Interested Article - Брянцев, Дмитрий Александрович
- 2020-12-31
- 1
Дми́трий Алекса́ндрович Бря́нцев ( 18 февраля 1947 , Ленинград , — 29 июня 2004 , Прага ?) — артист балета, хореограф и сценарист, балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова в 1981—1985 годах, главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1985—2004 годах. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983), народный артист РСФСР (1989), лауреат премии « Золотая маска » (1996).
Биография
Дмитрий Брянцев родился в Ленинграде ; отец — Александр Александрович Брянцев, мать — Таисия Георгиевна Брянцева.
В 1957 году поступил в Ленинградское хореографическое училище , которое окончил в 1966 году по классу педагога Николая Зубковского . Был принят в создаваемый в Москве Игорем Моисеевым и Ириной Тихомирновой концертный хореографический ансамбль « Молодой балет », был его солистом в 1966—1977 годах. Там же осуществил постановку своих первых балетных миниатюр. В 1968 году поступил на балетмейстерское отделение Института театрального искусства . В 1976 году стал лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров. В 1977 году окончил институт, получив диплом режиссёра-балетмейстера.
Известность Брянцеву принесли созданные в содружестве с режиссёром Александром Белинским и композитором Тимуром Коганом телевизионные фильмы-балеты с участием прима-балерины Большого театра Екатерины Максимовой : « Галатея » по пьесе Бернарда Шоу « Пигмалион » ( 1977 ) и « Старое танго » ( 1979 ) . Здесь он заявил о себе как о хореографе комедийного плана, создающем яркие пластические портреты персонажей и тонко чувствующем жанр и стилистику телебалета .
«После показа „Галатеи“ по первому каналу ЦТ, Александр Аркадьевич сказал мне: „Ты вчера заснул никем, а сегодня проснулся знаменитым!“ Я, зная любовь Белинского ко всевозможным преувеличениям, ему тогда, конечно, не поверил и вообще, по молодости, плохо понял, что произошло. Чтобы оценить истинную популярность „Галатеи“, требовалось время: шлейф этого успеха тянется за мной до сих пор…»
— Дмитрий Брянцев
В 1977—1981 годах Брянцев осуществлял постановки в различных труппах: в Ленинграде, в Театре оперы и балета имени Кирова и в ансамбле « Хореографические миниатюры », в Москве в Театре оперетты , в концертном ансамбле « Классический балет », в Большом театре . Его первая постановка крупной формы, балет Тихона Хренникова « Гусарская баллада » ( 1979 , Ленинградский театр оперы и балета), продолжила комедийную тематику телевизионных работ .
В 1981 году Брянцев был принят в Союза театральных деятелей СССР. С 1981 по 1985 год работал балетмейстером в Ленинградском театре оперы и балета . 25 февраля 1985 года становится главным балетмейстером Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко .
В 1980—1990-х годах Дмитрий Брянцев вместе с режиссёром Олегом Рясковым создал более 20 телевизионных экранизаций своих театральных постановок — первой из них стала экранизация балета « Конёк-Горбунок » в 1985 году.
С 1986 года преподавал на балетмейстерском факультете ГИТИСа (с 1994 года — доцент). В 1994 году также стал главным балетмейстером Санкт-Петербургского театра камерного балета, организованного в том же году Олегом Виноградовым . Для этой труппы в 1995 году создал наиболее утончённую свою постановку — балет « » на музыку Шопена , за который получил театральную премию « Золотая маска ». В 1996 году стал членом .
Гибель
25 июня 2004 года Дмитрий Брянцев вылетел в Прагу , где планировал пробыть пять дней. О цели его поездки никто не знал, с собой у него была крупная сумма денег — вероятно, в Чехии у него были дела, связанные с бизнесом. 30 июня, как было запланировано, руководство театра отправило в аэропорт « Шереметьево » служебный автомобиль — однако Брянцев в Москву не прилетел . В тот же день о его исчезновении были оповещены российское посольство в Праге и чешская полиция. В Чехии Дмитрий Брянцев был объявлен в национальный розыск. В гостиничном номере, где он жил, был обнаружен его отключённый мобильный телефон .
