Макарова, Галина Климентьевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Ната́лия Рома́новна Мака́рова (род. 21 ноября 1940 , Ленинград ) — советская и американская артистка балета , балетмейстер-постановщик и драматическая актриса. Солистка Ленинградского академического театра оперы и балета имени Кирова , заслуженная артистка РСФСР (1969), в 1970 году осталась на Западе, не вернувшись с гастролей. Будучи прима-балериной Американского театра балета ( Нью-Йорк ) и Королевского балета ( Лондон ), сотрудничала со многими ведущими балетными труппами мира.
Наталия Макарова родилась 21 ноября 1940 года в Ленинграде . В детстве занималась в хореографической студии отдела художественного воспитания Ленинградского Дворца пионеров . В 1959 году окончила Ленинградское хореографическое училище по классу педагога Елены Ширипиной .
После окончания училища была принята в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета им. Кирова , где стала ведущей солисткой. Артистка лирико-драматического амплуа , Наталия Макарова была первой исполнительницей главных партий в балетах Леонида Якобсона « Клоп » ( 1962 ) и « » ( 1967 ).
4 сентября 1970 года, во время гастролей Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова в Лондоне, Макарова попросила политическое убежище в Великобритании . В октябре того же года состоялось её первое выступление в статусе « невозвращенки » — запись для телеканала Би-би-си миниатюры « Лебедь » и «Чёрного па-де-де » из балета « Лебединое озеро » в дуэте с другим беглецом из СССР, Рудольфом Нуреевым .
С декабря 1970 года Макарова — прима-балерина Американского театра балета , с сентября 1972 года — приглашённая звезда лондонского Королевского балета , с декабря 1984 года — постоянная приглашённая звезда лондонского « Фестиваль-балета ». Также много танцевала в труппе Марсельского балета , где балетмейстер Ролан Пети поставил специально для неё балет « ». Неоднократно выступала с труппами таких крупнейших балетных театров, как Дойче-опера , , , Шведский королевский балет , Национальный балет Канады , Парижская национальная опера и других.
Наталья Макарова была партнёршей эмигрантов из СССР Михаила Барышникова (« Жизель », 27 июля 1974 года, Американский театр балета) и Александра Годунова (па-де-де из балета « Дон Кихот », 13 января 1980 года, гала-концерт в честь 40-летия Американского театра балета в « Метрополитен-опера ») во время их дебюта на Западе.
В 1974 году впервые выступила как балетмейстер , поставив для труппы Американского театра балета акт «Теней» из балета Людвига Минкуса « Баядерка ». В 1980 году поставила этот спектакль целиком.
В декабре 1982 года состоялся дебют Макаровой в качестве драматической актрисы на Бродвее — специально для неё был возобновлён мюзикл Ричарда Роджерса с хореографией Джорджа Баланчина « ». За главную роль танцовщицы Веры Бароновой в этом спектакле Макарова получила несколько престижных международных наград.
В годы перестройки , благодаря усилиям главного балетмейстера Кировского театра Олега Виноградова , одноклассника балерины в школьные годы [ источник не указан 3380 дней ] , началось постепенное возвращение Наталии Макаровой на родину. 6 августа 1988 года она впервые за 18 лет выступила с труппой Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова — на гастролях в Лондоне она станцевала Одетту в «белом акте» « Лебединого озера » с Константином Заклинским . В 1989 году, после почти 20-летней эмиграции, Наталия Романовна приехала в Ленинград, где исполнила несколько фрагментов из балета Джона Кранко « Онегин » на родной сцене. В январе 1991 года участвовала в марафоне «Санкт-Петербург-возрождение», транслировавшемся на многие страны, где вместе с танцовщиком исполнила номер «Луна». После этого балерина оставила балетную сцену.
В 1991 году Макарова продолжила карьеру драматической актрисы, выступив в роли великой княгини Татьяны Петровны в спектакле «Товарищ» по пьесе Ж. Дюваля сначала на Чичестерском театральном фестивале, а затем — на сцене в Лондоне. Её партнёром был актёр Роберт Пауэлл . В том же году она записала на русском и английском языке сказки для детей: «Снежная королева», «Принцесса-лягушка» и «Жар-птица», изданные компанией Delos Records . В 1992 году сыграла роль Гитель в спектакле Романа Виктюка по пьесе У. Гибсона « ».
В 1995 году специально для Макаровой и французского танцовщика Жана Бабиле хореограф Миша ван Хук (Misha Van Hoecke) создал миниатюру «Феллини», которую они исполнили на Вилле Боргезе в Риме на Фестивале памяти Федерико Феллини . В том же году на Чичестерском театральном фестивале состоялась премьера спектакля «Неугомонный дух» по пьесе Ноэла Кауарда с Макаровой в роли Эльвиры. В 1997 году она сыграла Лину в пьесе Джорджа Бернарда Шоу «Мезальянс», а в 1998 году выступила в роли Лидии Лопуховой в спектакле «Любовные письма балерины Лидии Лопуховой и Джона Мейнарда Кейнса ».
Макарова постоянно проживает в США. Она занимается благотворительностью, принимает участие в различных международных театральных и балетных проектах и переносит свои версии классических балетов на сцены различных театров мира.
В Ленинграде была замужем за режиссёром Леонидом Квинихидзе , развелась.
22 февраля 1976 года в Сан-Франциско вышла замуж за бизнесмена Эдварда Каркара. Её свидетелем на свадьбе был Михаил Барышников . 1 февраля 1978 года родила сына Андрея.