Interested Article - Сулаж, Пьер

Пьер Сула́ж ( фр. Pierre Soulages ; 24 декабря 1919, Родез — 25 октября 2022, Ним ) — французский художник-абстракционист , один из ведущих представителей ташизма , знаменитый своими картинами, выполненными чёрным цветом.

Биография и творчество

Пьер Сулаж. 1967

Пьер Сулаж родился 24 декабря 1919 года в городе Родез ( префектура департамента Аверон). В раннем возрасте у него умер отец и его воспитанием занималась мать, которая была владелицей магазина для рыбалки и охоты. В детстве проявил художественные способности. Поступил в Школу изящных искусств в Париже перед Второй мировой войной , но разочаровавшись в методах преподавания скоро покинул её, вернувшись в Родез. В 1941 году был зачислен на курсы Художественной школы в Монпелье, но в связи с необходимостью зарабатывать на жизнь в условиях оккупации вынужден был прекратить обучение. Работал разнорабочим, управляющим сельскохозяйственных предприятий .

В 1946 году приехал в Париж, где посвятил себя нефигуративной живописи, экспериментируя с различными материалами. Известность пришла к нему после первой выставки в Салоне Независимых (1947). Его творчество произвело впечатление на таких признанных художников как Франсис Пикабиа и Фернан Леже . Большое влияние на его художественную эволюцию оказали работы французского абстракциониста Ханса Хартунга . Вместе с ним, а также с Жераром Шнайдером, Сулажа относили к группе свободной абстракции. В 1960-е годы был близок к представителям нового романа , в частности, к Алену Роб-Грией . С 1987 по 1994 год по государственному заказу Сулаж работал над витражами церкви аббатства Сент-Фуа в Конке (Аверон) .

Сквозная тема его работ — чёрный цвет, а самого мастера даже прозвали «волшебником чёрного цвета» . Свою оригинальную манеру он выработал в 1950-х годах, когда стал работать с чёрной краской, нанесённой на холст штукатурной лопаткой, на которой прочерчивал контур рисунка с помощью ножа или щётки, чтобы придать изображению форму и текстуру. На его картинах обычно господствует чёрный цвет, также на полотне могут быть представлены один или несколько менее выделяющихся цветов. С середины 1970-х годов начинает применять, по авторскому определению, «сверхчёрный» ( outrenoir ) цвет, что даёт зрителю представление о «запредельно чёрном» .

Когда смотрят на мои работы, видят свет, который излучают оттенки чёрного. Этот свет исходит из полотна, но только, когда на него смотрят, то есть вступают в некие отношения с произведением искусства. И впечатление, которое возникает, шире картины, пространство которой ограничено рамой, вас словно бы втягивает внутрь, и вы, таким образом, сами становитесь частью полотна .

В этот период в большинстве его работ использована только чёрная краска, которую он наносил при помощи щётки и шпателя. По оценке французского историка Мишеля Пастуро : «Это не монохромия, а виртуозная монопигментарная техника, с помощью игры отражений создающая бесконечное множество световых образов, возникающих между зрителем и картиной. Это уникальное явление в истории живописи, великолепное и неповторимое, которое не имеет ничего общего с гнетущими Black Squares американского минималиста Эда Рейнхардта (1913—1967), всегда одинаковыми чёрными квадратами без рельефной структуры, не выполняющих никакой художественной задачи» . Он также выполнял свои работы не только на холсте, но и на других материалах (бумага, стекло, медь, бронза) .

Сулаж говорил, что его картины — «это поэтические объекты, способные принять то, что каждый человек готов вложить в соответствии с предложенным ему ансамблем форм и цветов». На утверждение Роберта Мазервелла о том, что абстракционизм лучше всего понимают американцы, художник ответил: «Искусство должно быть понято, любимо и разделяемо всеми, в любой точке мира... Я считаю, что в искусстве в основном есть только личные впечатления, которые выходят за рамки отдельного человека и даже его культуры» .

