Игорь Георгиевич Вишневецкий
(род.
5 января
1964 года
,
Ростов-на-Дону
) ― русский поэт, прозаик, кинорежиссёр, историк литературы и музыки.
Биография
В ранней юности всерьёз размышлял о карьере композитора и много занимался музыкальным образованием: изучал игру на фортепиано в
и посещал курс по теории музыки в
Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова
. В 1971—1981 учился в
Школе (ныне — Гимназии) № 36
, которую окончил с золотой медалью.
В
1986 году
окончил
филологический факультет
Московского государственного университета
. В 1986—1992 преподавал в московских школах, в том числе и в
57-й школе
.
Активно участвовал в литературной и научной жизни
Москвы
и
Санкт-Петербурга
, в 1988—1990 был соредактором (совместно с
Глебом Моревым
и
Дмитрием Прокудиным
) и единоличным издателем литературного вестника «Равноденствие», в 1991 году собрал совместно с
Валерием Шубинским
альманах «Незамеченная земля», а в 1991—1993 редактировал с
Еленой Рабинович
научные сборники «Aequinox».
В 1995 году защитил диссертацию в
Браунском университете
(США). В 1996 году присуждена учёная степень
доктора философии
.
С 1995 года преподаёт литературу, языки и историю музыки и кино в высших учебных заведениях
США
. В Америке продолжил редакторско-издательскую деятельность. В 1996—1997 соредакторовал выходивший в
Лос-Анджелесе
«Symposion: A Journal of Russian Thought», в 2004 году вышел составленный при его тесном участии 295-й том Словаря литературных биографий «Russian Writers of the Silver Age, 1890—1925». В 1997 году также подготовил по рукописи первое текстологически выверенное издание книги
Сергея Соловьёва
«Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция». Сын — кинокритик
Игнатий Вишневецкий
.
Литературное творчество
В
поэзии
начинал как неоархаист, культивировал классический русский
стих
XVIII—начала
XX веков
с его размерами, жанрами и системой рифмовки, что особенно заметно по первому сборнику «Стихотворения» (1992). Во втором сборнике «Тройное зрение» (
1997
) происходит резкое усиление метафизической компоненты. Лирические по преимуществу, ранние стихи Вишневецкого отмечены последовательным усложнением синтаксиса. Третий, переходный во всех смыслах сборник «Воздушная почта» (2001) уже содержит произведения, написанные в свободной поэтической форме, с перемежением классического, неклассического стиха и того, что традиционно относят к прозе. Ключевой темой «Воздушной почты» является глобальная кочевая неукоренённость субъекта стихов, живущего в постиндустриальном обществе, и поиск им утраченного основания. В стихах, написанных после «Воздушной почты», усиливается эпическое начало, разрабатывается сложный несиллаботонический метр, большое место уделено локальным мифологиям России, Северной Африки и Америки. Взгляд становится всё более планетарным и одновременно укоренённым в традиции и мифе. Эти стихи представлены в заключительных разделах его новой книги «На запад солнца» (2006).
Дальнейшее усиление мифологической составляющей заметно в стихах, вошедших сборник «Первоснежье» (2007). Стихи написанные, начиная с середины 2000-х, публиковались в периодике («
Новый мир
», «
Новое литературное обозрение
» и др.), однако отдельными книгами до 2021 не выходили.
В 2010 увидела свет
повесть
Вишневецкого «
Ленинград
», действие которой происходит в первые восемь месяцев
блокады города
(с сентября 1941-го по апрель 1942 года). «Ленинград» строится как философско-психологическое повествование в манере романов
Достоевского
, но включает в себя элементы исследовательской прозы (цитаты из подлинных документов, историко-лингвистические реконструкции) и даже лирической поэзии. В центре повести — ситуация «расчеловечивания» и то, что ей противостоит внутри каждого из персонажей. В 2014 в качестве «дополнения» к «Ленинграду» был опубликован прозопоэтический текст-мистификация «Незабытый поэт». В 2013 увидела свет вторая повесть Вишневецкого «Острова в лагуне».
В 2017 был опубликован «
Неизбирательное сродство. Роман из 1835-го года
» — по мнению критики «уникальная» по мастерству «стилизация» романтической прозы 1830-х
.
В 2018 увидело свет четвёртое прозаическое повествование — «Пламя».
