Борисоглебский, Евгений Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Ива́нович Замя́тин ( 20 января [ 1 февраля ] 1884 , Лебедянь , Тамбовская губерния — 10 марта 1937, Париж , Франция ) — русский и советский писатель, публицист и литературный критик , киносценарист , морской инженер , педагог , социалист .
Отец — православный священник, мать — пианистка.
С 1893 по 1896 годы Замятин учился в , потом — в Воронежской гимназии , которую окончил в 1902 году с золотой медалью . Продолжить учёбу он решил на кораблестроительном факультете Санкт-Петербургского политехнического института :
В гимназии я получал пятёрки с плюсом за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно потому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.
—
В это время Замятин увлёкся социалистическим учением, вступил во фракцию большевиков РСДРП (1905—1910), входил в боевую дружину Выборгского района и принимал активное участие в жизни революционной студенческой молодёжи . Тогда же он встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову (1883—1965). В 1905 году Замятина арестовали за революционную деятельность, но благодаря усилиям матери вскоре выпустили. Летом того же года при возвращении через Одессу из морского путешествия в Египет Замятин случайно оказался свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин» , был снова арестован и выслан в Лебедянь. В том же году он тайно вернулся в Петербург , где до 1911 года жил на нелегальном положении .
В 1908 году Замятин окончил институт и написал свой первый рассказ «Один» (1908, журнал «Образование»). Два года начинающий автор преподавал на кораблестроительном факультете, работал инженером и одновременно заканчивал рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина за нелегальное проживание выслали в Лахту , где он написал свою первую повесть «Уездное» , где с горечью изобразил полный инертности мир русской провинции . Это произведение привлекло внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького .
Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций. В повести «На куличках» (1914) он «в самом отталкивающем виде» описал внутренний быт небольшого военного отряда на Дальнем Востоке , за что тираж повести был конфискован цензорами за «обличение офицерства», а сам Замятин был привлечён к суду и сослан в Кемь . Однако критики высоко оценили повесть начинающего писателя .
В марте 1916 года Замятин как опытный инженер был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла , Глазго и Сандерленда ; побывал в Лондоне . Он был представителем заказчика при строительстве ледоколов « Святой Александр Невский », получившего после Октябрьской революции имя «Ленин», для которого он делал как аванпроект, « Святогор », переименованного в 1927 году в «Красин», «Минин», «Пожарский», «Илья Муромец» и ещё пяти маленьких ледоколов. Вероятно, приехав оттуда, он получил прозвище «англичанин». Замятина поразила разница между Россией и Англией, переход «от лопухов и малинников Лебедяни — к грохочущим докам Нью-Кастла» . Он хорошо изучил английский язык, стал подтянутым, элегантным и вежливым . Во время командировки он написал повести «Островитяне» (1917) и «Ловец человеков» (опубликована в 1921) — тонкую сатиру на английский быт, а также начинает повесть «Север» на основе впечатлений северной ссылки, законченную и опубликованную в 1922 году в «Петербургском альманахе» З. И. Гржебина ( Берлин ) .
В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. После Октябрьской революции, с которой он связывал немалые надежды , была напечатана запрещённая ранее повесть «На куличках». События 1917 года добавили в произведения писателя мрачных красок. В это время Замятин создал целую серию рассказов, сказок, повестей: «Север» (1918), «Землемер» (1918), «Ловец человеков» (1918), «Дракон» (1918), «Сподручница грешных» (1918), «Иваны» (1918), «Огненное А» (1918). В петроградском Доме искусств им был организован класс художественной прозы, из которого выделилась группа молодых одарённых писателей « Серапионовы братья » . Её членами были Михаил Зощенко , Константин Федин , Всеволод Иванов , Вениамин Каверин , Николай Тихонов и другие. В 1918—1924 годах был членом редколлегии « Всемирной литературы » и заведующим редакцией в издательстве . В 1924 году участвовал в издании независимого литературно-художественного журнала «Русский современник».
Был активен в литературной жизни страны, входил в Правление Всероссийского союза писателей , в Комитет Дома литераторов и Совет Дома искусств, был председателем ленинградского отделения Всероссийского союза писателей .
