Сообщество Христа
- 1 year ago
- 0
- 0
Бхаванидас (работал приблизительно в 1700—1748 годах) — индийский художник.
Происхождение, дата рождения и дата смерти художника не известны. Такое положение характерно для большинства мастеров, работавших в придворных художественных ателье индийских правителей. Частичная реконструкция творчества Бхаванидаса стала возможной благодаря некоторым сохранившимся документам.
Свою карьеру художник начинал в самом конце правления могольского императора Аурангзеба (1658—1707). Вероятно, тогда была им создана миниатюра «Аурангзеб в паланкине прибывает на охоту» (1700-1715гг, Музей Метрополитен, Нью Йорк). В силу отсутствия большого интереса к живописи со стороны императора, художественная мастерская при нём приходила в упадок, многие мастера разъехались ко дворам раджпутских князей. Некоторый интерес к живописи сохранялся со стороны принцев и иных придворных, которые оставались в Дели и Лахоре. Между 1700 и 1712 годами один из сыновей Аурангзеба - принц Муаззам и ряд ключевых аристократов проживали в этих центрах. Предполагают, что Бхаванидас работал там в это время.
После смерти Аурангзеба Бхаванидас какое-то время пребывал в китабхане его преемников, вплоть до императора Фаррухсийяра (1713—1719). Стиль произведений Бхаванидаса в первые десятилетия XVIII века был основан на классической могольской живописи времён Шах Джахана — психологические выверенные изображения придворной жизни. Кроме этого художник создавал так наз. генеалогические портреты, на которых одновременно изображались несколько поколений могольских правителей (напр. «Сцена дарбара с четырьмя сыновьями и двумя внуками Шах Джахана», 1700—1710, Сан Диего, Музей искусства). Бхаванидаса считают последним художником делийской императорской мастерской, который придерживался традиционной художественной формулы, присущей лучшим временам могольской живописи - временам правления Акбара, Джахангира и Шах Джахана.
Как полагают, после 1719 года (то есть после смерти императора Фаррухсийяра ) Бхаванидас покинул могольскую столицу, и перебрался ко двору правителя раджпутского княжества Кишангарх Радж Сингха (1706—1748). Радж Сингх был связан с могольскими императорами узами родства: его сестра Амрит Баи Сахиба (по другим источникам — тётка) была женой императора Бахадур шаха (1707—1712) и матерью наследника и претендента на престол Азим аль-Шана, погибшего в 1712 году в битве с войсками другого претендента на трон — Джахандара. Принято считать, что художник переехал к Радж Сингху только после 1719 года, однако близкие отношения раджпутского и могольского дворов делают возможным допущение, что Бхаванидас мог бывать в Кишангархе и до этой даты. Так или иначе, но он стал одним из самых известных распространителей могольского стиля в раджпутских княжествах, а также самым высокооплачиваемым художником при дворе раджи, который положил ему жалование 90 рупий в месяц. Ему принадлежит главная роль в становлении местного стиля кишангарской живописи. Полагают, что Бхаванидас возглавлял художественную мастерскую Радж Сингха до самой смерти правителя в 1748 году; дальнейшая судьба Бхаванидаса неизвестна.
Стиль произведений его раджпутского периода несколько отличается от могольского. Бхаванидас стал экспериментировать с новыми жанрами, создавая изображения прославленных коней, и портреты вельмож, которых он размещал на фоне вымышленного, фантастического пейзажа. Эти идеализированные пейзажи в дальнейшем использовались в кишангархской живописи при изображении Радхи и Кришны. Особенно выдающиеся сцены с участием этих божеств были созданы местным художником Нихаль Чандом, которого считают учеником Бхаванидаса.
Сын Бхаванидаса также стал известным художником; он работал в Кишангархе, и в Марваре при дворе Махараджи Абхаи Сингха (1725—1751).