были созданы комитеты содействия в 26 городах СССР (в Алма-Ате, Баку, Воронеже, Минске и др.) . В результате на выставке были представлены образцы фотоискусства почти всех советских республик . Как правило, на выставку принимались работы, выполненные не ранее 1932 года , однако было и несколько стендов с восстановленными снимками первых дней революции и гражданской войны . Каждый автор мог представить не более 30 работ .

В состав президиума выставочного комитета входили: Я. Э. Чужин (председатель), Н. П. Герасимов, П. А. Бляхин , С. В. Евгенов, И. Я. Свистунов, Г. М. Болтянский . Членами выставочного комитета являлись М. В. Альперт , С. И. Лоскутов , М. М. Калашников , П. В. Клепиков, М. С. Наппельбаум , А. М. Родченко , С. О. Фридлянд , А. В. Хлебников, А. П. Штеренберг, О. М. Бескин Искусство »), Б. Ф. Малкин (« Изогиз »), Б. М. Майберг («Союзфото»), Г. Ф. Волчек (« Известия »). Директором выставки был назначен И. Я. Свистунов .

Описание

Колонны фасада Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина были оформлены увеличенными фотоснимками и украшены красными знамёнами . Между колоннами наверху помещались гербы союзных республик, под каждым гербом — сверхувеличение фотомонтажа картины, характеризующей в наиболее ярких художественных образах союзную республику. Над главным входом в музей были размещены портреты И. В. Сталина и других руководителей страны. По бокам большой мраморной лестницы, ведущей из вестибюля музея на выставку, располагались 18 фотоплакатов с изображением участников юбилейной демонстрации 7 ноября 1937 года в Москве и Ленинграде, других массовых демонстраций и празднеств . В Белом зале, зале с колоннадой и залах Древней Греции демонстрировались 1586 работ 319 авторов. Всего на конкурс было прислано 6000 фотографий со всей страны .

Экспозиция состояла из 7 разделов: «Из фотоматериалов к истории Великой Октябрьской социалистической революции», «СССР в произведениях фотоискусства», «К выборам в Верховный Совет СССР», «Портретная фотография. Фото в театре», «Фото в науке и технике (Прикладная фотография). Цветная фотография», «Работы фотолюбителей. Работы юных фотолюбителей», «Фотопромышленность и изобретательство». Самое большое количество работ (870) экспонировалось во втором разделе экспозиции «СССР в произведениях фотоискусства» .

На выставке были представлены портреты и фотографии В. И. Ленина , И. В. Сталина, С. М. Кирова , Н. И. Ежова , К. Е. Ворошилова и других руководителей партии и правительства, малоизвестные портреты героев гражданской войны М. В. Фрунзе , В. И. Чапаева , Н. А. Щорса , фотографии ударников производства и стахановцев, передовых колхозников, парада физкультурников на Красной площади и других важнейших событий в жизни страны . В специальном зале были представлены фотографии, посвящённые сталинской конституции и подготовке к выборам в Верховный Совет СССР .

Работы каждого участника размещались на отдельном стенде (за исключением разделов «Из фотоматериалов к истории Великой Октябрьской социалистической революции» и «К выборам в Верховный Совет СССР»), чем подчёркивалась важность авторства . После завершения работы выставки в Москве 18 января 1938 года, она была показана в Ленинграде, затем в Киеве. Всего её посетило более 35 000 человек .

Награды выставки

Победителям выставки были присуждены дипломы первой, второй и третьей степени, а также денежные премии. Дипломами первой степени были награждены :

  • Я. В. Штейнберг — «за особо ценные работы из истории Великой Октябрьской социалистической революции»;
  • М. М. Калашников , Ф. И. Кислов, Н. Петров — «за лучшие, большой художественной ценности фотографические снимки и портреты товарища И. В. Сталина и руководителей партии и правительства»;
  • М. В. Альперт , Д. Г. Дебабов , В. Мусинов, Г. Г. Петрусов , А. В. Скурихин, Я. Н. Халип , Э. Хайкин, И. М. Шагин , А. С. Шайхет , С. Г. Шиманский — «за многообразное и яркое отображение побед социализма в представленных фотографических работах, за идеологическую насыщенность их при большой художественной ценности, за большое мастерство фотографической техники»;
  • А. П. Штеренберг — «за высокохудожественные качества представленных фотографических работ, за большое мастерство портретной фотографии, за исключительные достижения в освоении техники негативного и позитивного процессов»;
  • А. М. Родченко — «за высокие художественные качества представленных фотографических работ, за яркий показ многонационального физкультурного праздника»;
  • М. С. Наппельбаум — «за создание художественных портретов руководителей партии и правительства, высокую технику портретной фотографии»;
  • А. В. Хлебников — «за высокие достижения в области прикладной фотографии»;
  • А. Кублицкий, В. Горбачев -— «за работы по прикладной фотографии»;
  • заводы ФЭД и ГОМЗ — «за высокие достижения в освоении фотографической аппаратуры и оптики».

