Interested Article - Крымов, Дмитрий Анатольевич

Дми́трий Анато́льевич Кры́мов (род. 10 октября 1954 , Москва ) — российский художник , сценограф , театральный режиссёр и педагог . Член Союза художников России и Союза театральных деятелей Российской Федерации . Пятикратный лауреат театральной премии « Золотая маска » .

Биография

Родился в семье режиссёра Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой . Внук театроведа и поэтессы Зинаиды Чалой . В 1976 году окончил постановочный факультет Школы-Студии МХАТ (курс Э. П. Фрезе) .

С 1976 года начал работать в Театре на Малой Бронной . Создал сценографию к постановкам своего отца Анатолия Эфроса: «Отелло» У. Шекспира (дипломная работа), «Месяц в деревне» И. Тургенева , «Лето и дым» Т. Уильямса , «Воспоминание» А. Арбузова , «Наполеон Первый» Ф. Брукнера , «Директор театра» И. Дворецкого . На сцене МХАТ оформил спектакли Эфроса « Тартюф » ( Мольера ) и «Живой труп» Л. Толстого .

В 1985 году перешёл в Театр на Таганке , где оформил спектакли « У войны не женское лицо » С. Алексиевич , « Полтора квадратных метра » по повести Б. Можаева и «Мизантроп» Мольера . Всего в портфолио Крымова свыше 100 оформленных спектаклей для театров России, Японии, Болгарии, Франции, США и др.

В начале 1990-х, когда ушёл из жизни Анатолий Эфрос, оставил театр и занялся изобразительным искусством: живописью, книжной графикой, инсталляцией , участвовал в групповых и персональных выставках за рубежом и в России . Работы Крымова хранятся в коллекциях музеев Ватикана , Государственной Третьяковской галереи , Русского музея , Пушкинского и других . В тот период написал портрет папы Иоанна Павла II . Картина была сделана с фотографии и предназначалась как подарок на день рождения понтифику. Она была выдержана в «хулиганской» стилистике, технику сравнивали с манерой Модильяни или Сутина . Очевидцы вспоминали, что когда понтифику привезли полотно и сняли вуаль с подрамника, «кардиналы просто остолбенели. Зависла пауза. Нашёлся один Иоанн Павел II, сказавший: „Noli timere, quia ego sum“ („Не бойтесь, это я“)» .

В 2002 году стал преподавать в Российской академии театрального искусства на курсе театральных художников . В том же году он выпустил свой первый спектакль — «Гамлет», поставленный для Валерия Гаркалина . Премьера состоялась в дни захвата заложников на Дубровке . Спектакль получил массу критических отзывов: в прессе высказывались мнения, что Крымову не стоило браться за режиссуру и выходить из рамок сценографии, в рецензиях отзывались о постановке как о «обычном драматическом театре» . В 2004 году выпустил «Недосказки» — оригинальный пластический перформанс. В последовавших за ним спектаклях «Сер Вантес. Донкий Хот» и «Демон. Вид сверху» роли исполняли студенты-сценографы и молодые актёры, эти спектакли уже были совершенно не похожи на классический театр и в прессе описывались как «художественные акции» и «сюрреалистические иллюзионы». В них повествование идёт через ряд метафор, образных представлений, вербальных и визуальных перформансов .

В 2004 году начал работать в театре « Школа драматического искусства », где возглавил свою Лабораторию . В 2007 году Крымов и его студенты получили Гран-при Пражской квадриеннале — «Золотую тригу», главную сценографическую награду мира . Ученицы Крымова Вера Мартынова и Мария Трегубова работали над сценографией поставленного в 2010-м спектакля «Opus № 7» .

В 2010—2011 годах спектакль Крымова «В Париже» с Михаилом Барышниковым в главной роли шёл в театре Шайо .

В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму и на востоке Украины .

В 2016 году Крымова пригласили вести курс в Йельском университете . Со студентами драматического отделения он поставил «Три сестры» . Премьера состоялась в рамках 21 Международного фестиваля Искусства и Идей .

В 2018 году уволился из «Школы Драматического искусства», на тот момент в репертуаре ШДИ было 15 постановок режиссёра . В обращении к зрителям Крымов процитировал фразу Андрея Синявского : «У меня с советской властью разногласия чисто стилистические», подразумевая разногласия с руководством ШДИ .

В феврале 2022 года прилетел в Филадельфию ставить «Вишнёвый сад» в Wilma Theater, премьера которого была запланирована на 12 апреля. В связи со вторжением России на Украину заявил, что не видит для себя возможности вернуться в Россию . 20 апреля Крымов в пятый раз стал лауреатом премии « Золотая маска », получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в « Мастерской Петра Фоменко ». Крымов попросил передать его премию главреду « Новой газеты » Дмитрию Муратову .

В сентябре 2022 года по приказу городского Департамента культуры все постановки Крымова были сняты из репертуаров московских театров. Спектакли режиссёров, открыто выступивших против войны, отменяются по всей стране .