Три года спустя, 1 июня 2007 года в лесу близ населённого пункта в Восточной Чехии случайно было обнаружено захоронение. ДНК -тест подтвердил, что останки принадлежат Дмитрию Брянцеву. По подозрению в убийстве были арестованы партнёр Дмитрия Брянцева по бизнесу гражданин России Дмитрий Никитин и его сообщник, чех Ярослав Рос. 7 декабря 2007 года было предъявлено официальное обвинение , год спустя, 3 декабря 2008 года, Никитин был признан виновным и приговорён к 12 годам лишения свободы .
По завершении юридических формальностей 29 января 2008 года прах Дмитрия Брянцева был доставлен на родину . В МАМТ состоялось прощание. Похороны прошли 4 февраля на Троекуровском кладбище Москвы .
Творчество
Для Дмитрия Брянцева были характерны самостоятельность художественного мышления, богатая хореографическая фантазия, широкий жанровый диапазон: от трагедии до комедии, от балетной миниатюры до многоактного спектакля, от стилизации старинного классического танца до остросовременной пластики . Балетмейстер стремился к тематическому разнообразию, предпочитая насыщенный действием сюжетный балет. Стараясь идти в ногу со временем, он обогащал лексику классического танца элементами свободной пластики, бытового и эстрадного танца, фольклора . В советское время наиболее значительной его работой считался балет « » (1985), развивающий тему внутренней борьбы героини- комиссара с самой собой .
Постановки
В кино
- 1977 — « Галатея », телевизионный фильм-балет с участием Екатерины Максимовой и Мариса Лиепы . Сценарий и постановка Александра Белинского , музыка Фредерика Лоу в обработке Тимура Когана , хореография Дмитрия Брянцева.
- 1979 — « Старое танго », телевизионный фильм-балет с участием Екатерины Максимовой и . Сценарий и постановка Александра Белинского и Дмитрия Брянцева, композитор Тимур Коган , хореография Дмитрия Брянцева.
- 1992 — «Балет театра Станиславского», телевизионный фильм режиссера Олега Ряскова с фрагментами всех спектаклей музыкального театра им. Станиславского, которые поставил Д.Брянцев
В театре
-
(*) — балет по собственному либретто
(**) — мировая премьера произведения
Театр оперы и балета имени Кирова
- 29 мая 1977 — «Хореографические новеллы» на музыку Петра Чайковского , Сергея Прокофьева , Дмитрия Шостаковича , Генри Пёрселла , Франсиса Пуленка .
- 4 апреля 1979 — « Гусарская баллада »** Тихона Хренникова , совместно с Олегом Виноградовым .
- 29 апреля 1981 — « Конёк-Горбунок », двухактный балет Родиона Щедрина , либретто Василия Вайнонена и Павла Маляревского в редакции Олега Виноградова и Дмитрия Брянцева.
- 15 декабря 1982 — «Страницы прошлого»*, одноактный балет на музыку Дмитрия Шостаковича .
На других сценах
- 30 марта 1980 , Большой театр — « Гусарская баллада » Тихона Хренникова , художественный руководитель постановки — Олег Виноградов .
- май 1982 , Софийская опера — « Конёк-Горбунок » Родиона Щедрина, декорации .
- апрель 1984 , труппа «Арабеск», София — «Севильские Страсти, или Браво, Фигаро!»*, одноактный балет на музыку Джоаккино Россини в свободной обработке Тимура Когана .
- 1984 , труппа «Арабеск», София — «Девять танго и …Бах»*, одноактный балет на музыку Астора Пьяццолы и И. С. Баха.
- январь 1985 , Римская опера — « Конёк-Горбунок » Родиона Щедрина, декорации Марины Соколовой.
Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко
- 26 июля 1983 — « Конёк-Горбунок » Родиона Щедрина (экранизирован в 1985 году).
- 31 октября 1985 — «Браво, Фигаро!»*, одноактный балет на музыку Джоаккино Россини в свободной обработке Тимура Когана , художник (экранизирован в 1987 году).
- 1985 — «Девять танго и …Бах»*, одноактный балет на музыку Астора Пьяццолы и И. С. Баха (экранизирован в 1986 году).
- 23 декабря 1985 — « »**, двухактный балет Михаила Броннера , либретто Дмитрия Брянцева и Гедрюса Мацкявичюса по мотивам одноименной пьесы Вс. Вишневского , художник Валерий Левенталь .
