Interested Article - Амир Халил
- 2020-09-29
- 1
Амир Халил (также эмир Халил ; работал в первой трети XV века) — персидский художник .
Амир Халил был ведущим художником китабхане тимуридского принца Байсонкура . По единодушному мнению исследователей, продукция этой мастерской являет собой образец классического стиля персидской миниатюры.
Имя художника упоминает его современник, хронист Даулатшах, называя его «вторым Мани » и одним из четырёх «мастеров столицы Шахруха, которые не имеют равных в наше время в обитаемой части [мира]», а век с лишним спустя ему вторит художник и историк искусства Дуст Мухаммад в своём «Трактате о каллиграфах и художниках» (1544г) сообщая, что принц Байсонкур пожелал иметь антологию, такую же, как у Ахмеда Джалаира , правившего в Багдаде , и поручил её иллюстрирование Амиру Халилу: «Его величество Байсонкур-мирза приказал доставить из Тебриза мастера Сейиди Ахмеда — наккаша, ходжу Али — мусаввира и Кавам ад-Дина Тебризи — переплётчика, чтобы они по прекрасному образцу султана Ахмеда из Багдада — с тем же размером [страниц], [количеством] строк и таким же расположением иллюстраций — точно такую книгу для него изготовили. …. Сделать в ней украшения и иллюстрации обязался эмир Халил. Он в то время был наиболее неподражаемым [мастером] своей эпохи и по манере [живописи] единственным и несравненным».
Далее Дуст Мухаммад приводит анекдотическую историю, случившуюся с Амиром Халилом на одном из маджлисов у Байсонкура-мирзы. Во время происходившего в саду вечернего собрания художников, музыкантов и придворных, Амир Халил, бывший закадычным другом Байсонкура, оказался слишком близко от своего повелителя, и по неловкости нечаянно рассёк ему лоб. Испугавшись последствий, он убежал и спрятался во дворце. Байсонкур же, не подозревая об этом, запер все двери дворца, чтобы его мать, строгая Гохаршад , не вышла, и не узнала о произошедшем инциденте (её гнев мог отразиться на судьбе художника), и распорядился, чтобы придворные разыскали убежавшего Амира Халила. Тот в свою очередь, оказавшись в запертом дворце, воспринял это как свидетельство крайнего гнева принца. И открыв дверь сам, распростерся ниц, умоляя простить его.
Амир Халил входил в круг ближайших друзей принца Байсонкура , он был не рядовым художником, но ответственным за иллюстрирование манускриптов в целом. Долгое время его имя было известно только из хроник и трактатов. Однако обнаруженная в 1948 году в библиотеке стамбульского дворца Топкапы докладная-челобитная, известная как «Арзадашт», позволила привязать имя художника к конкретным миниатюрам. В первую очередь в этом документе сообщается: «Амир Халил завершил вздымающиеся волны в двух морских сценах из „Гулистана“ и приступит к наложению красок». Следует отметить, что «вздымающиеся волны», судя по миниатюрам, требовали кропотливой и тщательной работы. Поскольку манускрипт « Гулистан » Саади сохранился (ныне он в библиотеке Честер Битти, Дублин), и в нём действительно две морские сцены, исследователи смогли воссоздать приблизительные очертания творческой манеры художника. Сегодня ему приписывается участие во всех лучших книжных проектах, осуществлённых в мастерской Байсонкура, в том числе и в знаменитом байсонкуровом « Шахнаме ». Однако дискуссия об этом мастере не завершена.
Происхождение художника не известно. Возможно, что ранее он работал в мастерской отца Байсонкура, Шахруха. В его творчестве видно сильное влияние художников из багдадской китабхане Ахмеда Джалаира. Не исключено, что ранее он обучался у кого-то из них.
Байсонкур так и не увидел завершения своей «Антологии», проиллюстрированной Амиром Халилом. В результате внезапной смерти принца в 1433 году, китабхане перешла по наследству к его сыну Ала ад-Дауле, который распорядился завершить манускрипт. После этого следы художника теряются.
Литература
- T. W. Lentz. Painting at Herat under Baysunghur ibn Shahrukh. Harvard University, 1985.
- W.M. Thackston. A Century of Princes. Sources on Timurid History and Art. Cambridge. Mass. 1989.
- B. W. Robinson. Fifteenth-Century Persian painting. Prroblems and Issues. N-Y and London. 1991.
- David J. Roxburgh Prefacing the image: the writing of art history in sixteenth-century Iran. Leiden, Boston, Koln, Brill. 2000.
- Акимушкин О. Ф. Байсунгур-мирза и его роль в культурной и политической жизни Хорасанского султаната в первой трети XV в. Альманах Петербургское востоковедение. СПб 1994 вып. 5.
- Дуст Мухаммад. «Трактат о каллиграфах и художниках» в «Мастера искусства об искусстве» т.1; М. 1965.
- 2020-09-29
- 1