Австралорп
- 1 year ago
- 0
- 0
«На паруснике» ( нем. Auf dem Segler ) — картина, относящаяся к романтическому направлению в живописи, написанная немецким художником Каспаром Давидом Фридрихом в период с 1818 по 1820 год . Произведение представляет собой изображение влюбленной пары, сидящих на носу небольшого парусного корабля , вероятнее всего прогулочной яхты . На дальнем плане вдоль линии горизонта видны очертания шпилей зданий города.
Картина была написана Фридрихом сразу после возвращения из свадебного путешествия в 1818 году на остров Рюген . Она является уникальным для художника случаем отображения в его живописи конкретного жизненного события; как отмечает заведующий сектором живописи XIX–XX веков и скульптуры Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа «В фигурах, сидящих на носу лодки, принято видеть своеобразный романтизированный портрет Фридриха с женой». Также Асварищ отмечает что картина была исполнена не только по зарисовкам путешествия 1818 года, но и с использованием рисунков сделанных в более ранние годы. Так, например, впервые идея композиции проявилась в зарисовке из путевого альбома путешествия 1806 года в Грейфсвальд (сам альбом находится в Национальной галерее в Осло ) .
Перед картиной «На паруснике» каждый невольно делается участником изображённой сцены: палуба срезана рамой так, чтобы зритель чувствовал себя плывущим на одном корабле с героями. Эффект присутствия усиливается лёгким креном мачты, который создаёт живое впечатление морской качки .
На символическом языке художника корабль мог означать, в зависимости от контекста, жизнь или смерть. В этой картине, с парусами, которые раздувает ветер, он выступает как символ жизни: изображение ярко освещенного города на дальнем плане призвано напомнить нам о загробной жизни, которая ожидает персонажей картины в будущем. Согласно другой версии, эти очертания города символизируют радость возвращения в родные места.
Видимо, Фридрих специально уменьшил размеры фигур, чтобы подчеркнуть их ничтожность на фоне кажущейся огромной мачты, устремленной в небо и не имеющей завершения. Эта мачта — символ бесконечной веры человека в Бога. Наполненные ветром паруса убеждают зрителя, что корабль плывет с большой скоростью, а это, в свою очередь наводит на мысль о скоротечности жизни. Фигуры персонажей развернуты влево, в то время как такелаж корабля — вправо: у зрителя создается впечатление, что он тоже находится на корабле и даже ощущает движение по волнам. Это ритмичное покачивание подчеркивается приподнятым над линией горизонта носом корабля, а также направлением взгляда сидящих на нем людей.
Картина была приобретена великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I ) в 1820 году при посещении мастерской Фридриха в Дрездене ; по прибытии в Россию она была помещена в Коттедж в Александрии (Петергоф) . Во время Великой Отечественной войны была эвакуирована, а по окончании войны оказалась в Центральном хранилище музейных фондов города Павловска , откуда в 1945 году была передана в Государственный Эрмитаж ; с конца 2014 года выставляется в здании Главного Штаба в зале Фридриха (зал №352) .