В апреле 2019, выступая на фестивале «Перекрёстки цивилизации» (
Венеция
)
, Вишневецкий заявил, что намерен впредь сосредоточиться на поэзии
.
Перформативные искусства и кино
В 2007—2009 Вишневецкий писал тексты для литературно-музыкальных действ, в которых принимал участие («Бестиарий», «Гидромахия», «Стихослов»
, «Защита солнца в Венецианской лагуне»). Стремление вернуть поэзию к её истокам, где словесное неотделимо от музыкального и перформативного, визуального, привело его к работе в кино.
Из интервью, данных Вишневецким в течение 2012, стало известно, что он уже несколько лет работает над экранизацией «Ленинграда»
. В 2014 фильм был завершён; в 2015 увидела свет новая, несколько сокращённая его версия
.
Исследовательская работа
Вишневецкий уделяет внимание отношениям языка
искусства
с языком философии и политики. В монографии «Трагический субъект в действии» (1995—1997, издана в 2000) он предлагает считать неразличение
Андреем Белым
поэтического и философского дискурсов сознательным приёмом и рассматривает предложенную Белым замену
гегелевской
триады диалектической тетрактидой в качестве существенного вклада в философскую эстетику.
Вишневецкий также автор англоязычных работ о Белом, в частности литературной биографии поэта в книге «Russian Writers of the Silver Age, 1890—1925» (2004) — томе издававшегося Мэтью Брукколи
«Словаря литературных биографий». Кроме того, в «Словаре» им опубликованы англоязычные литературные биографии
Сергея Соловьёва
(2004) и
Арсения Тарковского
(2011).
В книге «„Евразийское уклонение“ в музыке 1920-х—1930-х годов» (2005) — на материале политической философии и музыки — выстраивает оригинальную интерпретацию русского
евразийства
. Вишневецкий видит в нём мощный проект альтернативной
модернизации
, нацеленный на преодоление модерна и создание привлекательной концепции «новой западности», уходящей корнями в культуру центральной и восточной
Евразии
.
В 2009 на основании новых архивных разысканий он опубликовал подробную биографию
Сергея Прокофьева
, в которой жизненный путь композитора представлен в неразрывном единстве с его эмоциональными, религиозными и политическими поисками, с попытками создать русский аналог вагнеровского
целостного произведения искусства
. Критика отмечала, что «настолько подробной и увлекательной биографии Сергея Прокофьева ещё не появлялось», в книге «представлен современный взгляд на жизнь и творчество Прокофьева и — впервые под одной обложкой, к тому же на русском языке — приведён огромный объём материала, либо рассредоточенного в специальных, недоступных широкому кругу читателей изданиях, либо вообще неизвестного» (Анна Булычёва)
.
Вишневецкий также опубликовал ряд работ, посвящённых русско-американскому композитору
Владимиру Дукельскому
, два большие исследования о поэте-
романтике
Степане Шевырёве
и новое собрание стихотворений Шевырёва.
Признание
Вишневецкий трижды входил в «короткий список»
премии Андрея Белого
— в 2000 как стихотворец, в 2005 как исследователь, в 2017 как прозаик.
Книга «Сергей Прокофьев» входила в 2010 в длинный список премии «
Большая книга
».
Вишневецкий дважды отмечен премией журнала «
Новый мир
» — в 2010-м за повесть «Ленинград», в 2017 за «Неизбирательное сродство. Роман из 1835-го года» и экспериментальную поэму «Краткое изложение стихов Степана Шевырёва, сочинённых им в Италии с 1829-го по 1832-й год».
Повесть «Ленинград» награждена премией «Новая словесность (НОС) — 2011»
.
Книга «Собрание стихотворений 2002—2020» отмечена в 2021 премией «Anthologia» за «высшие достижения в современной русской поэзии»
и в 2022 дипломом премии «Московский счёт»
.
Фильм «Ленинград» удостоен диплома «Белый слон»
Гильдии киноведов и кинокритиков России
на кинофестивале в Ханты-Мансийске (2014) и гран-при и приза за лучший сценарий на кинофестивале в Ейске (2015).
Вишневецкий также получатель международных исследовательских грантов.
Библиография
Художественные произведения
-
Поэзия (избранные публикации)
-
Стихотворения. — М.: ALVA-XXI, 1992. — 42 с.
-
Тройное зрение. — Нью-Йорк: Слово/Word, 1997. — (Серия «Поэты российской диаспоры»). — 88 с.