В октябре 2022 года открыл в Нью-Йорке театральную лабораторию Krymov Lab NYC .

Творчество

Театральные работы

Художник

Театр на Малой Бронной
  • 1976 — « Отелло » У. Шекспира.
  • 1981 — «Лето и дым» Т. Уильямса .
  • 1982 — «Директор театра» И. М. Дворецкого.
  • 1982 — «Воспоминание» А. Н. Арбузова.
  • 1983 — «Наполеон Первый» Ф. Брукнера.
  • 1984 — «Директор театра» И. М. Дворецкого.
МХАТ им. М. Горького
Театр на Таганке

Режиссёр

Школа драматического искусства
  • 2004 — «Недосказки» по мотивам русских народных сказок
  • 2005 — «Три сестры» по пьесам В. Шекспира «Король Лир» и «Бесплодные усилия любви»
  • 2005 — «Сэр Вантес. Донкий Хот» по мотивам романа «Дон Кихот» Сервантеса
  • 2006 — «Торги» по мотивам пьес А. П. Чехова
  • 2006 — «Демон. Вид сверху» по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова
  • 2007 — «Корова» по рассказу А. Платонова
  • 2008 — «Opus № 7»
  • 2009 — «Смерть жирафа»
  • 2010 — «Тарарабумбия»
  • 2011 — «Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня…» по И. Бунину
  • 2012 — «Горки-10»
  • 2012 — «Как вам это понравится» по пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь»
  • 2013 — «Оноре де Бальзак. Заметки о Бердичеве» по пьесе А. П. Чехова «Три сестры»
  • 2014 — «О-й. Поздняя любовь» по пьесе А. Н. Островского
  • 2015 — «Русский блюз. Поход за грибами»
  • 2015 — «Своими словами. А. Пушкин „Евгений Онегин“»
  • 2016 — «Последнее свидание в Венеции» по роману Э. Хемингуэя «За рекой в тени деревьев»
  • 2016 — «Своими словами. Н. Гоголь „Мёртвые души“»
  • 2017 — «Безприданница» по пьесе А. Н. Островского
  • 2018 — «Ромео и Джульетта (киндерсюрприз)» по В. Шекспиру
Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко
  • 2011 — «Х. М. Смешанная техника»
Театр Корьямо (Финляндия)
  • 2011 — «В Париже»
Iseman Theater (США)
  • 2016 — «Квадратный корень из Трех сестер»
Театр наций
  • 2018 — «Му-Му» по произведениям И. С. Тургенева
МХТ имени Чехова
Музей Москвы
Школа современной пьесы
Мастерская Петра Фоменко
  • 2021 — «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция»
Театр имени Пушкина

Личная жизнь

Жена — Инна Александровна Крымова . Сын Михаил — архитектор, живёт в США .

Награды

  • Премия имени Станиславского за спектакль «Сэр Вантес. Донкий Хот» (2006)
  • Первая театральная премия « Хрустальная Турандот »:
    • в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2007) .
    • в номинации «Лучшая режиссерская работа» за спектакль «Opus № 7» (2009)
  • Национальная театральная премия « Золотая маска »:
    • в номинации «Эксперимент» за спектакль «Демон. Вид сверху» (2008)
    • в номинации «Эксперимент» за спектакль «Opus № 7» (2010)
    • в номинации «Драма / Спектакль малой формы» за спектакль «О-й. Поздняя любовь» (2016)
    • в номинации «Драма / Работа режиссёра» за спектакль «Серёжа» (2020)
    • в номинации «Драма / Работа режиссёра» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» (2022)
  • Премия Федерации еврейских общин России «Человек года» (2009)
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» (2013)
  • Награда Международного Эдинбургского фестиваля за спектакль «Как вам это понравится по пьесе Шекспира Сон в летнюю ночь» (2012)
  • Избрание почетным членом Российской Академии Художеств (2014)
  • «Почетный профессор ГИТИС» (2017)