- 23 марта 1987 — «Вечер современной хореографии» («Вечные игры» на музыку Клода Дебюсси в обработке И. Мотидо, «Романтический дуэт» на музыку Фредерика Шопена , «Старая фотография» на музыку Дмитрия Шостаковича , «Вокализ» на музыку Сергея Рахманинова , «Романс» на музыку Георгия Свиридова , «Трудный характер» на музыку Сергея Прокофьева , «Заклинание» на музыку Белы Бартока , «Дорога» на музыку Элтона Джона ), художник по костюмам , муз. руководитель Георгий Жемчужин .
- 3 июня 1988 — «Балет… Балет… Балет…»* («Скифы» на музыку Сергея Прокофьева , «Лебединая песня» на музыку Эрнеста Шоссона , «Ковбои» на музыку Джорджа Гершвина), художник (экранизирован в 1990 году).
- 9 апреля 1989 — « Корсар », двухактный балет на музыку Адольфа Адана, Лео Делиба, Цезаря Цуни, Риккардо Дриго и принца Ольденбургского, либретто Анри де Сен-Жоржа и Жозефа Мазилье в редакции Дмитрия Брянцева по мотивам поэмы Дж. Байрона. Художник Владимир Арефьев.
- ноябрь 1990 — «Одинокий голос человека»* на музыку Никколо Паганини , Антонио Вивальди и Китаро , художник Владимир Арефьев.
- 27 июля 1991 — «Журавли»*, одноактный балет на музыку Китаро , Дмитрия Шостаковича и национальную японскую музыку, художник Сергей Бархин .
- 1994 — « Отелло » Алексея Мачавариани .
- «Саломея» на музыку Питера Гэбриэла
- « » на музыку Фредерика Шопена .
Театр камерного балета
- 1995 — « » на музыку Фредерика Шопена .
Миниатюры
- 1976 — «Зарождение» на музыку Арво Пярта
- 1976 — «Трудный характер» на музыку Дмитрия Шостаковича
- 1977 — «Хореографический диалог» на музыку Ференца Листа
- 1981 — «Романс» на музыку Георгия Свиридова
- 1981 — «Блудный сын» на музыку Сергея Прокофьева
- 1981 — «Па-де-де» на музыку Джоаккино Россини
- 1981 — «Офелия» на музыку Бенедетто Марчелло
- 1981 — «Шаман» на музыку Белы Бартока
- 1983 — «Белый клоун» на музыку Эннио Морриконе
- 1984 — «Вечные игры» на музыку Клода Дебюсси
- 1987 — «Румынский танец еврейских цыган»
- 1990 — «Памяти Жерара Филипа » на музыку Франсиса Лея
Другие работы
- Дмитрий Брянцев также ставил танцы в операх и драматических спектаклях, делал постановки для мюзик-холлов. Был режиссёром-постановщиком эпизода «Лето. Классический дивертисмент „Водворение муз“» спектакля-дивертисмента « Москва на все времена», посвящённого 850-летию основания города (7 сентября 1997 года, Лужники).
Признание и награды
- 1976 — II премия Всесоюзного конкурса балетмейстеров в Москве.
- 1983 — Заслуженный деятель искусств РСФСР .
- 1989 — Народный артист РСФСР .
- 1996 — театральная премия « Золотая маска » за лучшую работу балетмейстера (« » на музыку Фредерика Шопена ).
- 1997 — «Премия Москвы» в области литературы и искусства.
- 1998 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени ( 9 июля 1998 года ) — за заслуги перед государством, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства .
Примечания
- [www.pro-ballet.ru/html/b/balet-na-televidenii.html Балет на телевидении] // Русский балет. Энциклопедия. — БРЭ, «Согласие», 1997.
- ↑ Русский балет. Энциклопедия
- Белова Е. П. Союз с ТВ // Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. — М. : Март, 1997. — С. 127 .
- Дата обращения: 3 февраля 2009. 9 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 3 февраля 2009. 23 марта 2009 года.
- . Дата обращения: 30 марта 2009. 19 января 2008 года.
- . Дата обращения: 30 марта 2009. 4 апреля 2016 года.
- . Дата обращения: 30 марта 2009. 18 декабря 2008 года.
- . Дата обращения: 30 марта 2009. 24 октября 2008 года.
- . Дата обращения: 19 августа 2021. 25 апреля 2019 года.
Литература
- Хореографические фантазии Дмитрия Брянцева. — М. : Март, 1997.
Ссылки
- // «Эхо Москвы», 10 июня 2001 года
- 2020-12-31
- 1