-
. — М.:
НЛО
, 2001. — (Серия «Премия Андрея Белого»). — 96 с.
ISBN
5-86793-148-X
-
. — М.:
Наука
, 2006. — 278 с.
ISBN
5-02-034198-3
-
Первоснежье. — М.: Русский Гулливер, 2008. — 76 с.
ISBN
978-5-91627-009-9
-
Стихослов. — М.: Икар, 2008. — (Серия «Art-con-Text»). — 126 с.
ISBN
978-5-7974-0184-1
-
//
Новый мир
. — 2011. — № 4. — С. 142—145.
-
// Новый мир. — 2012. — № 8. — С. 101—105.
-
// Облака. — Таллин, 2014. — № 1—2 (67—68).
-
// Новый мир. — 2014. — № 10. — С. 77—80.
-
//
Новое литературное обозрение
. — 2015. — № 1 (131). — С. 7—9.
-
// Новый мир. — 2016. — № 3. — С. 105—108.
-
// Prosōdiа. — Ростов-на-Дону, 2016. — № 5. — С. 107—110.
-
// Новый мир. — 2017. — № 11. — С. 87—95.
-
// Новый мир. — 2019. — № 4. — С. 116—121.
-
// Современный русский свободный стих: Антология по материалам Фестивалей свободного стиха (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Тверь) с 1990 по 2018 г.: Том I. – Москва, 2019. – С. 64-65.
-
// Новый мир. — 2020. — № 2. — С. 94—139.
-
// Новый мир. — 2021. — № 4. — С. 3—10.
-
Собрание стихотворений 2002—2020. — М.:
НЛО
, 2021. — (Серия «Новая поэзия»). — 312 с.
ISBN
978-5-4448-1572-4
-
Памяти
Яна Каплинского
// Новый мир. — 2022. — № 1. —
.
-
//
Крещатик (журнал)
. —
Киев
, 2022. — № 1. — С. 462—468.
-
// Кварта. — 2022. — № 3 (5).
-
// Новый мир. — 2022. — № 11. — С. 3—45.
-
// Новый мир. — 2023. — № 6. — С. 164—171.
-
Избранные стихотворные переводы
-
// Кварта. — 2021. — № 1.
-
Майкл Эдвардс
. В брассерии «
Липп
» (2019) //
.
-
// Religions. — 2022. — Vol. 13. — № 11.
-
Экспериментальная проза
-
// Новый мир. — 2010. — № 8. — С. 7—54. (Отдельное издание —
ISBN
978-5-9691-0796-0
)
-
// Новый мир. — 2013. — № 3. — С. 9—30.
-
/ Translated by Andrew Bromfield. — Champaign — London — Dublin:
, 2013. — 124 с.
ISBN
978-1-56478-902-0
-
// Новый мир. — 2014. — № 1. — С. 125—136. (
)
-
Ленинград / Пер. Мирjана Наумовски. — Скопjе: Бата прес, 2014. — 154 с.
ISBN
978-608-4654-68-1
-
// Новый мир. — 2017. — № 9. — С. 7—86.
-
[: сборник всей изданной художественной прозы]. — М.: «
Э
», 2018. — (Проза Игоря Вишневецкого). — 384 с.
ISBN
978-5-04-093120-0
-
// Новый мир. — 2018. — № 12. — С. 11—53.
-
Leningrad / Traduzione a cura di
Daniela Rizzi
e Luisa Ruvoletto. — Venezia: Libreria Editrice Cafoscarina, 2019. — 216 c.
ISBN
978-88-7543-465-6
-
Le affinità non elettive: romanzo. Anno 1835 / Traduzione, postfazione e cura di Iris Karafillidis; prefazione di
Stefano Garzonio
. — Pisa: Pisa University Press, 2023. — (Saggi e studi). — 216 c.
ISBN
978-88-3339-891-4
Исследования и критика
-
Подготовленные издания
-
С. М. Соловьёв. Владимир Соловьёв: Жизнь и творческая эволюция / Послесловие
П. П. Гайденко
; Подгот. текста И. Г. Вишневецкого. — Москва: Республика, 1997. — 431 с. —
ISBN 5-250-02597-8
.