Примечания

  1. . www.goldenmask.ru . Дата обращения: 20 апреля 2022. 20 апреля 2022 года.
  2. . Дата обращения: 22 февраля 2022. 22 февраля 2022 года.
  3. Giurgea, A. . American Theater (1 января 2009). Дата обращения: 19 мая 2022. 1 сентября 2016 года.
  4. . Театр Пушкина. Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  5. . МХАТ. Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  6. . «Золотая маска». Дата обращения: 20 мая 2022. 20 марта 2022 года.
  7. . «Коммерсантъ» (8 июля 2019). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  8. . Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина. Дата обращения: 20 мая 2022. 2 февраля 2020 года.
  9. . РИА Новости (16 октября 2009). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  10. . Daily Afisha. Дата обращения: 20 мая 2022. 24 апреля 2022 года.
  11. Кан, А. . BBC News (25 июня 2014). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  12. . Пушкинский музей. Дата обращения: 20 мая 2022. 19 июня 2021 года.
  13. . Jewish.ru (25 декабря 2015). Дата обращения: 20 мая 2022.
  14. . Филолог. Дата обращения: 20 мая 2022.
  15. . Журнал «Итоги» No49 (913) 2013 (9 декабря 2013). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  16. Интервью Александра Шаталова c Дмитрием Крымовым. . « Огонёк » № 14 (8 апреля 2007). Дата обращения: 2016-4-18. 12 марта 2016 года.
  17. , с. 45—46.
  18. , с. 209.
  19. Соколянский, А. . «Время новостей» (28 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 31 марта 2022 года.
  20. Корсаков,Д. . «Комсомольская правда» (30 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  21. Дьякова, Е. . «Газета» (25 октября 2002). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  22. , с. 209—230.
  23. . Театр «Школа драматического искусства». Дата обращения: 2016-4-18. 28 апреля 2016 года.
  24. от 2 сентября 2018 на Wayback Machine // РИА Новости, 1.09.2018
  25. Архипова, Е. . April Club news (21 октября 2012). Дата обращения: 19 мая 2022.
  26. . «Известия» (2 июля 2007). Дата обращения: 20 мая 2022.
  27. Сидельникова, М. . «Коммерсантъ» (12 сентября 2011). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  28. Богопольская, Е. . «Ведомости» (15 сентября 2011). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  29. Михаил Лемхин. . журнал «Чайка» (1 июня 2012). Дата обращения: 2016-4-17. 23 сентября 2015 года.
  30. Charles Isherwood. (англ.) . The New York Times (5 августа 2012). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  31. . Новая газета (13 марта 2014). Дата обращения: 30 июля 2017. 30 июля 2017 года.
  32. Lutz, Philip. (англ.) . The New York Times (17 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  33. Sorokina, A. (англ.) . The Theatre Times (25 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 14 мая 2021 года.
  34. , с. 44.
  35. Donald Brown. (англ.) . New Heaven Review (27 июля 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 2 августа 2020 года.
  36. (англ.) . Yale University (13 июня 2016). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  37. Колганова, В. . Коммерсант (2019-0708). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  38. . «Коммерсантъ» (1 сентября 2018). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  39. Авдошина, Е. . «Независимая газета» (19 марта 2019). Дата обращения: 19 мая 2022. 28 января 2020 года.
  40. Алдашева, Е. . «Театр» (18 апреля 2022). Дата обращения: 19 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  41. Новая газета (5 февраля 1981). Дата обращения: 27 августа 2023. 27 августа 2023 года.
  42. . РБК Стиль (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 14 мая 2022 года.
  43. . РИА Новости (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.
  44. . «Театрал» (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 14 мая 2022 года.
  45. . «Новая газета» (20 апреля 2022). Дата обращения: 20 мая 2022. 20 апреля 2022 года.
  46. Ovchinnikov, A. . O Teatre Info (2 сентября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022. 1 ноября 2022 года.
  47. Zhilyaeva, A. . Forbes (2 сентября 2022). Дата обращения: 3 ноября 2022. 1 ноября 2022 года.
  48. (англ.) . Журнал Театр. (20 октября 2022). Дата обращения: 29 октября 2022. 29 октября 2022 года.
  49. . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
  50. . Дата обращения: 15 августа 2018. 15 августа 2018 года.
  51. . Lenta.ru (18 июня 2007). Дата обращения: 2016-4-18. 6 мая 2016 года.
  52. . NEWSru.com (22 декабря 2009). Дата обращения: 2016-4-18. 27 апреля 2016 года. Оскво
  53. . ТАСС (6 октября 2018). Дата обращения: 20 мая 2022. 21 мая 2022 года.

Литература

  • Гайдин Б. Н. // Тезаурусный анализ мировой культуры / под ред. Лукова Вл. А.. — Москва: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2013. — Вып. 27 . — С. 45—48 . — ISBN 978-5-98079-924-3 .
  • Витвицкая, Н. // «Коммерсантъ». — 2016. — 22 Декабрь ( № 57 ). — С. 44 .
  • Берёзкин, В. // Вопросы театра. — 2009. — 02 Январь ( № 1—2 ). — С. 209—232 .

Ссылки

  • Интервью, а скорее, доверительная беседа Dmitry Krymov: The language of Visual Theatre из австралийской серии Повод Поговорить / Cause to Converse
  • Дмитрий Анатольевич Крымов. . vtoraya-literatura.com (1990). Дата обращения: 2016-4-17.
  • Логотип YouTube
  • Ирина Алпатова. «Петербургский театральный журнал» (20 декабря 2015). Дата обращения: 2016-4-18.
  • Тамара Ляленкова. . Радио «Свобода» (17 апреля 2016). Дата обращения: 2016-4-19.
Источник —

Same as Крымов, Дмитрий Анатольевич