Океан
- 1 year ago
- 0
- 0
«Северный Ледовитый океан» — картина Каспара Давида Фридриха , представителя немецкого романтизма , написанная в 1823—1824 годах. Также известна под названием «Крушение надежды» . В настоящее время хранится в Гамбургском кунстхалле .
На пейзаже изображена сцена кораблекрушения среди глыб арктического льда, нагромождённых в форме дольмена или монолитной гробницы с устремлёнными в небо острыми краями. Справа видна корма погибшего корабля, надпись на которой « HMS Griper » подтверждает, что это один из участников экспедиций Вильяма Эдварда Парри 1819—1820 и 1824 годов.
Фридрих написал две картины на данную тему, более ранняя из которых в настоящее время утрачена. Она была выставлена в Дрезденской академии изобразительных искусств в 1822 году под названием « Кораблекрушение у берегов Гренландии в лунном свете. Фантазия автора » . «Северный Ледовитый океан» был представлен публике в Пражской академии изобразительных искусств в 1824 году под названием « Идеализированная картина арктического моря с кораблекрушением в нагромождённых массах льда » . В описи имущества Фридриха она фигурировала как « Ледяная картина. Катастрофа экспедиции к Северному полюсу » .
Коллекционер Иоганн Готтлоб фон Квандт сделал заказ на две картины, которые должны были символизировать южную и северную природу. Первый из них, под названием « Южная природа в её обильном и величественном великолепии » , достался живописцу Иоганну Мартину фон Родену, второй — « Северная природа во всей её ужасающей красоте » — Каспару Давиду Фридриху. В письме 1821 года Василий Жуковский свидетельствует, что Фридрих «сам не знает что будет писать; он ждёт момента вдохновения, которое (по его собственным словам) иногда приходит во сне» .
Фридриху наверняка были известны отчёты экспедиций Уильяма Парри в поисках Северо-Западного прохода 1819—1820 годов, регулярно публиковавшиеся в то время. Зимой 1820—1821 годов художник выполнил ряд эскизов плавучего льда на Эльбе неподалёку от Дрездена , которые, вероятно, были использованы при написании картины.
«Северный Ледовитый океан» произвёл неизгладимое впечатление на французского скульптора Давида д’Анже во время его посещения Дрездена в 1834 году. Он отозвался о работе следующим образом: « Дух Фридриха мрачен. Он безупречно чувствует, как передать в пейзаже великую борьбу природы » . В целом, однако, композиция картины была оценена как слишком радикальная, и она оставалась непроданной вплоть до смерти Фридриха в 1840 году .
В XX веке работа оказала значительное влияние на арктические пейзажи канадского живописца Лорена Харриса и картину «Мёртвое море» английского художника Пола Нэша . Американский критик Рассел Поттер назвал картину образцовым примером «арктического возвышенного», повлиявшим в конце XIX века на творчество Фредерика Эдвина Чёрча и Уильяма Брэдфорда . Американский архитектор Том Мейн считает картину «Северный Ледовитый океан» важнейшим образцом отражения динамических отношений между архитектурой, пейзажем и природой . Картина появляется на обложках альбомов « The Mekons: Honky Tonkin » (1987) британской группы « The Mekons » и « Return to the Sea » (2006) канадской инди-рок-группы «Islands» .