Более 70 лет он рисовал преимущественно в чёрном цвете, поэтому его часто называют «чёрным художником». С 1979 года он работает исключительно в чёрном цвете, создав серию работ, которые, по его собственному определению, находятся «за пределами чёрного». Созданные в 1965—1966 годах по его проекту витражи для музея Зурмондта-Людвига в Аахене и «живой свет, заключённый в самом стекле» — 104 витража в аббатстве Сент-Фуа-де-Конк ( Конк , Аверон , Франция) — получили название «иконы ночи» . Сулаж скончался в университетской больнице Нима  26 октября 2022 года в возрасте 102 лет . Церемония прощания с художником проходила в Лувре, в , в присутствии членов правительства и семьи художника .

Признание

В 1979 году Сулаж был избран почётным членом Американской академии искусства и литературы. В 2001 году стал первым из художников, у которого состоялась первая прижизненная выставка картин сначала в Эрмитаже , а затем и в Третьяковской галерее . Итогом премьерных российских выставок «Чёрный свет» ( Lumiere du noir ) стало опубликование в том же году каталога «Сулаж. Светоносность чёрного. Soulages. Lumiere du noir» . В конце 2009 года прошла выставка его картин в парижском Центре Помпиду , которую посетило полмиллиона зрителей. В 2014 году на его родине в Родезе, был открыт музей посвящённый его творчеству. Мастер присутствовал на его открытии и преподнёс в дар около 500 своих работ . В ознаменование столетнего юбилея художника, прошедшего в 2019 году, в Лувре провели его персональную выставку. После Пабло Пикассо и Марка Шагала , он стал третьим живым художником, удостоенным такой чести . В ноябре 2021 года одна из его картин 1961 года была продана за 20,2 миллиона долларов на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке .

Документальные фильмы

  • 2015 — Искусство контражура / L’art du contre-jour (реж. Оливье Пекмезьян / Olivier Pekmezian)

Примечания

  1. (фр.) — Paris: 1953. — ISSN ;
  2. (англ.)
  3. . RFI (26 октября 2022). Дата обращения: 27 октября 2022. 26 октября 2022 года.
  4. , с. 126.
  5. . ru.france.fr . Дата обращения: 28 октября 2022. 28 октября 2022 года.
  6. . Радио Свобода . Дата обращения: 28 октября 2022. 28 октября 2022 года.
  7. , с. 131—132.
  8. Елена Караева. . euronews (24 декабря 2019). Дата обращения: 16 ноября 2022. 16 ноября 2022 года.
  9. (англ.) . christies.com . Дата обращения: 8 ноября 2022. 31 июля 2019 года.
  10. Christopher Masters. (англ.) . theguardian.com . Дата обращения: 8 ноября 2022. 5 июня 2023 года.
  11. (фр.) . roqandfred.com . Дата обращения: 8 ноября 2022. 8 ноября 2022 года.
  12. (фр.) . Le Journal des Arts . Дата обращения: 8 ноября 2022. 15 июля 2015 года.
  13. Кира Долинина. . Коммерсантъ С-Петербург, № 94 (1 июня 2001). Дата обращения: 14 ноября 2022.
  14. (англ.) . www.britannica.com . Дата обращения: 16 ноября 2022. 27 октября 2022 года.
  15. .
  16. (фр.) . Le Monde . Дата обращения: 8 ноября 2022. 7 ноября 2022 года.

Литература

  • Сулаж. Светоносность чёрного. Soulages. Lumiere du noir. — Париж: Paris-Musees, 2001. — 104 с. — ISBN 2-87900-562-0 .
  • Крючкова В. А. Мимесис в эпоху абстракции: Образы реальности в искусстве второй парижской школы. — М. : Прогресс-Традиция, 2010. — 472 с. — ISBN 978-5-89826-369-0 .
  • Пастуро, Мишель . Чёрный. История цвета. — М. : Новое литературное обозрение, 2017. — 168 с. — (Библиотека журнала «Теория моды»). — ISBN 978-5-4448-0610-4 .

Ссылки

Источник —

Same as Сулаж, Пьер