В отличие от других эпических циклов эта жеста не знала стадии устного бытования, все её памятники имеют письменный характер. Отсутствуют всякие сюжетные соприкосновения с другими циклами.
Содержание
История
В начале
XII века
, сразу же после Первого крестового похода, северофранцузский
трувер
(
Richard le Pèlerin
) сложил «
Песнь об Антиохии
» и «
», в которых повествовалось о важнейших событиях похода, участником которого был сам поэт. Эти произведения до нас не дошли, но около
1180 года
появилась их переработка, принадлежащая перу
(
Graindor de Douai
). Грендор указал на своего предшественника и сообщил некоторые сведения о нём. Вероятно, Грендором же одновременно была сложена поэма «Пленники», сюжет которой, в отличие от двух других поэм, не имел никакой исторической основы.
В этих поэмах заметная роль была отведена герою Первого крестового похода
Готфриду Бульонскому
. Он очень скоро стал личностью легендарной и выдвинулся в число центральных фигур ускоренно складывающегося цикла. Следуя законам эпической
циклизации
, начала создаваться его поэтическая биография — уже без какой бы то ни было опоры на исторические факты. Ему был придуман дед — Элиас, загадочный
Рыцарь с лебедем
.
«
Отрочество Готфрида
». Героическая юность Готфрида. Сарацинская колдунья Калабра, видящая будущее, посылает к нему убийцу, но они с Готфридом становятся друзьями.
«
Пленники
» (
Les Chétifs
) Пять франкских рыцарей после сражения при Антиохии попадают в руки Корбарана. Чтобы вырваться из плена, они вступают в поединок с гигантами Голиафом и Соргале, сражаются с драконом Сатанасом, львами, гигантской обезьяной, шайкой бандитов. Обретя свободу, направляются в Иерусалим.
«
Песнь об Иерусалиме
» (
Chanson de Jérusalem, ou Conquête de Jérusalem
) Поэма очень подробно и с большими отклонениями от исторической правды рассказывает о взятии крестоносцами Иерусалима. В этом штурме особенно отличается
Томас де Марль
, который становится едва ли не главным героем поэмы. Большое участие в войне принимает сарацин Корбаран.
«
Крещение Корбарана
» (
Chretieneté Corbaran
). Корбаран принимает решение креститься и отправляется в Иерусалим. Там он принимает христианство вместе со своими племянниками, те в свою очередь крестят и всех своих подданных. Мать Корбарана Калабра бежит в Акру и рассказывает султану об обращении сына. Армия султана движется к Иерусалиму, но разбита франками. Тем не менее противостояние двух армий продолжается. Прямое продолжение — «Взятие Акры».
«
Взятие Акры
» (
Prise d'Acre
). Готфрид Бульонский и его бароны идут в поход на Акру. Сарацин возглавляет Додекин Дамасский, советник султана. С Додекином вступает в поединок
Танкред
, побеждает его и отпускает в Акру. По дороге туда Додекин встречает Корбарана, принявшего христианство, и его сестру Матруану. Между ней и Готфридом возникает любовь. Тем временем военные действия продолжаются; на подмогу к Танкреду прибывает его дядя
Боэмунд
. Танкред снова сражается с Додекином и снова побеждает. Акру берут штурмом, её защитники сдаются и принимают крещение. Празднуется свадьба Готфрида и Матруаны.
«
Смерть Готфрида
» (
Mort Godefroi
). Группа крестоносцев решает вернуться на родину. Туда отправляются Готфрид,
Евстахий
и другие. Готфрид возвращается в Акру, где отражает нападение сарацин, во время которого в плен попадает
Боэмунд
. Готфрида отравляет патриарх Иерусалима Ираклий. Войну продолжают Танкред и Боэмунд. В конце концов они оставляют Иерусалим. В конце поэмы рассказывается о смерти Корбарана.
«
Песнь о королях Бодуэнах
» (
Chanson des Rois Baudouin
). Бодуэн и Танкред примиряются и вступают в Иерусалим. Они наказывают патриарха Ираклия, убийцу Готфрида. На Иерусалим наступает армия султана. Король Бодуэн попадает в плен. Его дочь Беатрису посылают султану. Бодуэн заболевает и затем умирает. Его хоронят рядом с Готфридом. Умирают Танкред и Боэмунд. В Палестину приезжает
Бодуэн де Себурк
, кузен Бодуэна. В конце поэмы рассказывается о новых войнах с сарацинами, которых теперь возглавляет
Саладин
.
Второй цикл
(сложен в
XIV веке
, связан со вторым поколением крестоносцев)
«
Бульонский бастард
» (
Bastard de Bouillon
). Король
Бодуэн I
отвоёвывает у неверных крепость Рошбрюн, идет походом на
Мекку
. Одновременно разворачиваются его любовные отношения с сарацинской принцессой Синамондой, принимающей затем христианство. Во время этих походов Бодуэн и его спутники попадают в волшебную страну фей. Пока он там находится, Синамонда рожает сына — Бульонского Бастарда. Тем временем престол Бодуэна захватывает его сын Орри. Сын Синамонды подрастает. Он неизбежно вступает в соперничество с Орри и в конце концов его убивает как предателя. За это он изгоняется из Иерусалима. Он сражается с войском сарацин, переживает всяческие приключения. В конце поэмы Бодуэн умирает, и его бароны посылают вестников к его матери Иде и брату
Евстафию
.
«
Бодуэн де Себурк
» (
Baudouin de Sebourc
). Герой, кузен Готфрида и Бодуэна, отправляется в Палестину, куда коварный предатель увлёк в своё время его отца, чтобы там его погубить и затем жениться на его вдове. Герой претерпевает на Востоке немалые трудности, не раз оказывается на краю гибели, но в конце концов добивается успеха и мстит за смерть отца. В дальнейшем он становится королём Иерусалима (исторический прототип —
Балдуин II Иерусалимский
).
«
Саладин
». Поэма утрачена, сохранилась прозаическая версия. Поэма включала эпизоды, повествующие о посещении Саладином Франции, где он снискал любовь французской королевы.
Литература
Михайлов А. Д.
Французский героический эпос. Вопросы поэтики и стилистики. —
М.
: Наследие, 1995. — С. 87-89. — 360 с. —
1000 экз.
—
ISBN 5-201-13233-2
.