-
Выбор Игоря Вишневецкого / Степан Шевырёв: Стихотворения и переводы 1824—1864 / Вступ. ст. И. Вишневецкого. — Москва: Б. С. Г.-Пресс, 2021. — 352 с., 16 с. ил. — (Поэты Москвы). —
ISBN 978-5-93381-428-3
.
-
История литературы
-
Towards a History of Sergei Solovyov’s Monograph «Vladimir Solovyov: His Life and Creative Evolution»//Vladimir Solovyov—Reconciler and Polemicist / Ed. Wil van den Bercken, Manon de Couren, and Evert van der Zweerde. — Leuven—Paris—Sterling, VA: Peeters, 2000. — (Серия «Eastern Christian Studies», vol. 2). — С. 347—357. Переиздано, с дополнением:
-
Трагический субъект в действии: Андрей Белый. — Франкфурт-на-Майне: Peter Lang, 2000. — (Heidelberger Publikationen zur Slavistik; Literaturwissenschaftliche Reihe, Bd. 12). — 214 с.
ISBN
3-631-35238-7
-
Andrei Bely (Boris Nikolaevich Bugaev) 1880—1934 // Russian Writers of the Silver Age, 1890—1925. — Detroit: Gale Research, 2004. — (Dictionary of Literary Biography, vol. 295). — С. 63—80.
-
Sergei Mikhailovich Solov’ev 1885—1942 // Russian Writers of the Silver Age, 1890—1925. — Detroit: Gale Research, 2004. — (Dictionary of Literary Biography, vol. 295). — С. 369—376.
-
Andrei Bely (14 October 1880 O. S. — 8 January 1934) // Encyclopedia of Europe: 1789—1914 / Ed. by John Merriman, Jay Winter. — New York: Charles Scribner’s Sons, 2006. — Vol. 1. — С. 63—80.
-
Arsenii Tarkovsky (12 June 1907 — 27 May 1989) // Russian Poets of the Soviet Era. — Detroit: Gale Research, 2011.— (Dictionary of Literary Biography, vol. 359). — С. 265—280.
-
// Новое литературное обозрение. — 2019. — № 3 (157). — С. 239—267.
-
// Archivio russo-italiano XI. — Salerno, 2020. — C. 7-101.
-
// Выбор Игоря Вишневецкого / Степан Шевырёв: Стихотворения и переводы 1824—1864. — Москва: Б. С. Г.-Пресс, 2021. — С. 5—64.
-
// Новый мир. — 2023. — № 5. — С. 185—191.
-
О текущей русской литературе
-
О метафизической топографии Иерусалима: тринадцать примечаний к «Небесной колонии» А. Петровой // Russian Literature. — Amsterdam: Elsevier Science B. V., 1997. — Vol. XLI—IV (Special issue, conference «Проза поэта, от серебряного века и далее»-1), 15 May. — С. 437—450.
-
// Новое литературное обозрение. — 2003. — № 4 (62). — С. 174—200.
-
// И. Семененко-Басин. Ручьевинами серебра: Стихи. — М.: Время, 2012.
-
// Новое литературное обозрение. — 2016. — № 3 (139). — С. 297—308.
-
// Сергей Завьялов. Стихотворения и поэмы 1993—2017. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — С. 266—277.
ISBN
978-5-4448-0733-0
-
// Religions. — 2022. — Vol. 13. — № 11.
-
// Ян Каплинский. Отпечаток крылатого пальца: стихи. — Пайде, Эстония: Kite, 2022. — С. 5—11.
ISBN
978-9949-9969-9-5
-
// Новый мир. — 2023. — № 1 (1173). — С. 79—81.
-
История науки
-
// Новое литературное обозрение. — 2006. — № 1 (77). — С. 89—96.
-
Литература и визуальные искусства
-
// Неприкосновенный запас. — 2019. — № 6 (128). — С. 49—60.
-
Литература и музыка
-
Поэтика многоязычия в культуре XX века (дружеская переписка С. С. Прокофьева и В. А. Дукельского // Музыка и незвучащее / Редкол.: Вяч. Вс. Иванов, Е. В. Пермяков (отв. ред.), Т. В. Цивьян.— М.:Наука, 2000. — С. 203—222.
-
// Критическая масса. — М., 2003 — № 3. — С. 71—76.
-
// Сергей Прокофьев: Письма, воспоминания, статьи / Редактор-составитель: М. П. Рахманова. M.: ГЦММК имени М. И. Глинки, 2007. — Сб. 3. — С. 224—238.
