Христианские фундаменталисты
- 1 year ago
- 0
- 0
«Фундаменталисты» ( фин. Fundamentalisti )— драма в двух действиях финского драматурга . Премьера состоялась 9 февраля 2006 года в .
Пьеса Юхи Йокелы исследует два способа отношения человека к религии: либеральный и фундаменталистский. За период с 2006 по 2010 годы «Фундаменталисты» выдержали девять постановок в различных профессиональных театрах, получили премию Nordic Drama Award и были признаны «лучшей пьесой стран Северной Европы 2007 года».
Либеральный священник Маркус рассказывает об истории своих двадцатилетних отношений с женщиной, в которую он до сих пор влюблен. Много лет назад в пост конфирмационном лагере, будучи пастырем , он попытался соблазнить Хейди, чем разрушил их отношения. Спустя много лет женщина возвращается с проповедями фундаменталистского толка. После многих лет кризиса веры и непутевой жизни, Хейди, как ей кажется, обрела спокойствие в ультраортодоксальной общине «Живое слово». Маркус готовит к изданию критическое теологическое сочинение «Генеральная уборка в кафедральном соборе», в котором ставит под сомнение буквалистское прочтение Библии . Маркус считает своим долгом вытащить Хейди из секты, Хейди хочет обратить в свою веру Маркуса. После нескольких бесед на тему реального и вымышленного содержания Евангелия , Маркус понимает, что его попытки спасти Хейди еще более тщетны, чем он предполагал: она замужем за лидером общины «Живое слово» и родила ему детей.
На некоторое время общение Маркуса и Хейди прерывается. Книга Маркуса становится бестселлером , а пресса называет автора «сенсационным пастырем». Это побуждает Хейди вновь вернуться к беседам с Маркусом, поскольку ей кажется, что теперь он не только сам движется по направлению к аду, но и тащит за собой других.
Оба героя начинают сомневаться в правильности своих позиций: Хейди становится всё более некомфортно в общине, а Маркус замечает, что его слава рождает в нём тщеславие. В одной из бесед он сознается Хейди, что до сих пор любит её, и она отвечает ему взаимностью. С развитием нового этапа их отношений Маркус с ужасом понимает, что на самом деле он уже не так сильно любит эту женщину, и что её измена мужу — той же природы, что и её сектантство. В Маркусе Хейди находит нового человека, которому она может передоверить свою жизнь. Попытка Маркуса объяснить Хейди, что она, наконец, должна задуматься о самой себе провоцирует у неё психический припадок и неудачную попытку самоубийства. В финале Хейди попадает в психиатрическую лечебницу .
По словам театрального критика П. А. Руднева, «финны считают эту пьесу самым радикальным свершением в национальной драматургии последних лет и слушают текст, затаив дыхание» .