Первые годы после революции Замятин печатался под псевдонимом « Мих. Платонов ». В своих статьях он анализировал отдельные моменты деятельности большевиков — цензуру, красный террор , отмену смертной казни в России и другое . Оставаясь убеждённым социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства во время Гражданской войны . В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства ( А. А. Блок , А. М. Ремизов , Р. В. Иванов-Разумник , К. С. Петров-Водкин ) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда . Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро , в итоге он был отпущен «без последствий» .
В 1920 году Замятин закончил работу над знаковым романом « Мы » , с которого начался расцвет жанра антиутопии . Он описывал общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью, свои представления о развитии и будущем периода военного коммунизма. Этот замысел он вынес из «машинизированной» Англии .
Как убедился Замятин, сам по себе технический прогресс, в отрыве от нравственного, духовного развития, не только не способствует улучшению человеческой природы, но грозит вытеснить человеческое в человеке.
— Михайлов О. Н. «Гроссмейстер литературы»
В 1921 году рукопись романа «Мы» была отправлена автором в Берлин для публикации издательством З. Гржебина , с которым Замятин был связан договорными отношениями. Издательство, в свою очередь, передало копию в США для перевода и издания на английском языке . Но советская цензура усмотрела в романе прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию произведения .
В 1922 году имя Замятина по формальным причинам (публикация рассказа «Арапы» в «Петербургском сборнике») было включено в списки на высылку из Советской России , а 17 августа он был арестован с резолюцией «высылка отсрочена до особого распоряжения» . Замятин провёл почти месяц в тюрьме ГПУ , однако благодаря стараниям друзей (в частности, Юрия и Елены Анненковых) приговор был отменён .
Роман «Мы» был издан в Нью-Йорке на английском языке в 1925 году, а затем — на чешском (1927) и французском (1929) языках. Эти переводы заметно повлияли как на европейскую литературную жизнь , так и на судьбу автора. В 1929 году советским издательством «Федерация» был приостановлен на четвёртом томе выпуск собрания сочинений писателя. На волне жёсткой критики и травли Замятин в 1929 году заявил о выходе из Союза писателей , а в июне 1931 года написал письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу . Он получил положительный ответ (по ходатайству Горького ) и в ноябре 1931 года уехал, сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебрался в Париж .
Замятин писал статьи для французских газет, основная тема — состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда . Он продолжил работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом написал сценарий для фильма Жана Ренуара « На дне » (экранизация одноимённой пьесы Горького, диалоги были написаны Шарлем Спааком) .
В июне 1934 года по собственной просьбе и с одобрения Сталина был принят в новообразованный Союз советских писателей , а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации. До конца жизни сохранил советское гражданство .
Замятин скучал по Родине до своей смерти . Писатель скончался в доме № 14 на улице Огюста Раффе в нищете 10 марта 1937 года от сердечного приступа. На его похоронах присутствовала лишь небольшая группа друзей: Марк Слоним , Роман Гуль , Гайто Газданов , а также художник Юрий Анненков и писатель Алексей Ремизов . Похоронен на парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).
В начале романа один из многих нумеров (так называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.
Последующие антиутопии английских писателей Олдоса Хаксли (« О дивный новый мир » , 1932) и Джорджа Оруэлла ( роман «1984» , опубликован в 1949) во многом аналогичны роману «Мы». Сам Джордж Оруэлл признавался, что Евгений Замятин и «Мы» повлияли на него и его творчество .
На русском языке полный текст романа «Мы» впервые был опубликован в 1952 году в американском издательстве имени Чехова (Нью-Йорк), в России — лишь в 1988 году в журнале « Знамя » , а в 2011 году — впервые по рукописи.
В 1926 году БДТ в Ленинграде была поставлена пьеса «Блоха» по мотивам произведения Н. Лескова « Левша »; в МХАТе-2 также поставлены пьесы Замятина.
Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике.
Замятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова , доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма , который называл «неореализмом». В стремлении Замятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.