Специальные дипломы были присуждены и победителям, участвовавшим в экспонировании в разделе «Работы фотолюбителей» .

Критика

Выставка явилась заметным событием в культурной жизни страны и по свидетельству советской прессы того времени пользовалась успехом у зрителей . Отмечалось, что «народ — вот главная тема всех фотографий» , подчёркивался «огромный диапазон тем, охватывающих буквально все стороны жизни страны социализма» . В статье С. Евгенова в журнале « Советское фото », посвященной выставке, положительно оценивались и работы «перестроившихся» авангардистов и пикториалистов. «Некоторые из них продемонстрировали отказ от чуждых советскому искусству формалистических вывихов (например, А. Родченко, Б. Игнатович), стремление освоить новую для них тематику («Канал Волга — Москва» на стендах Н. Андреева и Ю. Еремина .

Экспоненты также подчёркивали значимость события и отзывались о выставке в восторженных тонах:

Я счастлив, что нам удалось создать такую грандиозную выставку. (...) Я счастлив, что удалось с совершенной ясностью доказать, что фото есть искусство.

Всесоюзная фотовыставка поражает не только разнообразием тематики и мастерством выполнения работ, но — что особенно отрадно — выступлениями новых, выросших за последние годы фотоработников (...).

Абрам Штеренберг

В современных исследованиях отмечают, что выставка «была свидетельством того, что соцреализм в фотографии победил окончательно и бесповоротно. Из 1586 фоторабот, экспонировавшихся на выставке, только 196 не имели отношения к политическому фоторепортажу» . Сам факт открытия выставки в залах московского Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина был уже невиданной новостью, поднимал престиж фотографии. Был смягчён тон пренебрежения в отношении к фотоискусству. О фотографии высказывались как о правомерном виде художественного творчества .

В ноябре—декабре 2017 года Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственная публичная историческая библиотека России представили виртуальный проект, посвященный Первой всесоюзной выставке фотоискусства. Основой виртуальной выставки стали 33 фотографии, авторы которых в 1938 году были награждены дипломами первой и второй степени .

Примечания

  1. . vvfoto.shpl.ru . Дата обращения: 7 декабря 2020. 30 января 2020 года.
  2. Болтянский Г. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 1 . — С. 7—8 . 13 июля 2020 года.
  3. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 5—6 . — С. 6 .
  4. // Советское фото : журнал. — 1937. — Май—июнь ( № 5—6 ). — С. 8 . 7 декабря 2019 года.
  5. Евгенов С. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 12 . — С. 8—12 .
  6. . photohistory.ru . Дата обращения: 7 декабря 2020. 25 ноября 2020 года.
  7. Дроздова-Пичурина Н. Н. Репрезентация художественных парадигм советского фотоискусства: на материале фотовыставок 1920 — 1930-х годов. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. искусствоведения. — СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. — С. 171—172. — 286 с.
  8. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 5—6 . — С. 7 .
  9. Ревич В. // Советское искусство : газета. — 1937. — 1 декабря ( № 55 (401) ). — С. 6 .
  10. Орлова Г. // Советская власть и медиа. Сборник статей / под ред. Х. Гюнтера и С. Хэнсген. — СПб. : Академический проект, 2005. — С. 188—203. — 621 с. — ISBN 5-7331-0335-3 .
  11. Диковский С. // Правда : газета. — 1937. — 22 ноября ( № 321 (7287) ). — С. 6 . 19 февраля 2020 года.
  12. // Советское фото : журнал. — 1938. — № 5—6 . — С. 12—13 .
  13. Волков-Ланнит В. Ф. . — М. : Искусство, 1974. — 303 с. 7 марта 2020 года.
  14. Габриэль. // Литературная газета : газета. — 1937. — 15 ноября ( № 62 (698) ). — С. 6 .
  15. Родченко А. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 12 . — С. 13 .
  16. Штеренберг А. // Советское фото : журнал. — 1937. — № 12 . — С. 12 .
  17. Вальран В. Н. . — СПб. : Лимбусс Пресс : Издательство К. Тублина, 2016. — 283 с. — ISBN 978-5-8370-0793-4 . 19 октября 2018 года.
  18. Морозов С. А. . — М. : Планета, 1989. — 413 с. — ISBN 5-85250-029-1 .
  19. . pushkinmuseum.art . Дата обращения: 6 декабря 2020.

Литература

  • Первая всесоюзная выставка фотоискусства. Каталог / под ред. П. Полуянова. — М. Л. : Искусство, 1938. — 87 с.

Ссылки

  • . bidspirit.com .
Источник —

Same as Первая всесоюзная выставка фотоискусства