-
История музыки
-
// Новая русская книга. — СПб., 2000. — № 4—5. — С. 54—55.
-
Стравинский в зеркале писем //
Музыкальная академия
. — М., 2001. — № 4. — С . 180—184.
-
// Сергей Прокофьев: Воспоминания, письма, статьи: К 50-летию со дня смерти / Редактор-составитель: М. П. Рахманова. M.: ГЦММК имени М. И. Глинки, 2004. — С. 374—395.
-
«Евразийское уклонение» в музыке 1920-х—1930-х годов. — М.: НЛО, 2005. — (Научное приложение, вып. L). — 512 с.
-
// С. П. Дягилев и современная культура; Материалы международного симпозиума «VII Дягилевские чтения» Пермь, 15—18 мая 2007. — Пермь: Министерство культуры и массовых коммуникаций Пермского края и др., 2009. — С. 99—127.
-
Музыкальная жизнь Киева в 1916—1919 годах (по материалам из архива В. Дукельского) // Наследие: Русская музыка — мировая культура. Сб. статей, материалов, писем и воспоминаний / Сост., ред. и коммент.: Е. С. Власова, Е. Г. Сорокина. — М.: Московская консерватория, 2009. — Вып. 1. — С. 295—310.
-
Сергей Прокофьев. — М.: Молодая гвардия, 2009. — [Жизнь замечательных людей, вып 1400 (1200)]. — 704 с.
ISBN
978-5-235-03212-5
-
// Русские музыкальные архивы за рубежом — зарубежные музыкальные архивы в России: Материалы международных конференций, вып. 5 / Сост.: И. В. Брежнева, Г. М. Малинина.— М.: Московская консерватория, 2010. — (Научные труды, сб. 66). — С. 65—84.
-
// Н. А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе: Сб. докладов международной музыковедческой конференции 19—22 марта 2010 года / Сост.: Л. О. Адэр. — СПб.: Редакционно-издательский отдел ГУ «СПб ГМТиМИ», 2010. — 456 c. — С. 208—216.
Другие переводы
Фильмография
-
Ленинград — 2014 (новая редакция — 2015)
.
Примечания
-
Višneveckij, Igor‘ Georgijevič //
-
(неопр.)
. Дата обращения: 3 ноября 2017.
7 ноября 2017 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 4 сентября 2019. Архивировано из
24 мая 2018 года.
-
-
(недоступная ссылка)
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 марта 2013.
17 мая 2013 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 марта 2013.
24 апреля 2014 года.
-
-
(неопр.)
. Дата обращения: 13 марта 2013.
27 января 2011 года.
-
(неопр.)
Дата обращения: 9 января 2011.
11 февраля 2012 года.
-
(неопр.)
. Дата обращения: 20 августа 2012.
20 декабря 2014 года.
-
Андрея Василевского
, запись от 2 января 2022.
-
(неопр.)
Дата обращения: 22 декабря 2022.
25 ноября 2019 года.
-
Тизер фильма «Ленинград»:
Литература
-
Ю. Б. Орлицкий
. Античные метры и их имитация в русской поэзии конца XX века // Стих, язык, поэзия. Памяти Михаила Леоновича Гаспарова. М.: РГГУ, 2006. — С. 481—497.
-
Эмиль Сокольский
.
//
Дети Ра
. — М., 2011. — № 6 (80).
-
Евгения Вежлян (Воробьёва)
.
// Новое литературное обозрение. — 2016. — № 1 (137).
-
Richard Taruskin
. Russian Music at Home and Abroad: New Essays. — Oakland, CA: University of California Press, 2016 (по именному указателю, как «Vishnevetsky, Igor Georgiyevich»).
-
Дмитрий Бавильский
.
//
Знамя
. — М., 2018. — № 7.
-
Ольга Балла
.
// Новое литературное обозрение. — 2019. — № 2 (156). — С. 260—265.
-
Михаил Визель, Александр Соловьёв, Игорь Вишневецкий
.
.
-
Алексей Масалов
.
// Знамя. — 2021. — № 10.
-
Юрий Орлицкий
.
// Новый мир. — 2022. — № 1. — С. 201—205.
-
Ольга Балла-Гертман
.
// Кварта. — 2022. — № 2 (4).
Ссылки
-
Интервью
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|